Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию регионального проекта «Старшее поколение» в 2019 2020 году и истекшем периоде 2021 года»

 

  • министерство труда и занятости Иркутской области;
  • Областные государственные казенные учреждения Центры занятости: ОГКУ ЦЗН города Братска, ОГКУ ЦЗН города Зимы, ОГКУ ЦЗН города Иркутска, ОГКУ ЦЗН города Тулуна, ОГКУ ЦЗН города Усолье-Сибирское, ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска, ОГКУ ЦЗН города Черемхово, ОГКУ ЦЗН Слюдянского района, ОГКУ ЦЗН Чунского района, ОГКУ ЦЗН города Шелехова;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, получившие средства из областного бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета и (или) государственных контрактов: ПАО «Русал Братский алюминиевый завод», ООО «Стройпроектсервис», СХАО «Белореченское» (ИНН 3840001848), ИП Рябенко Ольга Валерьевна;
  • министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
  • министерство строительства Иркутской области;
  • Областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области».

 

1. Реализация регионального проекта «Старшее поколение» на территории Иркутской области носит межведомственный характер и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни. Региональный проект направлен на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

 

Часть показателей регионального проекта не встроены в государственные программы Иркутской области.

 

2. Региональный проект с 2019 года взаимоувязан с 3-мя ГП «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка населения», «Труд и занятость»; с 01.01.2021 – с 2-мя ГП «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка населения».

 

Финансовое обеспечение:

 

  • в 2019 году – 190 410,9 тыс. р.
  • в 2020 году – 122 067,1 тыс. р.
  • в 2021 году 12 640,7 тыс. р.

 

3. Для обучения граждан (план на 2019 – 2020 годы 1 522 чел.) предусматривались средства федерального, областного бюджетов (всего за 2019 — 2020 годы 93 202,5 тыс. р., в том числе ФБ – 88 830,2 тыс.р., ОБ – 4 372,3 тыс.р.).

 

В течение 2020 года в соглашение внесены изменения, в том числе позволяющие снижать значения результатов регионального проекта пропорционально уменьшенному размеру субсидии. По оценкам КСП это привело к изменению значения результата регионального проекта до 349 чел. (субсидия уменьшена с 53 636,0 тыс.р. до 27 636,1 тыс.р. (на 48,47%), соответственно 677 чел — 48,47% = 349 чел.).

 

4. Проверкой установлено нарушение ст. 174.2 БК РФ, пункта 14 Порядка № 35н-мпр по планированию бюджетных ассигнований в части отражения разделу/подразделу бюджетной классификации на 2020 год.

 

В Закон Иркутской области от 20.12.2019 № 130-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» БА первоначально утверждены по разделу 04 «Национальная экономика» подразделу 01 «Общеэкономические вопросы», что могло быть устранено в рамках второго и третьего чтения Проекта закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (проект закона №ПЗ-620).

 

Указанное несоответствие кодов также не устранено при первом внесении изменений в областной закон о бюджете на 2020 год (проект закона № ПЗ-680).

 

Лишь при корректировках Закона № 130-ОЗ в мае 2020 года (ред. от 27.05.2020) несоответствие кода классификации расходов в части раздела, подраздела устранено и приведено в соответствие с Соглашением от 13.12.2019 № 150-09-2020-167.

 

5. Обучение граждан проводилось в соответствии с образовательными программами обучения, учебным планом образовательными организациями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности.

 

В то же время образовательные программы не включены в перечень документов, прилагаемых к договорам (контрактам), в качестве обязательных, что не позволило в достаточной мере оценить обоснованность выбора программ обучения.

 

Выбор программ обучения основывался на заявках работодателей и выборе сферы деятельности (профессии) граждан, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке труда Иркутской области и потребность.

 

Выборочной проверкой установлено несоответствие времени обучения по программе «Водитель погрузчика» 4-го разряда (320 час.) в учебном плане с временем обучения (449 час., 480 час.) в копиях свидетельств о прохождении обучения у АО «Кремний».

 

6. Перечень наиболее востребованных и приоритетных профессий (специальностей) на рынке труда Иркутской области для обучения граждан предпенсионного возраста утвержден, однако только по ряду отдельных профессий соответствует списку 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденному приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831 (утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 26.10.2020 № 744).

 

ОГКУ ЦЗН применяли утвержденные Перечни профессий не во всех случаях, поскольку сам Перечень профессий не является закрытым (например, в Перечне профессий не предусмотрены профессии «Специалист по управлению персоналом», «Контрактная система в сфере закупок», «Педагогическая деятельность», «Администратор в сфере услуг»).

 

7. Для заключения соглашения о предоставлении субсидий Получатель должен соответствовать условиям, установленным в п. 8 Положения № 451 пп.

 

Случаев участия граждан одновременно в разных механизмах обучениях в ходе проверки не установлено.

 

В отдельных случаях проверкой установлена неполнота пакета требуемых документов (представление не в полном объеме), указанных в пункте 10 Положения № 451-пп, что является основанием для отказа в заключении соглашения, однако ОГКУ ЦЗН принимали положительные решения о предоставлении субсидий.

 

8. В большинстве соглашений с работодателями не устанавливались показатели о количестве обученных работников, что не соответствует обязательному соблюдению принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 

Отсутствие в соглашениях показателей результата «Обучение/повышение квалификации» (в количестве человек) также является нарушением требований приказа от 20.12.2016 № 105н-мпр. Практически во всех соглашениях не содержался порядок расчета субсидии.

 

Установленные факты, в конечном итоге, приводят к невозможности оценить эффективность и результативность предоставленных мер государственной поддержки.

 

Примером надлежащего оформления является соглашение, заключенное в 2019 году между ОГКУ ЦЗН города Шелехова и ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» филиал в г. Шелехова, в котором установлен показатель результата — 40 чел, а также предусмотрен порядок расчета субсидии.

 

9. Численность прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование при содействии органов службы занятости лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста составила в 2019 году план – 845 чел., факт – 1642 (194,31 %), в 2020 году план – 677 чел., факт – 1013 чел. (149,63 %).

 

По данным отчетов минтруда за 2019 год прошли обучение граждане в 375 образовательных организациях, в 2020 году – в 224 образовательных организациях.

 

10. Доля занятых в численности лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, составила в 2019 году план – 85 %, факт – 95%, в 2020 году план – 85 %, факт – 97 %.

 

11. Установлены случаи, когда сметы расходов, представленные юридическими лицами (ИП), не содержат документального подтверждения понесенных расходов на обучение.

 

12. Установлен факт аффилированности при осуществлении обучения работников, когда руководитель организации, направившей работников на обучение, является одновременно учредителем организации, осуществляющей обучение. Предмет договора (направление на профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации), заключенного между аффилированными юридическими лицами, не является определенным. Из предмета не представляется возможным определить существенные условия договора, в том числе профессию и место оказания образовательных услуг, дату начала и окончания обучения и пр.

 

13. Документы об образовании у ряда юридических лиц надлежащим образом не заполнены. Свидетельства о прохождении обучения по профессиям «Водитель погрузчика», «Тракторист» содержат записи о том, что все выпускные экзамены, предусмотренные программой сданы и обучающийся допущен к сдаче квалификационного экзамена на право управления самоходной машиной соответствующей категории. Вместе с тем, данный раздел в свидетельствах не заполнен.

 

Службой Гостехнадзора не подтверждены в отдельных случаях наличие успешной сдачи квалификационного экзамена и право управления самоходной машиной. Данные факты установлены в отношении работников:

 

  • ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» в г. Братске (в 2019 году из 44 чел., только 4 сдали экзамен и получили права; в 2020 году — из 12 чел. все не сдали экзамен и не получили права);
  • АО «Кремний» (из 17 человек 3 человека не сдавали квалификационный экзамен и не получили удостоверение на право управления самоходной машиной);
  • ООО «СтройПроектСервис» (по профессии «Машинист экскаватора» (из 7 работников в 2019 году только 1 работник успешно сдал квалификационный экзамен 22.10.2019 и получил удостоверение на право управления самоходной машиной «категории D, E» от 29.10.2019).

 

14. Установлены отдельные случаи неисполнения соглашений, заключенных между ОГКУ ЦЗН и юридическими лицами, в части письменных обязательств о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения.

 

15. Результат предоставления субсидии по численности работников, прошедших профессиональное обучение, по ряду юридических лиц, не достигнут. Юридическими лицами нарушены порядок, цели и условия предоставления субсидии (ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ); ОГКУ ЦЗН имели законные основания, отказать в предоставлении субсидии, в том числе по причине отсутствие подтверждения сдачи квалификационного экзамена по поднадзорным профессиям (ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ), однако принимались положительные решения о предоставлении субсидий из областного бюджета.

 

16. В ходе проверки в отношении СХ АО «Белореченское» нарушений условий предоставления и использования субсидии не выявлено.

 

17. В ходе проверки в отношении ИП Рябенко О.В. нарушений условий предоставления и использования субсидии не выявлено.

 

18. ООО «СтройПроектСервис» в отсутствие достаточных правовых оснований предъявлены к возмещению затраты на обучение 21 работника в сумме 1 215,0 тыс.р., чем нарушены цели, порядок и условия предоставления субсидии (ст. 78 БК РФ, Положение № 451-пп), что имеет признаки административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и требует дополнительной уголовно-правовой квалификации действий Общества.

 

19. По ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (г. Братск) установлены факты отсутствия обучения работников, что подтверждается оперативными данными УЭБ и ПК ГУ МВД России по Иркутской области (протоколами опросов оперуполномоченных МРО (ПН) УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области (дислокация г. Братск).

 

ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» получило из областного бюджета возмещение в действительности не понесенных затрат, представив документы по работникам, не проходившим обучение, тем самым не исполнив обязанность пункта 4.3.6 соглашения от 29.07.2019 № РБ-Д-19-568 (с изм. от 20.08.2019, от 09.09.2019) по обеспечению полноты и достоверности сведений.

 

По итогам проведенной проверки КСП приходит к выводу, что в 2019 году Общество имело основание получить возмещение своих затрат за обучение только по 4 работникам, вместо 44 работников.

 

Обществом нарушен порядок, цели и условия предоставления субсидии (ч. 2 ст.15.15.5 КоАП РФ). Кроме того, у ОГКУ ЦЗН города Братска имелись законные основания после проведения надлежащей проверки, представленных Обществом документов, отказать в предоставлении субсидии в размере 2 175,98 тыс. р., в том числе по причине отсутствие подтверждения сдачи квалификационного экзамена в Службе гостехнадзора.

 

Действия лиц ОГКУ ЦЗН города Братска в совокупности с действиями лиц ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» (г. Братск) имеют признаки составов уголовно наказуемых деяний, что требуют дополнительной уголовно-правовой оценки.

 

20. В отношении строительства жилого корпуса на 150 мест в ОГБУСО «Заларинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (Иркутская область, Заларинский район, с. Владимир, ул. Школьная, д. 1) установлены факты оплаченных, но фактически не выполненных работ; замена материалов и пр.

 

Кроме того, по указанному объекту строительства у Единого заказчика (УКС) отсутствовали законные основания на осуществление расходов за авторский надзор и техническую инвентаризации по КВР 414 за счет непредвиденных расходов и затрат, предусмотренных для строительства жилого корпуса, чем допущено нарушение статьи 306.4 БК РФ (ст. 15.14 КоАП РФ), путем направления средств на оплату авторского надзора в объеме 361,01 тыс. р. (средства ФБ – 199,6 тыс. р.) и на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства жилого корпуса стоимостью 126,3 тыс. р. (средства ОБ) на цели, не предусмотренные сводным сметным расчетом (2018 год), соглашением № 149-07-2019-014, соглашением № 149-09-2020-214.

 

По данным отчета фактический срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом 30.09.2020, что не соответствует акту приемки законченного строительством объекта (формы КС-11) от 26.12.2020.

 

Таким образом, отчет содержит недостоверные сведения о фактическом вводе объекта в эксплуатацию (нарушение обязательств пункта 4.3.6 соглашения) и сроках приобретения, установки и ввода в эксплуатацию оборудования.

 

21. По состоянию на 15.12.2021 контракт на проектные и изыскательские работы по объекту «Строительство двух жилых корпусов на 120 мест ОГАУСО «Марковский геронтологический центр» (Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова, ул. Лесная, д. 2а)» не исполнен.

 

22. В ходе контрольного мероприятия по результатам рассмотрения акта проверки ОГКУ ЦЗН г. Иркутска самостоятельно во исполнение пункта 23 Положения № 451-пп направлено 2 требования в ООО «СтройПроектСервис» о возврате субсидий на общую сумму 2 877 00,0 руб. Таким образом, оснований для направления представления в адрес ОГКУ ЦЗН г. Иркутска не усматривается.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копия отчета направлена в прокуратуру Иркутской области. Представления о выявленных недостатках и нарушениях направлены в ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», ОГКУ ЦЗН города Братска, ОГКУ ЦЗН города Шелехова. Материалы проверки направлены в правоохранительные органы.