Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты здравоохранения, а также на обеспечение жилыми помещениями медицинских работников государственных учреждений (выборочно)»

29.12.2021

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство здравоохранения Иркутской области;
  • министерство строительства Иркутской области;
  • Областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области».

 

1. На территории Иркутской области медицинскую помощь населению оказывают 110 государственных медицинских организаций, подведомственных Минздраву области. Областные медицинские организации расположены в 3 096 зданиях и помещениях, часть из которых не соответствуют санитарно-гигиеническим и техническим нормативам, что делает невозможным дальнейшее прохождение лицензирования и оказание медицинской помощи по федеральным квотам. В ряде медицинских организаций специализированные отделения, в которых находится современная дорогостоящая аппаратура для лечебно-диагностического процесса, не имеют достаточных площадей, необходимой мощности сетей электроснабжения и т.д.

 

Областные учреждения здравоохранения испытывают существенный дефицит средств на проведение капитальных ремонтов и имеющиеся свободные бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций направляются Минздравом области в первую очередь на эти цели.

 

2. Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты здравоохранения (строительство, реконструкцию, выполнение проектных и изыскательских работ) предусмотрены в рамках Подпрограммы «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» Государственной программы «Развитие здравоохранения».

 

Ответственным исполнителем Госпрограммы определен Минздрав области, который обеспечивает разработку Госпрограммы, а также меры по привлечению средств из федерального бюджета и иных источников для ее реализации. Минстрой области определен исполнителем по реализации основных мероприятий, предусматривающих строительство (реконструкцию) и проектно-изыскательские работы объектов здравоохранения.

 

Всего Госпрограммой на 2019-2024 годы запланировано к реализации 23 объекта капитальных вложений, в том числе с 2021 года предусмотрены объекты в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (к софинсированию за счет средств федерального бюджета принята Шелеховская участковая больница, Тайшетский район, с. Шелехово»).

 

Объемы ресурсного обеспечения, предусмотренные Госпрограммой на осуществление бюджетных инвестиций, составили 554,5 млн. рублей на 2019 год, 822,2 млн. рублей на 2020 год и 1 196,1 млн. рублей на 2021 год. Кассовые расходы соответственно по годам составили 256,0 млн. рублей (46,2 %), 474,8 млн. рублей (57,7 %) и 1 080,1 млн. рублей (74,1 %) — на 01.12.2021.

 

В 2019-2022 годах Минздравом области в отношении 9 объектов проектирования с целью дальнейшего софинансирования строительства подавались заявки в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Однако, все заявки поданные в ФАИП на 2019-2022 годы не получили удовлетворения.

 

3. Анализ планирования осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Иркутской области в сфере здравоохранения выявил следующие проблемы.

 

3.1. Минздравом области в отдельных случаях не на должном уровне осуществляется разработка медико-технических заданий, на основании которых осуществляется дальнейшее проектирование, что влечет как затягивание сроков проектирования на длительное время, так и невостребованность подготовленной ПСД в дальнейшем (например, по объекту «строительство перинатального центра в г. Братск»).

 

3.2. В отношении 8-ми объектов здравоохранения выполнена проектно-сметная документация, которая прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение, при этом финансирование строительства данных объектов (общей сметной стоимостью 7 601,8 млн. рублей) Законом о бюджете на 2022-2024 годы не предусмотрено. Вместе с тем, на проектирование указанных объектов использованы средства областного бюджета в сумме 94,2 млн. рублей. Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве нормативных сроков использования («годности») разработанной и утвержденной проектной документации, длительное неиспользование документации может повлечь негативные последствия вплоть до невозможности ее использования и риски неэффективного (безрезультатного) использования бюджетных средств, направленных на проектирование.

 

3.3 В перечне объектов незавершенного строительства с 2016 года числится объект «Отделение медицинской реабилитации ГБУЗ Иркутской государственной областной детской клинической больницы г. Иркутск, ул. Чайковского, 2а» (детский санаторий «Подснежник»). Объект высокой степени готовности более 4 лет простаивает. Вследствие отсутствия консервации объекта и прилегающей к нему территории, не обеспечивалась сохранность прочности, устойчивости конструкций, оборудования и материалов, что привело к повсеместному ухудшению состояния объекта. За время простоя на объекте дважды проводились инженерно-обследовательские работы, затраты, которые несет областной бюджет на данный объект только за последние три года составили 1,1 млн. рублей. Вместе с тем, расходы на завершение его реконструкции на 2022 год не предусмотрены.

 

3.4 Непроработанность и длительность принятия решений, несогласованность действий (отсутствие скоординированной работы) уполномоченных органов приводит к длительному отвлечению средств областного бюджета, необходимости корректировки решений о бюджетных инвестициях и, в итоге, к их невыполнению (например, по объектам: «Строительство перинатального центра в г. Братск», «Строительство регионального детского многофункционального медицинского центра «Областная детская клиническая больница» и пр.).

 

3.5 Невостребованность подготовленной проектной документации по объектам: «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница со стационаром на 600 коек г. Иркутск, бул. Рябикова, 23 «А», «Строительство перинатального центра в г. Братске», «Туберкулезное отделение ОГБУЗ «Тулунская городская больница» повлекла неэффективное и безрезультативное использование средств в общей сумме 18 млн. рублей.

 

В итоге с учетом затягивания процедур согласования, сроков строительства, смены проектных решений, отсутствия финансирования объектов, не позволяют добиться повышения качества жизни людей. Все это свидетельствует о недостаточном качестве управления государственными ресурсами.

 

4. При проверке реализации отдельных инвестиционных проектов установлены следующие нарушения и недостатки.

 

4.1. При осуществлении строительства объекта «Здание лечебного корпуса (стационара) на 35 коек ОГБУЗ «Катангская РБ» с. Ербогачен» областным заказчиком (ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области») не организован и не осуществлялся надлежащий контроль за строительством, вследствие чего подрядчиком (ООО «АрмСтрой») допущены грубые нарушения организации строительства и технологии производственных процессов. Работы велись в отсутствие первичной учетной документации, со значительным отставанием от графика производства работ, установлены факты приемки и оплаты работ за фактически невыполненные работы.

 

По мнению КСП области, данные обстоятельства могут негативно повлиять не только на сроки ввода объекта в эксплуатацию, но и на качество его строительства.

 

4.2 Все проверенные контракты на выполнение проектно-изыскательских работ выполняются с нарушением сроков, отдельные контракты расторгнуты (детская поликлиника на 200 посещений ОГБУЗ «Тулунская городская больница», «Стационар на 227 круглосуточных коек ОГБУЗ «Нижнеудинская районная больница», Иркутская областная клиническая туберкулезная больница со стационаром на 600 коек, «Строительство перинатального центра на 130 койко-мест в г. Братск) по причине длительной просрочки исполнения, невозможности исполнения работ, невозможности передачи готовой документации на экспертизу из-за отсутствия согласованния изменений к МТЗ и т.д.

 

5. Указом Президента РФ №204 поставлена задача по ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь к 2024 году. Кроме того, высшим должностным лицам субъектов РФ поручено обеспечить приоритетное предоставление медицинским работникам служебного жилья.

 

По информации Минздрава области по состоянию на 01.11.2021 потребность медицинских работников (врачей) в жилых помещениях составляла 785 человек.

 

Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями медицинских работников областных учреждений здравоохранения реализуется в рамках Госпрограммы «Доступное жилье», ответственным исполнителем которой является Минстрой области.

 

В 2019 году на приобретение жилых помещений было предусмотрено 54,0 млн. рублей, на 2020 год ресурсное обеспечение предусмотрено не было, на 2021 год предусмотрено 133,5 млн. рублей на строительство комплекса многоквартирных жилых домов в микрорайоне Восточный г. Нижнеудинск с привлечением средств ОАО «РЖД» в размере 61,0 тыс. рублей по договору пожертвования.

 

6. Всего за последние пять лет (2017-2021 годы) в специализированный жилищный фонд Иркутской области за счет средств областного бюджета было приобретено 84 жилых помещения для медицинских работников, в том числе: по контрактам 2017 года – 24 квартиры (по 12 квартир в п. Качуг и с. Баяндай) по контрактам 2018 года – 31 квартира (7 квартир в г. Киренск и 24 квартиры в п. Бохан), по контрактам 2019 года – 29 квартир (5 квартир в г. Братске и 24 квартиры в п. Кутулик). Все приобретенные жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд и переданы 8-ми учреждениям здравоохранения в оперативное управление.

 

Минздравом области в 2018 году разработаны и утверждены критерии отбора муниципальных образований Иркутской области для формирования специализированного жилищного фонда для врачей и составления рейтинга.

 

Анализ соответствия приобретенных жилых помещений рейтингу показал, что жилые помещения приобретались вне зависимости от утвержденного рейтинга. Например, в первоначальном рейтинге Аларский район занимал 14-е место, Киренский — 8-е место. В соответствии с рейтингом жилые помещения были приобретены только в Боханском районе (1-е место) и в г. Братске (2-е место).

 

7. Анализ представленных документов учреждениями здравоохранения на соответствие Порядку предоставления служебных жилых помещений работникам государственных учреждений Иркутской области № 203-пп показал следующее:

 

  • в нарушение п. 4 Порядка № 203-пп во всех учреждениях здравоохранения отсутствуют сформированные списки работников, имеющих право на получение служебного жилого помещения. На момент приобретения жилья работники, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений в учреждениях, отсутствовали, квартиры предоставлялись вновь принятым работникам или по мере необходимости;
  • в нарушение п. 13 и п. 14 Порядка № 203-пп в трех учреждениях здравоохранения не создана жилищная комиссия; в 4-х учреждениях в состав жилищной комиссии не включен представитель Минздрава области;
  • в нарушение ст. 99 ЖК РФ, п. 18 Порядка № 203-пп договоры найма заключались в отсутствие решений комиссии и приказов руководителя;
  • в нарушение ст. 100, 154 ЖК РФ в шести учреждениях здравоохранения оплата за наем квартиры в договорах не рассчитана, с нанимателей не взимается и т.д.

 

В нарушение утвержденных Положений, согласно которым служебные жилые помещения предоставляются только врачам, медицинским сестрам и фельдшерам установлены случаи предоставления четырех служебных помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам, не отнесенным к указанным категориям. Часть квартир (11 из 84) остаются не заселенными.

 

8. В ходе контрольного мероприятия были проведены осмотры жилых помещений, приобретенных в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных Минстроем области с ООО «Профистрой» на участие в долевом строительстве, в результате которых приобретено 24 жилых помещения в пос. Качуг и с. Баяндай. Учитывая, что Минстроем области были приобретены все квартиры в построенных застройщиком домах через механизм долевого участия, фактически застройщиком осуществлено строительство двух МКД «под выкуп» за счет средств областного бюджета, но без необходимости прохождения государственной экспертизы проектной документации и без осуществления государственного строительного надзора.

 

В результате дома построены с существенными отклонениями от требований проектной документации, нормативных требований в строительстве, имеют значительные недостатки, выявленные в процессе их эксплуатации.

 

8.1. Все выявленные в ходе осмотра нарушения определяются визуально и не могли быть скрыты при приемке объектов в рамках заключенных контрактов. Заключения приемочной комиссии по МКД в с. Баяндай и в р.п. Качуг в части принятого решения о результатах исполнения государственных контрактов соответствующего условиям контрактов и предусмотренной ими нормативной и технической документации, являются необъективными. Средства, затраченные на реализацию контрактов в сумме 39 999,8 тыс. рублей, являются неэффективным использованием бюджетных средств.

 

8.2. С целью подтверждения результатов визуальных осмотров КСП области был заключен государственный контракт со специализированной организацией на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций МКД, расположенного в п. Качуг.

 

Согласно полученному заключению специализированной организацией сделаны выводы о том, что несущие конструкции фундаментов и стен здания находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии; общее техническое состояние сооружения на момент обследования оценивается как ограниченно-работоспособное.

 

Для нормальной эксплуатации домов необходимо устранить выявленные нарушения и привести их в соответствие с требованиями проектной документации, однако на момент проведения контрольного мероприятия, Минстроем области такого решения не принято.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Представление о выявленных недостатках и нарушениях направлено в ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области». Информационные письма направлены в министерство строительства Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области.