Информация по результатам проведенного совместного контрольного мероприятия «Проверка законного, результативного (эффективного и экономного) использования в 2016 – 2020 годах и истекшем периоде 2021 года средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на строительство (объекты капитального строительства, некапитальные строения и сооружения) и ремонт (капитальный ремонт, реконструкция, текущий ремонт) объектов, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования (совместно с Контрольно-счетной комиссией Усть-Кутского муниципального образования)»

 

Объекты контрольного мероприятия:

 

  • Администрация Усть-Кутского муниципального образования (далее – Администрация УКМО);
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Подымахино имени Героя Советского Союза Антипина Ивана Николаевича Усть Кутского муниципального образования Иркутской области (далее — МОУ СОШ с. Подымахино);
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа в п. Ручей Усть-Кутского муниципального образования (далее — МОУ СОШ в п. Ручей);
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области (далее — МОУ СОШ № 3).

 

1) В 2016-2020 годах на территории УКМО велось капитальное строительство, капитальные и текущие ремонты объектов с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации, Иркутской области, а также муниципальных программ УКМО.

 

Многофункциональные площадки (далее – МФП) в п. Ния, п. Верхнемарково в 2019 – 2020 годы не построены, Плавательный бассейн (ФОК) в г. Усть-Кут в эксплуатацию не введен.

 

В нарушение п. 5. ст. 87 БК РФ, п. 4 Порядка № 191-п в реестре расходных обязательств УКМО за 2016 год отсутствовал правовой акт, устанавливающий расходное обязательство по проведению выборочного капитального ремонта здания МОУ СОШ с. Подымахино (с. Подымахино, ул. Береговая, 1) под размещение группы дневного пребывания на 25 человек.

 

2) В Администрации УКМО не организована работа, направленная на реализацию национальных проектов, ответственные лица не назначены, персональная ответственность не закреплена, не сформирован сводный План-перечень мероприятий, в том числе за достижение целевых показателей и результатов национальных и региональных проектов, не размещена информации на официальном сайте Администрации УКМО о реализуемых на территории муниципального образования национальных и региональных проектах.

 

3) Администрация УКМО продляла сроки строительства МФП, не исполняя муниципальные правовые акты, направленные на осуществление решения о бюджетных инвестициях в форме капитальных вложений (в части МФП п. Ния, п. Верхнемарково), внося изменения в Перечень объектов, что позволит уйти от ответственности за нарушение ст. 79 БК РФ.

 

4) В ходе контрольного мероприятия установлены факты, имеющие признаки нецелевого использования, при приобретение строительных материалов для строительства ФОКа за счет средств местного бюджета.

 

Утвержденные бюджетные ассигнования в местном бюджете (39 779,1 тыс.р.), и в дальнейшем осуществленное их расходование в сумме 38 845,1 тыс.р. по КЦСР 4820099000 (обеспечение деятельности учреждений физической культуры и спорта) для Администрации (ГРБС 917, КФСР 1101 (физическая культура), КВР 244 (прочая закупка товаров, работ и услуг)) имеет признаки нецелевых, поскольку не направлены на реализацию уставных целей и полномочий Администрации УКМО (Администрацией УКМО напрямую приобретены строительные материалы для ФОКа в г. Усть-Кут, однако с учетом утвержденной классификации указанные ассигнования должны быть направлены на финансирование подведомственных учреждений физической культуры и спорта).

 

5) Всеми подрядчиками работы по строительству МФП производились в отступление от проектной документации, технической документации и в отсутствии согласования с автором проекта, при этом Администрация УКМО (Заказчик) осуществляла приемку и оплату выполненных работ, несмотря на не соответствие условиям, как самой закупки, так и муниципального контракта.

 

6) Администрацией УКМО допущены нарушения условий соглашений на предоставление субсидий из областного бюджета (сроки предоставления отчетности, значения показателей результативности не достигнуты, не исполнены обязательства по комиссионной приемке объектов, договоры на проведение строительного контроля не заключались и пр.), не соблюдены положения Федерального закона № 44-ФЗ, приняты и оплачены фактически невыполненные работы, в том числе принято и оплачено оборудование спортивных площадок, не предусмотренное муниципальными контрактами, нарушены правила ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

 

7) В ходе осмотра площадки в п. Верхнемарково установлено неудовлетворительное состояние площадки, отсутствие части спортивного оборудования и пр. (МФП в эксплуатацию не введена).

 

При осмотре МФП в с. Подымахино установлено в целом удовлетворительное состояние площадки без явных признаков видимого износа и активной эксплуатации. Озеленение в виде газонных трав отсутствует. Спортивное оборудование на площадке установлено (спортивный комплекс для занятий воркаутом (турник со шведской стенкой), спортивный комплекс для занятий воркаутом (брусья), спортивный комплекс для занятий воркаутом (рукоход)).

 

В ходе осмотра площадки в п. Ручей установлена ее фактическая эксплуатация. Покрытие площадки выполнено из резинового покрытия, на котором имеется повреждение. Электросети к источнику питания не подключены.

 

МФП в п. Ния имеет недопустимое состояние и не подлежит введению в эксплуатацию.

 

Капитальные вложения на счете 106 Администрацией не учитываются, чем нарушены требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Инструкции № 157н.

 

8) При проверке капитального ремонта МОУ СОШ с. Подымахино установлено, что за счет средств субсидии, помимо капитального ремонта здания МОУ СОШ с. Подымахино, построен отдельно стоящий от здания объект (теневой навес) и устроена пешеходная дорожка. При этом теневой навес и пешеходная дорожка не являлись объектами капитального ремонта, а были вновь возведены, что, по мнению КСП области, не соответствует цели представления субсидии.

 

КСП области полагает, что минстроем области допущены необоснованно широкие пределы усмотрения при принятии решения об объеме субсидируемых работ. Кроме того, КСП области обращает внимание, что министерство не наделено полномочиями на определение и расширение целей предоставления субсидий в рамках Положения № 264-пп (указанные полномочия закреплены за Правительством Иркутской области).

 

Исходя из выше изложенного, КСП области рекомендует минобру области усилить контроль соответствия видов работ и объектов целям, установленным Положением № 264 пп, при принятии решения об объемах предоставляемых муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета.

 

9) Проверка выборочного капитального ремонта спортзала СОШ с. Подымахино показала, что в соглашении о предоставлении субсидии не указан объект, на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту которого предоставлена субсидия, чем не конкретизирована цель ее предоставления.

 

За счет средств субсидии, помимо капитального ремонта самого спортивного зала МОУ СОШ с. Подымахино, произведен капитальный ремонт в помещениях, функционально не относящихся к спортивному залу согласно техническим характеристикам здания (кабинет учителя физкультуры, раздевалки, комнаты для хранения спортивного инвентаря).

 

Следует отметить, что на момент принятия решения (2017 год) о предоставлении субсидии УКМО на капитальный ремонт спортивного зала в МОУ СОШ с. Подымахино отсутствовали какие-либо методические рекомендации регионального и федерального уровня по видам работ, возможных к проведению в рамках мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.

 

КСП области полагает, что минобром области в 2017 году допущены необоснованно широкие пределы усмотрения при принятии решения об объеме субсидируемых работ по объекту «капитальный ремонт спортивного зала МОУ СОШ с. Подымахино», так как п. 2 Положения №427-пп установлено, что под мероприятиями по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом понимается проведение капитального ремонта спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности (проведения капитального ремонта иных помещений не предусмотрено).

 

Кроме того, КСП области обращает внимание, что министерство не наделено полномочиями на определение и расширение целей предоставления субсидий в рамках Положения № 427-пп (указанные полномочия закреплены за Правительством Иркутской области).

 

Исходя из выше изложенного, КСП области рекомендует минобру области провести работу по внесению изменений в Положение № 427-пп в целях уточнения (конкретизации, включения дополнительных помещений) видов работ, возможных к проведению в рамках предоставленной из областного бюджета субсидии.

 

10) В 2020 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» для УКМО предоставлена субсидия на капитальный ремонт спортивного зала МОУ СОШ п. Ручей, при этом из содержания соглашения не представляется возможным установить перечень объектов, на софинансирование работ по которым предоставлена субсидия (приложение № 1 к соглашению «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» не заполнено), чем не конкретизирована цель ее предоставления.

 

В ходе проверки установлены факты принятия и оплаты фактически невыполненных работ. Кроме того, часть выполненных работ не соответствует требованиям к их качеству.

 

11) При проверке мероприятий по строительству плавательного бассейна (ФОК) в г. Усть-Куте установлены многочисленные нарушения как со стороны Администрации УКМО, так и со стороны подрядчиков. Проверкой не подтвердилось достижение целевого показателя «строительная готовность объекта 100 %» на 2020 год.

 

Выявленные факты, имеющие признаки уголовно наказуемых деяний (ст. 159 «Мошенничество», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий» УК РФ), являются основанием для направления материалов по итогам проведенного контрольного мероприятия в правоохранительные органы для дачи уголовно-правовой оценки.

 

12) В ходе проверки установлено, что не во всех актах выполненных работ формы КС-2 имеется расшифровка расчета накладных расходов и сметной прибыли, в связи с чем КСП области не применялись в предварительных расчетах усредненные показатели накладных расходов и сметной прибыли при определении стоимостного выражения невыполненных работ в целях их возврата в бюджеты соответствующего уровня.

 

13) В ходе контрольного мероприятия выявлены многочисленные факты, имеющие признаки составов административных правонарушений (в том числе срок привлечения к ответственности по которым истек), в рамках полномочий КСП области подготовлены проекты протоколов об административных правонарушениях. По иным выявленным фактам информация направлена в службу государственного финансового контроля Иркутской области по подведомственности для принятия решения о привлечении виновных лиц к ответственности.

 

Отчет по результатам проведенного совместного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копия отчета направлена в прокуратуру Иркутской области, мэру Усть-Кутского муниципального образования и в Контрольно счетную комиссию Усть-Кутского муниципального образования. Направлено представление в Администрацию Усть-Кутского муниципального образования. Информационные письма направлены в министерство образования Иркутской области и министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Для дачи уголовно-правовой оценки действиям должностных лиц действиям должностных лиц Администрации Усть-Кутского муниципального образования материалы проверки направлены в правоохранительные органы.