Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей, в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта» (ПЗ — 946)

 

По мнению Контрольно-счетной палаты, с учетом положений части 3 статьи 38 Устава Иркутской области, законопроектом предлагается концептуально некорректная правовая конструкция, когда Законом Иркутской области передаются на уровень муниципальных образований государственные полномочия по предоставлению меры социальной поддержки, установленной Указом Губернатора.

 

Полагаем, что до рассмотрения и принятия законопроекта № ПЗ-946 необходимо и целесообразно разработать Законопроект «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, в виде социальной выплаты на обеспечение жилым помещением взамен предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта».

 

По предоставлению социальных выплат взамен предоставления земельного участка многодетным семьям необходимо отметить следующее.

 

По состоянию на 01.10.2021 на земельном учете состоят 15 512 многодетных семей.

 

В целях реализации Указа № 158-уг минимуществу доведены бюджетные ассигнования по состоянию на 01.12.2021 в размере 178 000,0 тыс.р., принято 369 распоряжений о перечислении социальной выплаты на сумму 63 294,9 тыс.р. (35,6% от доведенных БА; или 2,4% от количества семей, состоящих на земельном учете).

 

По мнению КСП Иркутской области, планируемый размер социальной выплаты (200,0 тыс.р.) не позволит решить задачу по улучшению жилищных условий в отношении многодетных семей, имеющих трех и более детей, поставленную Президентом РФ еще в 2011 году.

 

Согласно приложению 2 к законопроекту в расчет нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, включены:

 

1) Расчет объема средств, необходимый для предоставления многодетным семьям социальной выплаты;

 

2) Материальные затраты муниципальных образований, необходимые для осуществления государственных полномочий.

 

При этом, материальные затраты включают лишь по сути операционные расходы (канцелярские товары, телефонная и почтовая связь и пр.), однако не предусматривают нормативную численность муниципальных служащих, исполняющих государственные полномочия.

 

Обязывание органов местного самоуправления использовать собственные штатные единицы, финансовое обеспечение которых осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов, противоречит федеральному законодательству.

 

Разработчиком законопроекта в пояснительной записке не представлена информация о проработке вопроса и получения согласия от всех 42-х муниципальных образований, поименованных в приложении 1 к законопроекту, использовать для реализации указанного законопроекта, в случае его принятия, собственных штатных единиц.

 

По мнению КСП Иркутской области, законопроект требует дополнительного обсуждения и доработки до его рассмотрения Законодательным Собранием Иркутской области.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.