КСП Иркутской области подготовлено заключение на отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2020 год.
1. Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2020 год представлен в Законодательное Собрание Иркутской области с соблюдением установленного срока, в целом содержит все предусмотренные требованиями сведения.
В 2020 году в целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом распоряжением Правительства РФ № 2645-р была утверждена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им.
Учитывая рекомендации, установленные в указанном Распоряжении, а также тенденции по унификации отчетности, можно рекомендовать Правительству Иркутской области учесть требования методики и внести соответствующие изменения в Закон № 123-ОЗ в части отражения сведений и показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, включаемых в Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью.
2. В ходе проведенного анализа Отчета за 2020 год, КСП области отмечает ряд концептуальных проблем, связанных с распоряжением областной государственной собственностью.
2.1. Низкие темпы передачи в собственность поселений автомобильных дорог местного значения для осуществления ими своих полномочий по решению вопросов местного значения, влекущие принятие ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» с нарушением норм Бюджетного кодекса РФ бюджетных обязательств на осуществление полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ.
2.2. Отсутствие в Иркутской области надлежащего нормативного правового регулирования отношений, связанных с правомерностью приобретения за счет средств областного бюджета имущества, не предназначенного для реализации полномочий органов государственной власти области и подведомственных им учреждений, и передачей такого имущества в федеральную и муниципальную собственность вопреки действующему законодательству.
2.3. Отсутствие системной, межведомственной работы по сохранности и восстановлению объектов культурного наследия. До настоящего времени не решен вопрос о проведении инвентаризации всех объектов культурного наследия регионального значения, не разработана государственная программа Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, направленная на реализацию мероприятий по обеспечению сохранности всех объектов культурного наследия регионального значения.
2.4. Минимущество области, являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области и осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, исполняет ряд функций, не соответствующих цели создания министерства, его наименованию и характеру деятельности, в том числе функции в сфере территориальной обороны и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также функций по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот.
3. Проведенный комплексный анализ системы показателей оценки использования государственной собственности, позволяет сделать следующие выводы.
3.1. Высокая степень износа объектов государственной собственности, переданных в оперативное управление областным государственным учреждениям, при низких темпах воспроизводства основных фондов является основанием для увеличения средств, выделяемых на обновление материально-технической базы.
3.2. Аналогичные выводы касаются имущества, переданного на праве хозяйственного ведения областным государственным предприятиям. Качественное улучшение производственных мощностей необходимо, в первую очередь, для предприятий с высокой степенью вовлеченности в решение государственных задач, в процесс реализации государственных нужд.
3.3. Сокращение доходов областного бюджета в виде дивидендов, начисленных на пакеты акций (доли) хозяйственных обществ, значительная доля стабильно убыточных хозяйственных обществ, низкий уровень вовлеченности обществ в процесс реализации государственных нужд, неучастие в реализации государственных программ Иркутской области свидетельствует о необходимости принятия решений о реализации пакета акций (доли) таких хозяйственных обществ.
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.