Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения» (ПЗ-820)

 

Информацию о том, каким образом будет организован порядок предоставления социальных выплат после принятия законопроекта, пояснительная записка не содержит, право на его установление законопроектом предоставляется Правительству Иркутской области (п. 2 ст. 4 Законопроекта).

 

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту отражено, что его условиям соответствуют 1900 человек, за предоставлением выплат ежегодно будут обращаться по 160 человек ежегодно, однако пояснений и обоснований для такого прогноза числа заявителей не представлено. Данные о фактической реализации Указа Губернатора №128-уг также не подтверждает представленный прогноз в 160 заявителей ежегодно.

 

Законопроектом не предусмотрено ограничение территории проживания граждан, которым предоставляется социальная выплата (т.е. на социальную выплату могут претендовать граждане, не проживающие в Иркутской области), при этом ограничение предусмотрено для расположения приобретаемого жилого помещения, однако к качеству жилья законопроектом ограничения не предусмотрены. В связи с чем, КСП области предлагает дополнительно предусмотреть предельный процент физического износа приобретаемого жилого помещения.

 

Законопроектом предлагается предоставить право на социальную выплату гражданам, отвечающим ряду условий, в том числе «гражданин не менее 12 месяцев непрерывно осуществляет трудовую деятельность». КСП области предлагает сформулировать условие, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 2 законопроекта, следующим образом: «3) гражданин или его (ее) супруг(а) не менее 12 месяцев непрерывно осуществляют трудовую деятельность на основании трудового договора…».

 

Кроме того, КСП области предлагает также дополнить условие, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 2 законопроекта («гражданин не состоит на учете в наркологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании»), предусмотрев дополнительно отсутствие у лица постановки на учет в психоневрологическом диспансере в связи с хроническими и затяжными психическими расстройствами.

 

Законопроектом предлагается предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (в виде жилого дома или квартиры) либо на заключение договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома или соглашение (договор), на основании которого произведена уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Во избежание рисков, в целях защиты интересов, в том числе, детей-сирот, достигших возраста 23 лет, КСП области предлагает из оснований для предоставления социальной выплаты исключить договоры (соглашения) по уступке прав требований.

 

Частью 7 статьи 2 законопроекта предусмотрен механизм защиты областного бюджета в виде возврата средств социальной выплаты в случае расторжения договоров (купли-продажи, долевого участия в строительстве, уступки). КСП области предлагает установить также минимальный срок владения приобретенным жилым помещением, нарушение которого будет аналогично влечь обязанность по возврату средств в областной бюджет либо установить запрет на продажу жилого помещения, не связанную с улучшением жилищных условий (без последующей покупки иного жилого помещения по площади и характеристиками не хуже предыдущего). Кроме того, предлагается установить запрет на приобретение у близких родственников жилого помещения с использованием средств социальной выплаты.

 

КСП области полагает, что предложенный законопроектом механизм определения количества социальных выплат «обратным счетом» от доведенных лимитов и утвержденной средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения некорректен и не обеспечивает соблюдение принципа достоверности бюджета, создаст определенные сложности в планировании объема средств при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

 

В этой связи представляется допустимым и обоснованным в целях надлежащего планирования расходов областного бюджета предоставить право Правительству Иркутской области (либо уполномоченному органу) до начала формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период устанавливать своим нормативным правовым актом количество социальных выплат, подлежащих выплате в очередном финансовом году.

 

В целом по итогам проведенной экспертизы законопроекта КСП области концептуальных возражений не имеет. Вместе с тем, при рассмотрении законопроекта предлагается учесть замечания и рекомендации, отраженные в настоящем заключении.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.