Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (ПЗ-934)

 

1. Доходы на 2022 год прогнозируются в объеме 202 570 605,6 тыс. р., что на 24 851 764,6 тыс. р. (– 10,9%) меньше ожидаемых поступлений 2021 года, в т.ч. налоговые и неналоговые доходы — 163 404 424,2 тыс. р., что на 1 960 488,1 тыс. р. (-5,1%). Доходы на 2023 год предложены в объеме 204 418 665,8 тыс. р., на 2024 год — 214 758 421,6 тыс. р.

 

2. КСП Иркутской области обращает внимание на необходимость повышения качества администрирования доходов областного бюджета и предлагает проанализировать действующие методики в соответствии с положениями, внесенными Постановлением № 1557.

 

3. Снижение безвозмездных поступлений в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов обусловлено тем, что в проекте закона о федеральном бюджете объем межбюджетных трансфертов будет распределен между бюджетами субъектов РФ ко второму чтению (предварительно 23.11.2021).

 

4. Расходы областного бюджета предлагаются на 2022 год в сумме 211 262 218,8 тыс. р.; на 2023 год – 210 522 858,3 тыс. р., в том числе условно утвержденные расходы – 7 797 303,2 тыс. р.; на 2024 год – 215 901 892,6 тыс. р., в том числе условно утвержденные расходы – 12 051 309,4 тыс. р.

 

Планирование бюджетных ассигнований на 2022-2024 годы осуществлено в соответствии с порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, утвержденными приказом министерства финансов Иркутской области от 06.08.2012 № 35н-мпр , с учетом корректирующих коэффициентов.

 

5. Расходная часть областного бюджета сформирована на основе 21 государственной программы Иркутской области, проектов изменений к ним. Общий объем расходов на реализацию госпрограмм составляет 207 903 351,9 тыс. р. (98,4% в общем объеме расходов), на 2023 год –
201 117 431,2 тыс. р. (95,5%), на 2024 год – 202 392 919,5 тыс. р. (93,7%).

 

Объем финансового обеспечения непрограммных направлений деятельности на 2022 год предлагается в сумме 3 358 866,9 тыс. р., на 2023 год – 1 608 124,1 тыс. р., на 2024 год – 1 457 663,8 тыс. р.

 

6. В структуре расходов по-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социальной сферы: в 2022 году – 69,3% от общего объема расходов (146 493 519,7 тыс. р.), в 2023 году – 70,1% (147 614 519,5 тыс. р.), в 2024 году – 68,8 % (148 467 942,4 тыс. р.).

 

7. Законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов (39 РП) предусмотрены в общем объеме 27 135 411,7 тыс. р., что на 3 511 815,6 тыс. р. меньше объема бюджетных средств, утвержденных сводной бюджетной росписью на 01.10.2021 (30 647 227,3 тыс. р.).

 

8. Объем расходов на исполнение публичных нормативных обязательств на 2022 год предусмотрен в сумме 21 896 511,7 тыс. р., на 2023 год – 23 064 361,5 тыс. р., на 2024 год – 24 274 579,0 тыс. р. В составе расходов на исполнение ПНО в соответствии с Указом № 199 на предоставление ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в 2022 году планируется направить 9 627 199,8 тыс. р., в 2023 году – 9 966 418,4 тыс. р., в 2024 году – 10 757 979,2 тыс. р., в том числе за счет средств областного бюджета в 2022 году – 2 406 800,0 тыс. р., в 2023 году – 2 491 604,6 тыс. р., в 2024 году – 2 689 494,8 тыс. р.

 

9. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законопроекте на реализацию мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), планируется утвердить в объеме 418 500,0 тыс. р., что на 3 127 539,4 тыс. р. или 88,2% меньше, чем предусмотрено законом о бюджете на 2021 год.

 

10. Статьей 20 Законопроекта установлено, что в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета является использование (перераспределение) зарезервированных бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству финансов Иркутской области по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» раздела 01 «Общегосударственные вопросы» на 2022 год. Зарезервированные средства в сумме 750 000,0 тыс. р. предусмотрены на увеличение фонда оплаты труда работников государственных учреждений Иркутской области, государственных гражданских служащих Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области, и вспомогательного персонала органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

 

11. В ходе экспертизы установлено неполное обеспечение действующих расходных обязательств в части формирования фонда оплаты труда с начислениями (расчетная оценка ~ 3,4 млрд. р.). Распоряжением Правительства РФ от 23.12.2020 № 3515-р утверждены нормативы формирования в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ (на 2022 год для Иркутской области установлен норматив 2,4% от объема доходной базы субъекта Российской Федерации). В случае установления ФОТ в полном объеме имеются риски превышения установленного норматива.

 

12. Не в полной мере соблюдены положения п. 3 ст. 140 БК РФ, согласно которым субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ. Применение корректирующего коэффициента (0,9) согласно Приказу № 35н-мпр влечет занижение объема субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий (расчетная оценка более 40,0 млн. р.).

 

13. Пунктом 4 статьи 139 БК РФ, установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ) утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

 

В Законопроекте не осуществлено распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета на общую сумму 7 132 416,9 тыс. р., из них:

 

— на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, укрепление берегов озера Байкал, совершенствование и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал в сумме
1 996 004,7 тыс. р.;

 

— на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность в сумме 755 630,9 тыс. р.;

 

— на обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций путем проведения диагностирования внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах в сумме 2 375,0 тыс. р.;

 

— на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в сумме 1 432 006,3 тыс. р.;

 

— на выплату денежного содержания с начислениями на него главам, муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Иркутской области, а также заработной платы с начислениями на нее техническому и вспомогательному персоналу органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Иркутской области, работникам учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Иркутской области в объеме 2 946 400,0 тыс. р.

 

14. Объем дефицита областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определен исходя из прогнозируемого объема поступлений доходов в областной бюджет и планируемых расходов бюджета с учетом обязательств, принятых Иркутской областью в рамках участия в 2017, 2020 и 2021 годах в реструктуризации обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам и составит в 2022 году 8 691 613,2 тыс. р., в 2023 году – 6 104 192,5 тыс. р., в 2024 – 1 143 471,0 тыс. р.

 

15. Доходы консолидированного бюджета Иркутской области на 2022 год прогнозируются в объеме 240 588,0 млн. р.; на 2023 год – 244 784,2 млн. р.; в 2024 году – 257 274,2 млн. р. Расходы на 2022 год планируются в объеме 250 393,4 млн. р., на 2023 год – 252 071,5 млн. р., 2024 год – 259 664,2 млн. р. Основные риски исполнения консолидированного бюджета Иркутской области могут быть связаны со снижением устойчивости местных бюджетов, их высокой зависимостью от областного бюджета.

 

В целом, проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» соответствует действующему законодательству и может быть рекомендован Законодательному Собранию Иркутской области к принятию в первом чтении.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копию заключения направить в Правительство Иркутской области для ознакомления и поручения исполнительным органам государственной власти Иркутской области – рассмотреть настоящее заключение в пределах компетенции и о результатах рассмотрения проинформировать Контрольно-счетную палату Иркутской области в месячный срок.