Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения» (ПЗ-938)

 

На основании ст. 346.20 НК РФ Законопроектом предлагается в связи с отменой ЕНВД и выбором УСН установить для отдельных категорий налогоплательщиков (ОКВЭД 55, 56, 59.14, 79, 90.04, 93.11, 93.12, 93.13) в течение двухгодичного периода пониженные налоговые ставки: 1 % (из предела от 1 % до 6% для доходов) и 5% (из предела от 5 % до 15% для доходов, уменьшенных на величину расходов).

 

Законопроектом предлагается поддержать отрасли экономики, наиболее пострадавшие в условиях распространения Covid-19, вместе с тем, не допускающих нарушения налогового законодательства.

 

КСП Иркутской области полагает, что в целом Законопроект соответствуют бюджетному законодательству, при этом обращает внимание на следующее.

 

1. В составе налогов на совокупный доход большая часть поступлений в 2021 году приходится на налоги, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения и в связи с применением патентной системы налогообложения.

 

По сравнению с 2020 годом отмечается прирост поступления в бюджет Иркутской области налогов от специальных налоговых режимов, применяемых малым и средним бизнесом налога, в том числе от наиболее популярного налогового режима, используемого малым и среднем бизнесом — УСН (с 7,5 до 11,0 млрд. р.). Динамика поступлений налога при применении УСН свидетельствует о восстановлении деятельности малого бизнеса большинства отраслей экономики региона.

 

2. Предварительно, выпадающие доходы, исходя из количества плательщиков ЕНВД, перешедших на УСН, составят более 200,0 млн р., в том числе в части

 

  • оказания услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющие зал обслуживания посетителей — 169,0 млн р.,
  • оказания услуг общественного питания через объект организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей — 10,0 млн р.,
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию – 21,0 млн р.

 

Снижение налоговых ставок ведет к выпадающим доходам, в первую очередь местных бюджетов, что может повлиять негативно на вопросы их сбалансированности.

 

Более реальная оценка объема выпадающих доходов может быть дана после сдачи налоговых деклараций за 2021 год (апрель 2022 года).

 

3. Отмечая, что Законопроект не нарушает нормы действующего законодательства, предлагаем рассмотреть поддержку налогоплательщиков налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, осуществляющих виды деятельности, приведенные в Законопроекте, исключительно в части основных видов.

 

4.Требует уточнения сроки вступления в силу Законопроекта, а также установление предлагаемых ставок на истекший год (2021).

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.