Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка результативности комплекса мероприятий, направленных на стимулирование жилищного строительства в Иркутской области в 2019 — 2021 годах»

05.04.2022

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство строительства Иркутской области;
  • министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области;
  • администрации муниципальных образований: город Иркутск, Шелеховское городское поселение, Марковское муниципальное образование, Иркутское районное муниципальное образование.

 

1. Обеспеченность жильем и его доступность для населения является важным фактором социально-экономического развития страны, оказывающая прямое влияние на уровень жизни населения и отражающаяся на демографической ситуации в стране.

 

В свою очередь, строительная отрасль всегда являлась одной из приоритетных как в экономике региона, так и государства в целом, поскольку занимает ее значительную часть, связанную с комплексной градостроительной деятельностью, выполнением изыскательских и проектных работ, организацией и выполнением строительно-монтажных работ и т.д.

 

2. Мероприятия, направленные на стимулирование жилищного строительства в Иркутской области запланированы и реализуются в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области» Госпрограммы «Доступное жилье» (далее – Подпрограмма) с 2014 года.

 

Подпрограмма направлена на разработку комплексного подхода при строительстве жилья, который должен способствовать увеличению объемов ввода жилья и снижению его стоимости.

 

Проведенный анализ показал, что несмотря на ежегодное увеличение объемов ввода жилья (с 973,8 тыс.м2 в 2017 году до 1 203,8 тыс.м2 в 2021 году), достигается указанный рост за счет жилья, построенного и введенного населением. Доля индивидуального домостроения неуклонно растет (с 33,2% в 2017 году до 75,4% в 2021 году), а объемы жилья, введенного строительными организациями, снижаются (в 2,2 раза за последние пять лет).

 

Динамика стоимости жилья, напротив, свидетельствует о ее ежегодном росте: за 11 лет в среднем по Иркутской области рост цен на первичном рынке жилья составил 2,5 раза, на вторичном — почти 2 раза.

 

Таким образом, предусмотренный комплексный подход, реализуемый в рамках Подпрограммы с 2014 года, не позволил добиться ни увеличения объемов ввода жилья строительными организациями, ни снижения его стоимости.

 

3. Необходимо отметить, что круг задач, который установлен Подпрограммой достаточно узкий и не включает те проблемные вопросы, решение которых позволит значительно продвинуться к достижению основной цели. В первую очередь, это проблема дефицита свободных земельных участков и вопросы актуализации документов территориального планирования.

 

4. В ходе контрольного мероприятия были исследованы вопросы реализации мероприятий в рамках первой задачи Подпрограммы «Создание условий для комплексного освоения территорий в целях строительства жилья», непосредственно влияющих на стимулирование жилищного строительства (проектирование, строительство, технологическое присоединение).

 

Общий объем ресурсного обеспечения Подпрограммы на мероприятия в рамках этой задачи (основное мероприятие «Создание условий для развития массового строительства жилья в Иркутской области» и Региональный проект Иркутской области «Жилье») за счет средств областного и федерального бюджетов составил: в 2019 году – 192,4 млн. рублей; в 2020 году – 473,0 млн. рублей; в 2021 году – 941,0 млн. рублей.

 

5. Проведенный анализ планирования мероприятий в рамках Регпроекта показал, что из числа объектов, поданных в заявках Иркутской области в 2019-2020 годах на софинансирование из федерального бюджета, субсидии предусмотрены всего на три объекта (мероприятия), из пяти. По мнению КСП области, реализация указанных единичных мероприятий на стимулирование жилищного строительства в масштабах области имела незначительное влияние.

 

Более того, Иркутская область отстает от таких регионов как Новосибирская область, Красноярский край, Кемеровская область и пр. как по участию в мероприятиях по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ (40 место), так и по темпам ввода жилья (37 место).

 

6. В рамках ОМ «Создание условий для развития массового строительства жилья в Иркутской области» предусмотрены мероприятия:

 

  • по проектированию автомобильных дорог в 8-ми муниципальных образованиях и строительству одной автомобильной дороги (в Шелеховском городском поселении);
  • по проектированию и строительству инженерных сетей (в Иркутском районном муниципальном образовании);
  • по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков в рамках подключения (технологического присоединения) в г. Иркутске.

 

7. Реализация мероприятий осуществлялась в проверяемом периоде путем предоставления муниципальным образованиям субсидий (иных МБТ). Анализ Положений, которыми установлены цели, условия и порядок предоставления субсидий (иных МБТ) муниципальным образованиям выявил ряд норм, требующих корректировки с учетом практики их применения.

 

8. При проверке целевого и эффективного использования средств муниципальными образованиями установлено следующее.

 

8.1. Субсидии на проектирование автомобильных дорог в проверяемом периоде были предусмотрены 8-ми муниципальным образованиям. При этом проектная документация была получена только 5-тью из 8-ми муниципальных образований.

 

Так, в г. Усть-Илимске, г. Иркутске и Ангарском городском округе заключенные муниципальные контракты не были исполнены. Причем, если в г. Усть-Илимске услуги, определенные контрактом не были оказаны, в связи с чем субсидия муниципальному образованию не предоставлялась, обязательства по контракту не оплачивались. То в муниципальных образованиях г. Иркутск и Ангарский городской округ контракты были исполнены частично: проектная документация изготовлена, но не направлена на экспертизу, не получила положительное заключение государственной экспертизы в строительстве, не востребована. В связи с чем, в нарушение ст.ст. 34, 158 БК РФ муниципальными образованиями Ангарского городского округа и г. Иркутска не обеспечено соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджетов в виде безрезультатного использования бюджетных ассигнований муниципального образования за счет средств областного бюджета в общей сумме 7 576,5 тыс. рублей.

 

В отношении еще 4-х муниципальных образований (Максимовское, Баяндаевское, Усть-Ордынское и Баклашинское сельские поселения) соглашения о предоставлении субсидий заключены Минстроем области сроком на один год, а показателем результативности является разработка проектной документации и степень ее готовности, без требований в части проведения ее государственной экспертизы.

 

В соответствии с условиями муниципальных контрактов окончательные акты сдачи-приемки работ подписаны сторонами в декабре 2021 года на полную стоимость контрактов и оплачены, при этом проектная документация, прошедшая экспертизу на момент проведения проверки подготовлена только МО «Усть-Одынское».

 

КСП области обращает внимание, что в соответствии с требованиями градостроительного законодательства проектная документация без получения заключения государственной экспертизы не может являться окончательным результатом по выполнению работ на проектные и изыскательские работы. Таким образом, отсутствие в Положениях о предоставлении субсидий, Соглашениях требований по проведению государственной экспертизы подготовленной проектной документации содержит риски безрезультатного (неэффективного) использования бюджетных средств, а проектная документация может остаться невостребованной (как в случае с г. Иркутском и Ангарским городским округом).

 

8.2. Проверкой целевого использования субсидии, предоставленной Шелеховскому муниципальному образованию на строительство автомобильной дороги, установлено, что в нарушение ст. 306.4 БК РФ администрация города Шелехова направила средства областного бюджета на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих частично целям определенным Соглашением, муниципальным контрактом в общей сумме 504,4 тыс. рублей.

 

8.3. В 2021 году в рамках Подпрограммы было предусмотрено разовое мероприятие, реализуемое министерством жилищной политики и энергетики области, в рамках которого была предоставлена субсидия г. Иркутску на исполнение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения земельных участков с целью комплексного развития территорий.

 

По итогам проведенной проверки установлено, что мероприятие изначально запланировано и включено в Подпрограмму, направленную на стимулирование жилищного строительства, неправомерно, Постановлением 943-пп установлена недостижимая цель предоставления межбюджетного трансферта, на средства областного бюджета инженерные сети подведены на границы двух участков, находящихся в муниципальной и федеральной собственности для дальнейшего подключения (технологического присоединения) объекта «Иркутское Суворовское училище».

 

8.4. В рамках Регионального проекта Иркутской области «Жилье» в проверяемом периоде за счет средств областного и федерального бюджетов осуществлялось финансирование следующих проектов по развитию территорий:

 

  • строительство автомобильной дороги в Микрорайоне «Луговое» Марковского МО, детского сада на 145 мест и общеобразовательной школы на 352 учащихся в п. Дзержинск;
  • технологическое присоединение жилых домов по ул. Томсона и жилых домов в микрорайоне «Березовый» Ленинского района г. Иркутска, а также ЖК «Ботаника» в Марковском МО к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

 

8.5. Автомобильная дорога в Микрорайоне «Луговое» Марковского МО была построена и принята на баланс Марковского муниципального образования в 2020 году балансовой стоимостью 126 597,0 тыс. рублей. В процессе проверки установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 79 БК РФ, п. 2 Порядка осуществления бюджетных инвестиций Марковского МО бюджетные инвестиции осуществлены в отсутствие правового акта муниципального образования об осуществлении бюджетных инвестиций.

 

8.6. Бюджетные ассигнования областного бюджета на 2020 и 2021 годы, направленные и использованные на строительство Детского сада на 145 мест в п. Дзержинск, составили 158 714,4 тыс. рублей. В отношении двух вышеуказанных объектов были проведены проверки УФК по Иркутской области, по результатам которых были выявлены нарушения, впоследствии устраненные.

 

8.7. Субсидия муниципальному образованию Иркутский район на строительство общеобразовательной школы на 352 учащихся в п. Дзержинск была доведена в конце 2021 года в сумме 128 115,1 тыс. рублей и использована муниципальным образованием на разработку рабочей документации и строительно-монтажные работы по муниципальному контракту на строительство, а также технологическое присоединение к сетям теплоснабжения и холодного водоснабжения.

 

Контракт на выполнение работ по разработке рабочей документации строительство объекта заключен между КУМИ Иркутского района и ООО «СПМК-7» 16.09.2020 по цене 493 295,09 тыс. рублей первоначально за счет средств ИРМО со сроком выполнения работ до 01.12.2024.

 

Проверкой установлено, что Заказчиком при размещении заказа сроки выполнения работ установлены с несоблюдением требований ч. 7 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ, Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ № 336/пр не соответствующие проектной документации, что привело к завышению цены контракта в связи с применением излишних индексов пересчета цены контракта на завышенный на 33 месяца период строительства на сумму не менее 52 541,0 тыс. рублей. В результате муниципальный контракт заключен с несоблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, что влечет риски несения избыточных расходов бюджетных средств.

 

По мнению КСП области, изначальное непредоставление достаточного объема необходимой субсидии на софинансирование расходных обязательств на весь объем строительства, способствует таким нарушениям и создает условия для них.

 

Кроме того, в нарушение условий контракта КУМИ Иркутского района приняло и оплатило работы с превышением стоимости работ указанных в смете контракта на сумму 1 221,4 тыс. рублей.

 

8.8. В рамках реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, путем подключения (технологического присоединения) проектов по развитию территорий к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2021 году были предоставлены субсидии трем строительным компаниям.

 

Согласно Отчетам о расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия на 01.01.2022 все получатели использовали полученные субсидии в полном размере, два получателя (АО СЗФСК НГ, ООО ФСК Домстрой) предоставили Отчеты о достижении значений показателей результативности — с достижением целевого показателя – 100 %. Один получатель ООО СЗ ЛенинГрад такой отчет не предоставил ввиду не наступления установленного соглашением срока достижения (до 31.12.2022).

 

9. Анализ достижения целевых показателей Подпрограммы показал, что в ряде случаев целевые показатели по Подпрограмме не были достигнуты. Также, несмотря на перевыполнение в 2019 и 2020 годах показателя по объему ввода жилья, построенного в рамках Подпрограммы (на 7,4% в 2019 году и на 18,5% в 2020 году) показатель по количеству семей, улучшивших свои жилищные условия в ходе реализации Подпрограммы, не достиг плановых показателей.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Представление о выявленных недостатках и нарушениях направлено мэру Иркутского районного муниципального образования. В министерство финансов Иркутской области направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в отношении муниципального образования «город Шелехов». Информационные письма направлены в министерство строительства Иркутской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. В рамках Соглашения о взаимодействии направлены материалы проверки в прокуратуру Иркутской области, для дачи уголовно-правовой оценки в правоохранительные органы.