Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» (ПЗ-932)

 

Законопроект относится к правовым актам, приводящим к изменению доходов областного бюджета в долгосрочном периоде, предполагает внесение изменений в Закон № 75-оз и Закон № 60-ОЗ.

 

1. В Законе № 75-оз утрачивает силу с 01.01.2022 п. 5 ч. 10 ст. 2.

 

В целом, расширяется перечень видов экономической деятельности по льготному налогообложению (за исключением деятельности налогоплательщиков, связанной с добычей углеводородного сырья), что приводит к выпадающим доходам областного бюджета. Вместе с тем, согласно пояснительной записке к законопроекту, указанная мера направлена на стимулирование инвестиционной деятельности участников РИП.

 

Прогнозируемая оценка поступлений налога на имущество организаций на 2022 год составляет 16 930 751,0 тыс. р.

 

Оценка налоговых льгот областного бюджета с учетом финансовых моделей РИП может быть осуществлена на период, начиная с 2027 года. Недополученные доходы по налогу на имущество организаций составят 8 471,7 тыс. р.

 

Снижение связано, в основном, с прогнозным уточнением стоимости имущества с учетом его износа, исчисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

 

С учетом инвестиционной активности отдельных хозяйствующих субъектов, возможно, право на налогообложение реализуют будущие участники РИП, деятельность которых связана с газо-химическим производством (ОКВЭД 20 «Производство химических веществ и химических продуктов»).

 

2. В Закон № 60-ОЗ вносятся изменения в статью 2, которая излагается в новой редакции.

 

На участников РИП, включенных в реестр после 01.01.2022, с совокупным объемом инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией, 300 млрд. р. и более распространяется применение пониженных налоговых ставок налога на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 25.9 НК РФ).

 

ТекДля других участников РИП — 10%, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налогов составила величину, равную объему осуществленных капитальных вложений (п. 8 ст. 284.3 НК РФ).т1

 

Согласно предварительным финансовым моделям инвестиционные объекты подпадают под налогообложение, начиная с 2027 года. Недополученные доходы областного бюджета в 2027 году составят 4 460,2 млн. р.

 

В последующий период выпадающие доходы не ожидается в силу положений Закона № 144-ФЗ, согласно которым участники РИП, удовлетворяющие требованиям абз. второго пп. 4.1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, утрачивают право на применение налоговых ставок в размерах и порядке, начиная с 01.01.2029.

 

3. Статей 3 законопроекта предусмотрены два переходных положения, по одному из которых предлагается, что ранее установленные статьей 2 Закона № 60-ОЗ пониженные налоговые ставки налога на прибыль действуют в отношении участников РИП, включенных в реестр до 01.01.2022, по второму – положения законопроекта вступают в силу с 01.01.2022.

 

Участники РИП, не реализующие инвестиционные проекты свыше 300 млрд. р., разделены на две группы относительно сроков внесения их в реестр участников РИП: до 01.01.2022 (первые пять лет – 0%, далее – 10%), после 01.01.2022 (10%).

 

4. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту период реализации его положению составляет 14 лет: с 2022 по 2036 гг. Законопроект не потребует в период с 2022 по 2024 годы дополнительных расходов областного бюджета. «Вместе с тем с учетом планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории Иркутской области, недополученные доходы областного бюджета в период 2027-2036 гг. оцениваются в 12,9 млрд. р.».

 

По методическим рекомендациям налоговая льгота (налоговый расход) должна быть востребована налогоплательщиками за пятилетний период.

 

Обоснования сроков реализации на долгосрочный период в материалах к законопроекту не представлены.

 

5. Постановлением № 903-пп предусмотрен срок направления уполномоченным органом результатов оценки эффективности предоставленных налоговых расходов в Законодательное Собрание Иркутской области до 1 октября текущего года. Таким органом, уполномоченным за обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, является министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.

 

С учетом обсуждения на публичных слушаниях итогов внешней проверки исполнения областного бюджета за 2020 год, в том числе с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, полагаем возможным предложить направление в Законодательное Собрание Иркутской области результатов оценки эффективности предоставленных налоговых расходов в установленные законодательством сроки проведения внешней проверки.

 

Кроме того при подготовке результатов оценки эффективности предоставленных налоговых расходов в отношении участников РИП предлагаем предоставлять более подробную информацию с указанием бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых льгот и достижения результатов в разрезе ОКВЭД инвестиционных проектов на условиях Законопроекта (в случае его принятия).

 

Законопроект, в целом, соответствует бюджетному и налоговому законодательству, концептуальных замечаний не имеется.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.