Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка результативности реализации мероприятий по обеспечению восстановления (ремонта, реконструкции, строительства) объектов электросетевого комплекса в рамках ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Иркутской области в 2019 году

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее – МинЖКХ);
  • ГКУ ИО «Служба заказчика Иркутской области» (далее — Служба заказчика);
  • Администрация муниципального образования «Город Тулун».

 

1) В результате наводнения, прошедшего в июне-июле 2019 года в отдельных районах Иркутской области наряду со значительным ущербом, причиненным жилым помещениям, административным зданиям, объектам социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, ущерб был нанесен и объектам электросетевого хозяйства.

 

Существенно пострадали от стихии объекты областной собственности, находившиеся в хозяйственном ведении ОГУЭП «Облкоммунэнерго», которое обеспечивает электроэнергией большую часть потребителей г. Тулуна.

 

В сентябре 2019 года Правительством РФ утверждена Программа по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения за счет финансирования из федерального бюджета №2126-р, бюджета Иркутской области и внебюджетных источников.

 

В состав указанной Программы включены мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов энергетической инфраструктуры, источником финансирования которых определен консолидированный бюджет Иркутской области.

 

В этой части КСП области, обращает внимание на отсутствие софинансирования из федерального бюджета, а анализ представленной МинЖКХ информации свидетельствует о несвоевременности действий (бездействии) ответственного соисполнителя Программы в 2019 году по привлечению средств федерального бюджета на указанные цели. При этом общая потребность в средствах на реализацию мероприятий составляет около 1,2 млрд. рублей. Такой объем бюджетных инвестиций будет значительной нагрузкой для регионального бюджета.

 

2) Для координации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий наводнения, Указом Губернатора Иркутской области № 49-уг утвержден План-график согласно которому запланированы мероприятия по двум основным направлениям:

 

  • расходы на проектирование, строительство и подключение объектов электроэнергетики к сетям электроснабжения для электроснабжения строительства и объектов социальной сферы различного ведомственного подчинения, а также подключение индивидуальных жилых домов, в т.ч. расходы на осуществление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, к электрическим сетям;
  • проектно-изыскательские работы для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов энергетической инфраструктуры, находящихся в государственной собственности Иркутской области (хозяйственном ведении ОГУП «Облкоммунэнерго»).

 

Помимо мероприятий, предусмотренных Планом-графиком, из регионального бюджета муниципальным образованиям области, пострадавшим от ЧС, с целью проведения аварийно-восстановительных работ в проверяемом периоде предоставлялись межбюджетные трансферты и основные средства и материалы из Аварийно-технического запаса Иркутской области (АТЗ).

 

3) Полномочия государственного заказчика в части реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов энергетической инфраструктуры были возложены на специально созданную в этих целях Службу заказчика.

 

Всего на мероприятия, предусмотренные Планом-графиком, Службой заказчика в 2019-2021 годах было израсходовано 156,4 млн. рублей, из которых расходы на мероприятия в г. Тулуне и Тулунском районе составили 146,8 млн. рублей.

 

Расходы в общей сумме 31,1 млн. рублей составили расходы, связанные с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

 

В этой части КСП области отмечает организованную на ненадлежащем уровне работу по подготовке и принятию решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

 

Анализ исполнения принятого решения (Постановление Правительства области №1102-пп) в отношении мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов энергетической инфраструктуры, показал, что решения в отношении отдельных объектов остались не исполненными или исполнены не в установленный срок.

 

Расходы на проектно-изыскательские работы для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов энергетической инфраструктуры, находящейся в государственной собственности Иркутской области, в нарушение требований ст. 79 Бюджетного кодекса, Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций, осуществлялись в отсутствии принятых решений об осуществлении бюджетных инвестиций.

 

4) В ходе проведения проверки законности и эффективности использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Службе заказчика, установлено следующее.

 

4.1) Основная сумма использованных средств (123,4 млн. рублей) Службой заказчика направлена технологическое присоединение объектов к электрическим сетям. Все заявки на технологическое присоединение подавались в сетевую организацию ОАО «Иркутская электросетевая компания» без учета расположения объектов электросетевого хозяйства к которой осуществляется подключение и того, что на большей части территории г. Тулуна и Тулунского района эксплуатацию электросетевого хозяйства обеспечивает областное государственное предприятие «Облкоммунэнерго», которое в большей степени пострадало от паводка.

 

Проверкой исполнения договоров о технологическом присоединении установлено, что часть работ выполнена не в соответствии с предусмотренными техническими условиями, что требует их корректировки и соответствующего перерасчета платы.

 

4.2) Проведенный анализ заключенных Службой заказчика договоров свидетельствует о наличии в договорах как технических ошибок (опечатки в кадастровых номерах земельных участков, обозначенных местом проведения работ, несоответствие номеров строительных площадок, указанных в договорах их фактическому расположению в границах земельных участков и пр.), так и несогласованности отдельных условий договоров.

 

Так, например, в договоре на проектирование сетей электроснабжения микрорайона «Березовая роща» обязанность направления и оплаты государственной экспертизы проектной документации включена в обязанности Службы заказчика, при этом сводной сметой предусмотрены затраты подрядчика на ее прохождение.

 

По отдельным договорам не предоставлена на проверку исполнительная (техническая) документация, подтверждающая выполненные работы.

 

4.3) Проведенный анализ принятого решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций и его исполнения показал ненадлежащий уровень планирования, не проработанность решений, которые привели к излишним расходам, не востребованности проектной документации, рискам возможных судебных разбирательств.

 

Так, например, в 2019 году в нарушение ст. 79 Бюджетного кодекса РФ, п. 7 Положения о Порядке осуществления бюджетных инвестиций до принятия решения об осуществлении бюджетных инвестиций Службой заказчика был заключен государственный контракт на проектирование сетей электроснабжения микрорайона «Березовая роща» по цене 7 593,2 тыс. рублей, которым предусмотрено проектирование сетей на 4 земельных участках, включающих 1, 2, 3 этапы строительства. В процессе проведения проектных работ стало очевидно, что освоение (строительство) будет осуществляться только на одной части первого земельного участка, включенного в 1 этап (т.н. «Южный склон»). Вторая часть этого же участка («Северный склон») к застройке не планируется, 2 и 3 этап проектирования фактически не нужен.

 

Таким образом, проектирование 2, 3 этапа строительства было излишним, его стоимость, согласно смете контракта, составляет 4 741,1 тыс. рублей.

 

Начатое строительство сетей электроснабжения микрорайона «Березовая роща» по изготовленной проектной документации 1 этапа не выполнено в установленные сроки (декабрь 2020 года), что также является нарушением требований ст. 79 Бюджетного кодекса, Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций и принятого решения (Постановление Правительства области №1102-пп).

 

Кроме того, в нарушение вышеуказанного законодательства решение о бюджетных инвестициях не выполнено в отношении еще нескольких объектов со сроком исполнения в декабре 2020 года:

 

  • плата за технологическое присоединение котельной блочно-модульной на твердом топливе в г. Тулун, мкр. Березовая Роща – 5 000,0 тыс. рублей;
  • плата за технологическое присоединение к сетям электроснабжения жилых домов (мкр. Восточный г. Нижнеудинск) – 301 500,0 тыс. рублей;
  • плата за технологическое присоединение к сетям электроснабжения котельной блочно-модульной на твердом топливе (мкр. Восточный г. Нижнеудинск) – 6 000,0 тыс. рублей;

 

Основными причинами неисполнения является невостребованность данных мероприятий и отсутствие ассигнований, доведенных Минстроем.

 

4.4) По итогам проведенной проверки реализации мероприятия по проектированию строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов энергетической инфраструктуры, находящейся в государственной собственности Иркутской области КСП области отмечает, что общая потребность в средствах на проведение строительно-монтажных работ составляет 1 176,6 млн. рублей, а максимальная продолжительность строительства объектов — не более 22 месяцев.

 

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Законом о бюджете на 2021-2022 годы на эти цели не достаточны. Объем ассигнований на 2021 год предусмотрен в размере 307,1 млн. рублей, из которых 95,5 млн. рублей необходимо направить на оплату ПИР, а на 2022 год предусмотрено только 20 млн. рублей.

 

В свою очередь, ресурсное обеспечение в Госпрограмме запланировано на 4 года: 2021 год – 307,1 млн. рублей, 2022 год – 20,0 млн. рублей, 2023 – 20,0 млн. рублей, 2024 – 830,3 млн. рублей, что, по мнению КСП области, не позволит полноценно осуществить строительство и реконструкцию объектов. Кроме того, запланированные Госпрограммой сроки не согласуются со сроками, предусмотренными Программой по восстановлению №2126-р, где строительство запланировано на 2021 год.

 

5) Проверкой целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию г.Тулун установлены следующие основные нарушения и недостатки.

 

5.1) Законами о бюджете на 2019 и 2020 год муниципальному образованию г. Тулун были предусмотрены межбюджетные трансферты в общей сумме 49,3 млн. рублей на проведение аварийно-восстановительных работ и по технологическому присоединению энергопринимающих устройств двух СНТ к объектам электросетевого хозяйства.

 

5.2) В соответствии с Протоколом заседания КЧС №52 от июля 2019 года мэру муниципального образования «город Тулун» поручено обеспечить восстановление временного электроснабжения населения и социально-значимых потребителей, объекты которых уцелели после прохождения паводка.

 

Проверкой установлено, что проведенные «аварийно-восстановительные» работы имеют признаки восстановления не по временной, а по постоянной схеме подключения, осуществлены в виде нового строительства (реконструкции), в результате произведено изменение трасс линейных объектов и изменение схем электроснабжения, тип опор, тип линии, смонтировано новое оборудование, в связи с чем расходы на проведение таких работ носят инвестиционный характер (осуществление бюджетных инвестиций).

 

При этом в нарушение ст. ст. 48, 51 ГрК РФ строительство (реконструкция) осуществлено без проектной документации, без разрешения на строительство. Затраты на капитальные вложения были списаны на расходы Администрации г. Тулуна, не привели к образованию объекта основных средств и увеличению балансовой стоимости имущества, не приняты к учету как законченные вложения в объекты нефинансовых активов.

 

Вновь созданное имущество не введено в установленном порядке в эксплуатацию, не поставлено на кадастровый учет, что, по мнению КСП области, влечет угрозу безопасности эго эксплуатации.

 

Часть вновь возведенных линий, в отступление от требований Водного кодекса РФ, осуществлена в границах зоны затопления без обеспечения инженерной защиты.

 

5.3) По одному из муниципальных контрактов (№ 246-19 от 19.08.2019 с ООО «БСЭС – Иркутск») исполненному в полном объеме, Администрацией г. Тулуна по немотивированным основаниям не приняты и не оплачены в полном объеме работы. В нарушение условий контракта не проведена экспертиза результатов работ, приемка работ, нарушены сроки подписания актов КС-2 либо подготовки мотивированного отказа с указанием выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения.

 

При этом проверкой установлено, что работы по контракту выполнены в полном объеме, по вновь построенным и не введенным в эксплуатацию линиям осуществляется отпуск электрической энергии потребителям (используется результат работы по муниципальному контракту № 246-19 от 19.08.2019 в соответствии с целевым назначением). Объекты электросетевого хозяйства переданы в безвозмездное пользование коммерческой организации ОАО «ИЭСК», при том, что основная часть сетей, на которых были осуществлены аварийно-восстановительные работы, до ЧС находились в областной собственности (на праве хозяйственного ведения ОГУЭП «Облкоммунэнерго»).

 

В связи с немотивированным отказом Администрации г. Тулуна от подписания актов выполненных работ указанные акты подписаны в одностороннем порядке на основании п.4. ст.753 ГК РФ, подрядчик обратился в суд о взыскании с Администрации г. Тулуна задолженности за выполненные работы.

 

5.4) По другому муниципальному контракту (№ 316-19 от 03.10.2019 с ООО «ЭМСТЭР»), в рамках которого проводились работы по восстановлению электроснабжения ряда многоквартирных домов часть смонтированной и оплаченной кабельной продукции (линии ВЛ, шкафное оборудование) было демонтировано, по причине расселения двух многоквартирных домов и отключения их от коммуникаций.

 

При этом в отступление от требований Постановления Администрации г. Тулуна № 613/1 в указанные дома не ограничен доступ, а вместо проведения работ по консервации расселенных многоквартирных домов, фактически производится демонтаж элементов балконного ограждения, оконных и дверных блоков, радиаторов и трубопроводов отопления, металлических конструкций ограждения лестничных маршей и т.д.

 

Анализ представленной Подрядчиком технической документации свидетельствует, что основные работы по контракту были выполнены до заключения муниципального контракта и до оформления акта обследования существующих сетей электроснабжения.

 

5.5) При проверке целевого использования субсидии, предоставленной г. Тулуну на технологическое присоединение двух СНТ к объектам электросетевого хозяйства установлено, что показатель результативности не достигнут, отчет об использовании субсидии представлен в МинЖКХ с недостоверными сведениями.

 

Согласно актам об осуществлении технологического присоединения в отношении двух СНТ, услуги по технологическому присоединению объектов электроэнергетики выполнены в соответствии с техническими условиями. Однако, как установлено проверкой, фактически работы по технологическому подключению выполнены частично, с отклонением от технических условий:

 

  • по СНТ «Шахтер»: строительство ВЛ 0,4 кВ от КТП внутри СНТ осуществлено до границ 117 земельных участков (вместо предусмотренных договором 167), трансформаторная подстанция установлена мощностью — 160 кВА (техническими условиями предусмотрена максимальная мощность энергопринимающих устройств — 670 кВт).
  • по СНТ «Крутой Яр»: строительством ВЛ 0,4 кВ не охвачено большинство земельных участков садоводства (около 50% от предусмотренных 399 участков), трансформаторная подстанция установлена мощностью 160 кВА (техническими условиями предусмотрена максимальная мощность энергопринимающих устройств — 670 кВт).

 

Таким образом, сторонами подписаны акты об осуществлении технологического присоединения с недостоверными данными о выполнении всех условий по технологическому присоединению объектов электроэнергетики, кроме того договор энергоснабжения между СНТ «Крутой Яр» и гарантирующим поставщиком электрической энергии не заключен (не выполнен показатель результативности по предоставлению субсидии из областного бюджета).

 

Невыполнение работ по технологическому подключению в полном объеме требует корректировки договоров об осуществлении технологического присоединения и соответствующего перерасчета платы за подключение.

 

6) При проведении проверки использования имущества аварийно-технического запаса Иркутской области, выделенного муниципальному образованию г.Тулун установлено следующее.

 

Анализ распоряжений о передаче областного имущества в муниципальную собственность МО «город Тулун» в 2019-2020 годах, показал, что основные средства и материалы из АТЗ переданы в составе и объемах, полностью соответствующих запрашиваемым в ходатайствах мэром городского округа на общую сумму 14,9 млн. рублей.

 

Имущество, выделенное МО «город Тулун» из АТЗ, было передано 5 организациям с целью проведения работ по восстановлению объектов электросетевого комплекса.

 

6.1) В ходе проверки были установлены случаи списания материалов, сверх указанных в актах о приемке выполненных работ. В отношении отдельных объектов к проверке не были предоставлены документы по их установке.

 

Отдельные объекты основных средств в настоящее время не востребованы, не были использованы в целях ликвидации последствий наводнения, на момент проверки имущество состоит в казне МО «город Тулун» и находится на ответственном хранении у двух предприятий.

 

6.2) Анализ отчета об использовании основных средств и материалов АТЗ МО «город Тулун» за 2019 год выявил включение многочисленных недостоверных данных, связанных как с неверным указанием организаций, которым предоставлены основные средства, так и недостоверными сведениями о предоставленном количестве и составе имущества.

 

6.3) До настоящего времени Администрацией г.Тулуна не установлено местонахождение 34 железобетонных опор (общей стоимостью 347,7 тыс. рублей ), выделенных муниципальному образованию по распоряжению Минимущества от 03.03.2020 № 277/и, в связи с чем не подписан акт приема-передачи имущества, отчет об использовании основных средств и материалов АТЗ за 2020 год в МинЖКХ в установленные сроки не направлен.

 

Ненадлежащий учет выданного имущества, по мнению КСП, связан с реализацией не на должном уровне МинЖКХ своих функций по обеспечению хранения АТЗ. Проверкой установлено, что в период с 26.12.2018 по 24.03.2019 основные средства и материалы АТЗ находились на ответственном хранении ООО «Тулун-Автоцентр» в отсутствии заключенного контракта, а в период с 01.08.2019 по 14.08.2019, и 26.04.2020 хранение имущества АТЗ не входило в сроки оказания услуг ни одного из заключенных государственных контрактов на ответственное хранение. Более того, согласно пояснениям, направленным Администрацией г. Тулуна, материалы из АТЗ выдавались напрямую подрядчикам без уведомления Администрации г. Тулуна, без доверенности, без надлежащего оформления первичных документов.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копия отчета направлена в прокуратуру Иркутской области.