Информация по результатам подготовленного заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2021 год

31.05.2022

 

1. Заключение КСП области на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2021 год подготовлено по итогам внешней проверки, проведенной в соответствии со ст. 264.4. Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 37 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области.

 

2. При подготовке настоящего Заключения учтены результаты внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета за 2021 год.

 

3. В целом, показатели по объему доходов, расходов и источникам финансирования дефицита бюджета, отраженные в отчете об исполнении областного бюджета за 2021 год, согласуются с показателями годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2021 год, что свидетельствует о достоверности представленного отчета, как носителя информации о бюджетной деятельности в Иркутской области.

 

4. В течение 2021 года в Закон об областном бюджете от 16.12.2020 № 114-ОЗ изменения вносились четыре раза: от 29.03.2021 №19-ОЗ; от 29.06.2021 №54-ОЗ, от 25.10.2021 № 95-ОЗ; от 17.12.2021 №133-ОЗ. В окончательной редакции утверждены следующие характеристики областного бюджета на 2021 год:

 

  • объем доходов – 230 882 766,3 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 58 434 265,3 тыс. р.;
  • объем расходов – 242 504 484,4 тыс. р.;
  • размер дефицита – 11 621 718,1 тыс. р., или 6,9% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

5. Исполнение основных параметров областного бюджета по состоянию 01.01.2022 составило:

 

  • доходы – 253 069 559,9 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 65 149 069,2 тыс. р.;
  • расходы – 235 556 055,7 тыс. р.;
  • профицит – 17 513 504,2 тыс. р.

 

6. Поступление налоговых доходов в областной бюджет увеличилось на 19 709 860,7 тыс. р. (11,9%) и составило 184 330 960,3 тыс. р. В сравнении с 2020 годом отмечается увеличение налоговых доходов на сумму 50 011 303,9 тыс. р. (на 37,2%).

 

7. Более 49% налоговых доходов областного бюджета составили поступления по налогу на прибыль организаций 90 530 315,2 тыс. р. По сравнению с 2020 годом объем доходов по налогу на прибыль увеличился на сумму 35 815 652,9 тыс. р. (на 65,5%).

 

Увеличение поступлений налога на прибыль обусловлено стабилизацией цен на мировых сырьевых рынках и прежде всего стоимости нефти, которая по данным Минфина России по итогам 2021 года увеличилась на 65% и составила 69 долларов США за баррель нефти марки Юралс. Основными плательщиками налога являются предприятия электроэнергетики, нефтедобывающие, финансовые и лесопромышленные компании;

 

8. Налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2022 поступил в объеме 46 833 854,7 тыс. р. при плане 45 197 797,2 тыс. р. (103,6%). По сравнению с 2020 годом объем доходов по налогу на доходы физических лиц увеличился на сумму 4 810 442,2 тыс. р. (на 11,4%).

 

9. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 01.01.2022, поступили в объеме 16 425 680,7 тыс. р. при плане 16 105 871,9 тыс. р. (102%). По сравнению с 2020 годом объем доходов по налогам на товары (работы, услуги) увеличился на сумму 4 377 551,9 тыс. р. (на 36,3%).

 

10. Налог на совокупный доход на 01.01.2022 поступил в сумме 7 419 596,6 тыс. р. при плане 7 125 243,0 тыс. р. (104,1%). По сравнению с 2020 годом объем доходов по налогу на совокупный доход увеличился на сумму 2 148 011,8 тыс. р. (на 40,7%).

 

11. Налоги на имущество исполнены в объеме 19 130 137,9 тыс. р. (100,8% к плановым значениям). Поступление налога на имущество организаций составило 16 403 578,0 тыс. р. (100,4% к плану), транспортного налога – 2 726 556,9 тыс. р. (103,2%).

 

По сравнению с 2020 годом, поступление налогов на имущество увеличилось на 2 207 693,4 тыс. р. (13%). При этом по состоянию на 01.01.2022 на счете 1 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов» числится кредиторская задолженность в сумме 17 281 868,5 тыс. р. — переплата по налогу на имущество организаций, которая может быть востребована налогоплательщиком к возврату.

 

12. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами поступили в объеме 3 631 210,6 тыс. р., в сравнении с отчетными данными 2020 года отмечается увеличение на 602 432,7 тыс. р., или на 19,9% (3 028 777,9), фактическое исполнение составило 109,6%. Перевыполнение плана по налогу на добычу полезных ископаемых обусловлено увеличением платежей золотодобывающих компаний в результате роста цены на золото в 2021 году на 2,5%.

 

13. По состоянию на 01.01.2021 сумма неналоговых платежей, зачисленная в доход бюджета Иркутской области, составила 3 589 530,3 тыс. р. или 85,4% к плановым показателям (4 204 208,8 тыс. р.). В сравнении с отчетными данными 2020 года отмечается уменьшение на 1 687 283,8 тыс. р. или на 32% (5 276 814,1).

 

14. Установлено, что по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов в период 2021 года отмечается перевыполнение плановых показателей по доходам, при этом министерством финансов корректировка плановых показателей не осуществлялась.

 

Перевыполнение плана по налоговым доходам в период 2021 года составило 19 709 860,7 тыс. р. от утвержденных плановых показателей, в частности по налогу на прибыль организаций плановые показатели перевыполнены на 17 037 046,1 тыс. р., по налогу на доходы физических лиц плановые показатели перевыполнены на 1 636 057,5 тыс. р.

 

В период 2021 года утвержденные плановые показатели по неналоговым доходам также перевыполнены на сумму 182 818,6 тыс. р., из них по доходам от использования имущества – 31 565,0 тыс. р., по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 4 090,9 тыс. р., по поступлениям штрафов, санкций, возмещение ущерба -140 530,5 тыс. р.

 

Как определено статьей 32 БК РФ принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. В отступление от требований статьи 32 БК РФ министерством не осуществлена корректировка плановых показателей в части перевыполнения плана по доходам на общую сумму 19 892 679,3 тыс. р. (19 709 860,7+182 818,6).

 

15. Объем безвозмездных поступлений в областной бюджет по состоянию на 01.01.2022 составил 65 149 069,2 тыс. р. (105%), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 62 219 448,5 тыс. р. (в т.ч. дотации – 8 311 322,3 тыс. р.; субсидии – 26 343 958,9 тыс. р.; субвенции – 11 331 654,0 тыс. р.; иные МБТ – 16 232 513,1 тыс. р.). Дотации в областной бюджет поступили в объеме 8 311 322,3 тыс. р. (133,2%), в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 1 927 197,6 тыс. р. (100%).

 

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций по итогам 2021 года составили 2 131 369,2 тыс. р. (77,2%). Основное неисполнение по безвозмездным поступлениям от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

 

16. Расходы областного бюджета в окончательной редакции Закона об областном бюджете на 2021 год утверждены в сумме 242 504 484,4 тыс. р., уточненной сводной бюджетной росписью – 246 805 076,8 тыс. р., исполнены – 235 556 055,7 тыс. р. или 97,1% к показателям, утвержденным Законом о бюджете, или на 95,4% к плану сводной бюджетной росписи. Объем неисполненных бюджетных назначений составил 11 249 021,1 тыс. р. (4,5%) к уточенной сводной бюджетной росписи.

 

17. По отдельным разделам расходы исполнены ниже среднего значения (95,4%): 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ» (88,5%), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (90,3%), 0700 «Образование» (94,3%), 1100 «Физическая культура и спорт» (93,8%), 0400 «Национальная экономика» (95%).

 

18. Структура областного бюджета состояла из 21 государственных программ, на 01.01.2022 расходы на реализацию госпрограмм предусмотрены в объеме 245 506 637,6 тыс. р. или 99,5% в общем объеме расходов бюджета, утвержденных сводной бюджетной росписью (246 805 076,8 тыс. р.). Исполнение расходов по ГП на 01.01.2022 составило 234 339 197,9 тыс. р. или 95,5% к утвержденному объему 245 506 637,6 тыс. р., не исполнено – 11 167 439,7 тыс. р.

 

19. В 2021 году в областном бюджете предусмотрено 32 936 993,3 тыс. р. на реализацию 41 регионального проекта, исполнение на 01.01.2022 составило 27 727 483,3 тыс. р. (84,2%).

 

Исполнение ниже среднего уровня (84,2%) отмечено по региональным проектам:

 

  • «Развитие туристической инфраструктуры» — 37%;
  • «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Иркутская область)» — 41,1%;
  • «Содействие занятости женщин» — 41,9%;
  • «Борьба с онкологическими заболеваниями» — 43,2%;
  • «Современная школа» — 65,8%;
  • «Безопасность дорожного движения» — 66%.

 

20. По данным Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф.0503175) на 01.01.2022 объем обязательств, принимаемых с применением конкурентных способов составил 22 516 264,5 тыс. р.

 

Анализом контрактов, размещенных ГАБС на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и программного комплекса «АЦК – Госзаказ» с данными раздела 4 Сведений о принятых и неисполненных обязательств получателя бюджетных средств (ф.0503175), установлено, что по отдельным ГАБС имеются расхождения в части принятых бюджетных обязательств с применением конкурентных способов на общую сумму 21 985,1 тыс. р. (ГАБС: 813, 820). В ходе проверки ГАБС осуществлена корректировка показателей ф.0503175.

 

21. Согласно отчету (ф. 0503169) Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по счету 1 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» на 01.01.2022 числится дебиторская задолженность в сумме 1 103,4 тыс. р.

 

Наличие дебиторской задолженности на 01.01.2022 по счету 1 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» в сумме 1 103,4 тыс. р., указывает на нарушение п. п. 3, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ и свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

 

22. Установлено, что по данным ф. 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» (ГАБС 814) по счету 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство» на конец отчетного периода числится остаток в сумме 4 381,3 тыс. р. В 2021 году на содержание Фонда предусмотрено бюджетных ассигнований в объеме 18 700,0 тыс. р. Учитывая, значительный остаток не использованного Фондом объема субсидии на содержание в 2021 году (4 381,26 тыс. р.), министерству необходимо сформировать объем субсидии на 2022 год с учетом реальных расходов, целевая направленность которых установлена п. 4 Порядка 424-пп, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области «Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий в целях обеспечения текущей деятельности унитарной некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Иркутской области».

 

23. Пунктом 173.1 Инструкции №191н в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190), раскрывается информация об имеющихся на начало года и на отчетную дату объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых являлись средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также вложениях, осуществленных в отчетном периоде (далее — объекты капитальных вложений). В графе 8 Сведений (ф. 0503190) раскрывается информация о последнем статусе объекта капитальных вложений на отчетную дату.

 

Проверкой установлено, что в министерстве строительства Иркутской области на 01.01.2022 числятся:

 

  • 7 объектов незавершенного строительства со статусом списание и снос объектов незавершенного строительства (код 27) кассовые расходы по объектам — 259 801,7 тыс. р.;
  • 3 объекта незавершенного производства со статусом строительство объекта приостановлено без консервации (код 3) кассовые расходы по объектам — 20 304,6 тыс. р.

 

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на 01.01.2022 числятся 30 объектов незавершенного производства, которые потеряли свою актуальность на сумму 408 319,6 тыс. р. Как следует из Пояснительной записки (ф. 0503160) министерства транспорта и дорожного хозяйства на счете 106 «Вложения в нефинансовые активы» числятся капительные вложения, срок которых составляет более 10 лет. По ряду объектов капитальных вложений необходимы дополнительные мероприятия для определения: конкретного местоположения объекта, оценки состояния, установления причин возникновения незавершенного строительства.

 

Для осуществления операций по выбытию объектов незавершенного строительства, утративших свою актуальность, необходима правовая оценка и принятие управленческих решений собственника имущества.

 

Списать объект учета не представляется возможным в виду отсутствия на уровне субъекта Правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства областной государственной собственности.

 

При этом пунктом 3 постановления Правительства РФ от 07.09.2021 № 1517 «О принятии решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета» органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Правил, при утверждении правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

 

Учитывая изложенное, в целях исключения рисков недостоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности, по мнению КСП области Правительству Иркутской области необходимо утвердить Правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства государственной собственности субъекта РФ.

 

24. Государственный долг Иркутской области по состоянию на 01.01.2022 составил 14 273 077,0 тыс. р. (снижение к аналогичному периоду прошлого года на 51,9%).

 

В структуру государственного долга Иркутской области включен остаток задолженности по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ в объеме 14 273 077,0 тыс. р. (100% от объема госдолга). Уровень государственного внутреннего долга Иркутской области составил 7,6%.

 

25. В соответствии со статьей 9 Закона об областном бюджете на 2021 год (в ред. от 17.12.2021) в расходной части областного бюджета предусмотрено создание резервного фонда Правительства Иркутской области на 2021 год в сумме 200 000,0 тыс. р. Согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области в 2021 году исполнение составило 159 048,8 тыс. р., нераспределенный остаток средств резервного фонда составил 40 951,2 тыс. р. Расходы средств резервного фонда в 2021 году осуществлялись 2 ГРБС: министерством здравоохранения Иркутской области в объеме 144 999,8 тыс. р., министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области — 14 049,0 тыс. р.

 

26. В соответствии со статьей 10 Закона об областном бюджете на 2021 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области утвержден на 2021 год в сумме 18 693 984,8 тыс. р., исполнено бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области по состоянию на 01.01.2022 – 16 799 898,9 тыс. р. или 91% от плановых назначений (18 429 349,7 тыс. р. — СБР). Остаток бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в 2021 году составил 1 629 450,8 тыс. р.

 

27. По состоянию на 01.01.2021 задолженность муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям из областного бюджета, составляла 1 289 856,5 тыс. р. В течение 2021 года предоставлено из областного бюджета бюджетных кредитов муниципальным образованиям Иркутской области на общую сумму 46 449,8 тыс. р. В течение отчетного периода погашена (списана) задолженность на общую сумму 477 442,42 тыс. р. По состоянию на 01.01.2022 задолженность по бюджетным кредитам МО перед областным бюджетом составила 808 863,9 тыс. р.

 

28. В соответствии со ст. 264.4. БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

 

Согласно с требованиями п. 3 ст. 37 Закона № 55-оз в срок до 15.04.2022 оформлены и направлены акты по каждому главному администратору средств областного бюджета (всего 37 актов).

 

Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования Приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», Приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

 

В рамках полномочий КСП области, установленных ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП области по фактам выявленных нарушений должностным лицам государственных органов Иркутской области направлены 9 предписаний. В установленный срок предписания исполнены.

 

Таким образом, данные по объему доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, отраженные в отчете об исполнении бюджета за 2021 год, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной отчетности главных администраторов областного бюджета, что свидетельствует о достоверности представленного отчета, как носителя информации о бюджетной деятельности в Иркутской области.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.