Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона «Об исполнении областного бюджета за 2020 год» (ПЗ-892)

 

1. Заключение КСП области на Законопроект подготовлено в соответствии с требованиями ст.ст. 264.4 — 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 39-42 Закона № 55-оз, на основании поручения Законодательного Собрания Иркутской области от 05.08.2021 № 2469. Законопроект внесен в Законодательное Собрание Иркутской области Указом Губернатора Иркутской области от 30.07.2021 № 210-уг. В соответствии с положениями статьи 39 Закона № 55-оз годовой отчет об исполнении областного бюджета утверждается законом области.

 

Законопроект и иные документы, представленные одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета за 2020 год, соответствуют перечню, установленному ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 40 Закона № 55-оз.

 

2. Исполнение областного бюджета за 2020 год осуществлено, в основном, в условиях снижения отдельных макроэкономических показателей. Так, индекс промышленного производства за 2020 год составил 102,2% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе по добыче полезных ископаемых – 98,8%, обрабатывающим производствам — 112,8%.

 

По отдельным показателям наблюдается рост. Реальная начисленная средняя заработная плата на одного работника увеличена в 2020 году по отношению к 2019 году на 1,6%; номинальная – на 7,4%; сводный индекс потребительских цен увеличен на 0,2%.

 

3. Первоначально областной бюджета утвержден Законом Иркутской области от 20.12.2019 № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В течение 2020 года в параметры областного бюджета 2 раза вносились изменения.

 

В окончательной редакции закона о бюджете доходы утверждены в сумме 191 181 233,7 тыс. рублей (увеличение на 10 720 282,7 тыс. р.), расходы — 205 966 828,8 тыс. р. (на 17 029 892,9 тыс. р., на 9%), дефицит — 14 785 595,1 тыс. р. (на 6 309 610,2 тыс. р., с 5,7% до 10%).

 

4. Областной бюджет за 2020 год исполнен по доходам в сумме 207 709 380,0 тыс. р., по расходам – 223 796 915,3 тыс. р. с превышением расходов над доходами (дефицит областного бюджета) в сумме 16 087 535,4 тыс. р.

 

5. Поступление налоговых и неналоговых доходов за 2020 год составило 139 595 470,6 тыс. р., или 94,2% к плану (не исполнено – 8 556 241,0 тыс. р.). По сравнению с 2019 годом поступление налоговых и неналоговых доходов уменьшилось на 3 822 048,3 тыс. р. или 2,7%.

 

Поступление налоговых доходов в областной бюджет в отчетный период по сравнению с аналогичным периодом 2019 года уменьшилось на 5 543 582,2 тыс. р. или на 4 %.

 

Положительная динамика установлена по всем видам налоговых поступлений: налог на доходы физических лиц (+6,3 %), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (+10%), налоги на совокупный доход (+6,6 %), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (+35,2 %), исключение составляет поступления по налогу на прибыль организаций «-» 10 023 830,9 тыс. р. (-15,5 %) к 2019 году.

 

Основную долю в структуре налоговых доходов составили: налог на прибыль организаций (40,7%), НДФЛ (31,3%), налог на имущество (12,6%), налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (8,9%).

 

6. По итогам 2020 года поступление неналоговых доходов составило 5 275 814,1 тыс. р., или 137,3% к плану, не исполнено – 16 293,4 тыс. р.. По отдельным видам неналоговых доходов исполнение превышает прогнозные значения (доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – в 7,8 раза, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – в 1,7 раза, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – в 1,8 раза, платежи при пользовании природными ресурсами – 13,7%), ниже плановых значений (административные платежи и сборы — исполнены на 93,7% от плана; прочие неналоговые доходы – 6,6%). Анализом помесячного поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлено, что в период с 01.09.2020 по 01.12.2020 плановые значения по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов перевыполнены на 1 584,3 млн. р. В отступление от требований ст. 32 БК РФ плановые показатели не корректировались.

 

7. По итогам 2020 года объем безвозмездных поступлений в областной бюджет составил 68 113 909,4 тыс. р., что на 16 660 118,1 тыс. р. больше объема безвозмездных поступлений поступивших в 2019 году (+32,4%). В целом безвозмездные поступления исполнены на 158,3% от утвержденных значений. Объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году составил 66 636 619,5 тыс. р., в том числе: дотации – 14 895 286,4 тыс. р. (251,1% к плану); субсидии – 21 064 939,9 тыс. р. (122,8% к плану); субвенции – 12 171 597,2 тыс. р. (109,8% к плану); иные МБТ – 18 504 796,1 тыс. р. (216,2% к плану).

 

8. Исполнение расходов составило 108,7% к утвержденному законом о бюджете плану и 96,9% к сводной бюджетной росписи (не исполнено – 7 208 625,4 тыс. р.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы областного бюджета возросли на 16 553 353,6 тыс. р. или на 8%. Увеличение расходов в 2020 году в значительной степени обусловлено распределением межбюджетных трансфертов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, принятыми после уточнения закона об областном бюджете, в том числе предоставление средств из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

 

9. Основная доля расходов областного бюджета приходится на разделы «Социальная политика»-32,4%, «Образование»-25,7%, «Национальная экономика»-12,3%, «Здравоохранение»-9,7%, «МБТ общего характера бюджетам субъектов РФ и МО»-6,3 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство»-5,6%.

 

10. В 2020 году самое низкое исполнение расходов областного бюджета отмечено по разделу «Физкультура и спорт» (78,3 %), при исполнении общего годового объема расходов в размере 96,9%. По пяти разделам уровень исполнения ниже среднего показателя: «Обслуживание государственного (муниципального) долга (91,2%), «Охрана окружающей среды» (94,3%), «Здравоохранение» (94,9%), «Культура, кинематография» (95,2%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (95%).

 

11. Областной бюджет сформирован в программной структуре расходов по 21 государственной программе. Сводной бюджетной росписью расходы на реализацию госпрограмм предусмотрены в объеме – 229 318 505,1 тыс. р. или 99,3% в общем объеме расходов бюджета (231 005 540,7 тыс. р.). Исполнение расходов на реализацию государственных программ Иркутской области по состоянию на 01.01.2021 составило 222 137 958,6 тыс. р. или 96,9% к плану года (229 318 505,1 тыс. р.).

 

12. Финансовое исполнение 8 государственных программ в 2020 году составило менее 96,9 %, в том числе: ГП «Охрана окружающей среды» — на 94,8 %; ГП «Обеспечение комплексных мер противодействия ЧС природного и техногенного характера, построение и развитие АПК «Безопасный город» — 94,7 %; ГП «Доступное жилье» — 92,6 %; ГП «Реализация государственной политики в сфере строительного, дорожного хозяйства» — 96,1 %, ГП «Развитие жилищно – коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности» — 95,1%, ГП «Развитие культуры» — 95,8%, ГП «Развитие физической культуры и спорта» — 78,2%.

 

13. Непрограммные расходы областного бюджета утверждены Законом № 130-ОЗ, уточнены сводной бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2021 в сумме 1 687 035,6 тыс. р. Исполнение непрограммной части расходов областного бюджета по состоянию на 01.01.2021 составило 1 658 956,7 тыс. р. или 98,3% от плановых назначений (1 687 035,6 тыс. р.).

 

14. По итогам 2020 года исполнение региональных проектов составило 26 492 985,0 тыс. рублей, или 96,6% от плановых показателей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 16 052 103,8 тыс. р. (98,9%), средств Фонда содействия реформирования ЖКХ – 129 980,6 тыс. р. (48,8%), средств областного бюджета – 10 310 900,6 тыс. р. (94,4%). Не исполнены плановые назначения за счет средств федерального бюджета на сумму 184 866,0 тыс. р., за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ – 136 635,0 тыс. р.

 

15. Основная часть неисполненных федеральных средств отмечена по региональным проектам Иркутской области — «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Формирование комфортной городской среды в Иркутской области», «Дорожная сеть», «Жилье (Иркутская область)», «Спорт — норма жизни» (Иркутская область), «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Чистая вода (Иркутская область)».

 

16. По состоянию на 01.01.2021 областной бюджет исполнен с дефицитом в размере 16 087 535,4 тыс. р., при утвержденном 14 785 595,1 тыс. р., или 11,4% общего годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Источниками финансирования дефицита бюджета являлись: государственные (муниципальные) ценные бумаги – 1 500 000,0 тыс. р. (со знаком минус); кредиты кредитных организаций – 6 200 000,0 тыс. р.; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ – 8 000 000,0 тыс. р. (со знаком минус); иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета в сумме 3 765 362,8 тыс. р. (бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте РФ, операции по управлению остатками на единых счетах бюджетов); изменение остатков средств – 377 827,5 тыс. р. (со знаком минус).

 

17. Государственный долг Иркутской области по состоянию на 01.01.2021 составил 29 677 247,0 тыс. р., что на 12 700 000,0 тыс. р., или на 74,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (16 977 247,0 тыс. р.). Уровень государственного долга на 01.01.2021 года составил 21,3% общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год. Превышение фактического значения уровня государственного долга над плановым (20% — ограничение установлено дополнительными соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам Иркутской области перед Российской Федерацией) обусловлено необходимостью осуществления заимствований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий коронавирусной инфекции.

 

Указанное превышение не противоречит пункту 6, 8 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году». При этом имеются риски нарушения условий соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам Иркутской области, в части превышения ограничения значения уровня государственного долга на 1,3%. По мнению КСП области, в целях исключения негативных последствий, необходимо принять меры по снижению уровня государственного долга.

 

18. Согласно отчету расходы резервного фонда исполнены в сумме 1 463 749,9 тыс. р. (на 98,5%) от утвержденного объема бюджетных ассигнований (1 485 472,2 тыс. р.). Нераспределенный остаток средств резервного фонда составил 14 527,8 тыс. р.

 

19. В соответствии со статьей 10 Закона Иркутской области № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции от 27.05.2020) объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области утвержден на 2020 год в сумме 14 718 431,3 тыс. р. Согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в 2020 году использовано 11 047 675,7 тыс. рублей или 93% от утвержденного объема.

 

20. В 2020 году 8–ми муниципальным образованиям предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 242 111,7 тыс. р.

 

21. В соответствии со статьей 264.4. БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежал внешней проверке, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. По результатам внешней проверки оформлены и направлены акты главным администраторам средств областного бюджета (всего 36 актов).

 

Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования вышеуказанных правовых актов. В рамках полномочий КСП области, установленных статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП области по фактам выявленных нарушений должностным лицам государственных органов Иркутской области направлены 1 предписание, 2 представления, 8 информационных писем.

 

22. Показатели исполнения областного бюджета, предлагаемые к утверждению законом области, соответствуют данным годовой бюджетной отчетности, в том числе, отчету об исполнении бюджета за 2020 год (форма 0503117) и отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (форма 0503317), представленным в КСП области для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год, а также в составе документов и материалов к Законопроекту.

 

В целом законопроект соответствует нормам бюджетного законодательства Российский Федерации.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.