Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (ПЗ-935)

 

1. Проект бюджета ТФОМС бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам: на 2022 год – в объеме 49 799 872,7 тыс. рублей, 2023 год – 52 506 861,1 тыс. рублей, 2024 год – 55 590 419,4 тыс. рублей.

 

На 2022 год доходы планируются ниже ожидаемого уровня 2021 года на 0,9 % (или на 455 920,3 тыс. рублей), а расходы – ниже уровня 2021 года на 2,7 % (или на 1 379 638,6 тыс. рублей). Соответственно ниже уровня 2021 года на 1,2 %, или на 576 799,1 тыс. рублей предусмотрены расходы на реализацию территориальной программы ОМС (на 2022 год – 48 650 211,1 тыс. рублей, в 2021 году – 49 227 010,2 тыс. рублей).

 

Данное снижение сложилось за счет поступления в течение 2021 года целевых межбюджетных трансфертов, в том числе из резервного фонда Правительства РФ, на дополнительное финансирование медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в связи с новой коронавирусной инфекцией в общем объеме 3 997 025,9 тыс. рублей.

 

Статьей 5 проекта федерального закона о бюджете ФФОМС на 2022 год предусмотрена возможность предоставления в 2022 году из нормированного страхового запаса ФФОМС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов ОМС на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

 

При этом субвенция из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС предусмотрена с увеличением к уровню 2021 года на 3 435 537,4 тыс. рублей, или на 7,5 % (на 2022 год – 48 977 069,9 тыс. рублей, в 2021 году – 45 541 532,5 тыс. рублей). В структуре доходов на долю субвенции приходится 98,3 %.

 

2. В проекте бюджета ТФОМС не предусмотрены средства на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (в 2021 году – 142 234,9 тыс. рублей), а также на осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в 2021 году – 26 261,8 тыс. рублей). Средства на эти цели в 2022 году зарезервированы в нормированном страховом запасе ФФОМС и будут распределены по регионам позднее.

 

3. Предусмотренный объем субвенции соответствует размеру субвенции, распределенному на 2022 год Иркутской области в проекте федерального закона о бюджете ФФОМС.

 

Объем субвенции определен по Методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462, исходя из численности застрахованного населения в Иркутской области по состоянию на 1 января 2021 года (2 475 244 человека), подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (14 173,9 рубля), коэффициента дифференциации для Иркутской области (1,396).

 

Удельный вес страховых взносов Иркутской области на ОМС неработающего населения (18 115 484,6 тыс. рублей) в общем объеме субвенции в 2022 году составит 37 % (в 2021 году – 38,3 %, или 17 431 377,2 тыс. рублей).

 

4. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размер субвенции обеспечивает:

 

— сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам – 200 %, среднему медицинскому персоналу – 100 % в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597;

 

— увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022-2024 годов, прочих расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2022 — 2024 годах по 4 % ежегодно;

 

— финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.

 

Кроме того, объем субвенции предусматривает мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, расширение программы диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.

 

5. Проект Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и плановый период, включающей в себя территориальную программу ОМС, в материалах для проведения экспертизы Законопроекта не представлен (не предусмотрен ст. 15 Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области»), что не позволяет оценить достаточность предусмотренных ассигнований по отдельным видам, профилям и условиям оказания медицинской помощи, сбалансированность по объемам медицинской помощи и их финансовому обеспечению.

 

КСП области неоднократно ставила вопрос о необходимости представления одновременно с проектами законов об областном бюджете и бюджете ТФОМС проекта Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, включающей в себя территориальную программу ОМС. Указанное предложение КСП области до настоящего времени не реализовано. Аналогичная норма предусмотрена в законах о бюджетном процессе г. Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Красноярского края, и др.

 

КСП области предлагает внести соответствующие изменения в статью 15 Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области».

 

6. В статье 9 текстовой части законопроекта в соответствии с частью 18 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ предлагается установить норматив расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций в размере 1,00 процента (на уровне 2019-2021 годов). Исходя из предлагаемого норматива, расходы на ведение дела в 2022 году составят расчетно 432 180,4 тыс. рублей.

 

7. Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас. Статьей 5 законопроекта установлены размер средств нормированного страхового запаса на 2022 год в сумме 5 818 029,2 тыс. рублей и цели его использования.

 

В п. 8 ч. 4 ст. 14 Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» предусмотрено, что законом области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда утверждается размер средств нормированного страхового запаса. При этом не указано, что он должен устанавливаться на очередной финансовый год и плановый период, что не соответствует совокупности норм статьи 184.1 БК РФ. КСП области предлагает уточнить данную норму Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области».

 

Контрольно-счетная палата Иркутской области полагает, что проект закона Иркутской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» может быть рекомендован к рассмотрению Законодательным Собранием Иркутской области.

 

КСП Иркутской области предлагает рассмотреть в последующем возможность внесения соответствующих изменений в Закон Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области».

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.