Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных из бюджета Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне — июле 2019 года на территории Иркутской области»

 

Объект контрольного мероприятия: ГКУ ИО «Служба заказчика Иркутской области» (далее – Учреждение).

 

1) Изменения, внесенные в 2019-2021 году в локальные нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, носили не только уточняющий характер, но содержали принципиальные изменения подхода к порядку и условиям предоставления мер социальной поддержки, что негативно сказалось на качестве реализации указанной меры социальной поддержки граждан.

 

2) Изменения, внесенные в Положение № 556-пп и изменившие порядок расчета размера социальной выплаты, недостатки, связанные с недостаточностью правового регулирования вопросов предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилых помещений привели к следующему:

 

  • социальная выплата предоставлялась гражданам исходя из предельной стоимости капитального ремонта жилых помещений (S помещения х 6 тыс. рублей) без учета документального подтверждения произведенных затрат на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения;
  • размер социальных выплат осуществлялся по верхнему пределу стоимости ремонта одного квадратного метра для жилых помещений без учета степени повреждения жилых помещений;
  • отсутствию в полном объеме первичных документов, подтверждающих направление социальной выплаты гражданином (гражданами) на капитальный ремонт жилого помещения (чеки, товарные чеки, договоры подряда с калькуляцией затрат, акты приема-передачи выполненных работ (услуг), расписки, квитанции об оплате работ (услуг) по договору подряда и пр.), а также предоставлению гражданами подтверждающих документов, не связанных с осуществлением капитального ремонта жилого помещения.

 

3) В 2019-2021 годах Учреждением предоставлялись социальные выплаты гражданам на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений вследствие наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне — июле 2019 при этом Уставом Учреждения деятельность по предоставлению социальных выплат не предусмотрена, что не соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

4) В 2019 году в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат в объеме 947 423,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов — 844 423,4 тыс. рублей (79/21), за счет областного бюджета – 103 000,0 тыс. рублей.

 

На 01.01.2020 социальные выплаты исполнены Учреждением в сумме 327 433,2 тыс. рублей, или на 34,6% от утвержденного объема (947 423,4 тыс. рублей).

 

В 2020 году в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат в объеме 543 541,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов – 352 072,8 тыс. рублей (79/21) и 191 468,7 тыс. рублей предусмотрены только за счет областного бюджета.

 

На 01.01.2021 Учреждением исполнены социальные выплаты в сумме 529 044,8 тыс. рублей, или на 97,3% от их утвержденного объема (543 541,5 тыс. рублей).

 

В 2021 году в областном бюджете на предоставление социальных выплат предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 659,9 тыс. рублей, из которых исполнены Учреждением 1 494,9 тыс. рублей (на 01.04.2021) или 90,1 % от утвержденного объема.

 

5) Средства федерального бюджета предоставлены областному бюджету в соответствии с тремя Соглашениями:

 

  • Соглашение от 18 июля 2019 года № 069-17-2019-122 (целевой показатель по итогам реализации Соглашения выполнен на 18,5%). Реестр получателей социальных выплат составлен в отношении 1391 жилых помещений, составлен корректно;
  • Соглашение от 06.03.2020 № 069-17-2020-002 (целевой показатель по итогам реализации Соглашения выполнен на 135,2%). Реестр получателей социальных выплат составлен в отношении 1188 жилых помещений, составлен корректно;
  • Соглашение от 28.05.2020 №069-17-2020-097 (целевой показатель по итогам реализации Соглашения выполнен на 116,4%). Реестр получателей социальных выплат составлен в отношении 658 жилых помещений, содержал многочисленные ошибки (40 единиц), откорректирован в ходе проверки.

 

6) В период с 2019 года по 2021 год (на 01.04.2021) Учреждением предоставлены социальные выплаты 5 696 получателям, в том числе в 2019 году — 2 142 получателям, в 2020 году — 3 548 получателям, в 2021 году — 6 получателям (без учета возвратов).

 

Выплаты предоставлялись Учреждением поэтапно (50/50), в разные периоды времени (2019-2020) с учетом долевой собственности по каждому собственнику.

 

7) В 2019-2021 годах Учреждением и министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области выданы 3186 Свидетельств удостоверяющих право граждан в получении социальных выплат на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений по которым капитальный ремонт проведен в 2502 помещениях, по 193 помещениям получена первая часть выплаты (подлежат возврату), по 491 Свидетельствам обращения отсутствуют.

 

Наибольшее количество помещений, отремонтированных за счет получения социальных выплат приходится на Нижнеудинское МО (1238 жилых помещения или 49,5%).

 

8) При выборочном анализе дел получателей социальных выплат установлено, что Учреждением в 2019-2021 годах пункт 27 Положения № 556-пп не соблюдался, социальные выплаты предоставлялись гражданам не исходя из фактически понесенных расходов, а из предельной стоимости капитального ремонта, определенной площадью таких помещений (S помещения *6,0 тыс. рублей) и указанной в Свидетельстве.

 

Только по 22 делам заявителей объем не подтвержденных расходов составил 3 368,6 тыс. рублей или 44,0% от общего объема предоставленных социальных выплат (7 650,1 тыс. рублей).

 

Фактически Учреждение при предоставлении социальных выплат действовало ни как подведомственное учреждение министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, выполняющее функции по контролю за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, строительного контроля капитального ремонта жилых помещений, а как учреждение социальной защиты, осуществляющее выплаты заявительного характера.

 

9) В 2019-2021 годах положения пункта 25 Учреждением в некоторых случаях не соблюдались, перечисление социальных выплат гражданам, проводящих капитальный ремонт своими силами осуществлялись с не соблюдением этапности (50/50), объем нарушений при выборочной проверке дел составил 1 314,6 тыс. рублей.

 

10) В 2019-2021 годах Учреждение не исполняя должным уровнем свои бюджетные полномочия, установленные статьей 162 Бюджетного кодекса РФ, не обеспечило результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований в сумме 26 415,5 тыс. рублей (капитальный ремонт в 193 помещениях не подтвержден, использование получателями социальных выплат имеют признаки не целевого характера):

 

  • по 162 помещениям социальные выплаты предоставлены за счет средств федерального и областного бюджетов в сумме 22 459,1 тыс. рублей, в том числе ФБ — 17 742,7 тыс. рублей (79%), ОБ — 4 716,4 тыс. рублей (21%);
  • по 31 помещению социальные выплаты предоставлены только за счет средств областного бюджета в сумме 3 956,4 тыс. рублей.

 

В ходе проверки КСП области совместно с Учреждением составлен реестр помещений, по которым Учреждению необходимо предпринять меры по взысканию предоставленных выплат в судебном порядке (193 помещения).

 

11) В ходе выборочной проверки дел КСП области установлено 39 помещений, по которым предоставлены социальные выплаты и Учреждением и министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (двойные выплаты).

 

Обьём социальных выплат, предоставленных министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по 39 помещению составил 117,7 млн. рублей, Учреждением – 6 747,6 тыс. рублей.

 

При анализе дел, КСП области установлено, что по 33 помещениям в 2019-2020 годах Учреждением предоставлены только первые части выплат на проведение капитального ремонта поврежденных помещений в сумме 5 315,9 тыс. рублей работы, выполнение работ не подтверждено. В настоящее время Учреждением проводится работа по взысканию первых частей выплат по 33 помещениям.

 

12) В 2019-2020 годах Учреждением с получателями социальных выплат заключались Соглашения о выполнении работ по капитальному ремонту жилых помещений, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления социальных выплат на капитальный ремонт жилых помещений.

 

Как показала проверка, ни одно из Соглашений, заключенных Учреждением в части условий предоставления окончательного расчета по капитальному ремонту жилых помещений с участием органов местного самоуправления не исполнено надлежащим образом.

 

ТОтчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. В министерство строительства Иркутской области направлено информационное письмо.