Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области и отдельных положений законов Иркутской области» (ПЗ -986)

31.05.2022

 

Законопроектом предлагается прекратить исполнение отдельных областных государственных полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области с 01.01.2023. В этой связи признается утратившим силу Закон Иркутской области от 10.12.2007 № 116-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (далее – Закон № 116-оз) и отдельных положений законов Иркутской области, его изменяющих. Базовый закон (как закон нового субъекта РФ — Иркутской области) вступил в силу с 01.01.2008. Согласно пояснительной записке к Законопроекту полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг будут осуществляться министерством через сеть подведомственных «Управлений социальной защиты», что, обеспечит для граждан возможность однократного обращения для получения всех полагающихся им мер социальной поддержки.

 

В целом, законопроект соответствует бюджетному законодательству РФ. Вместе с тем предлагаем обратить внимание на следующее.

 

1. Прекращение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области с 01.01.2023 повлечет высвобождение штатной численности муниципальных служащих до 153,5 ед.

 

Высвобождение, в свою очередь, потребует дополнительных расходов областного бюджета для выплаты выходного пособия муниципальным служащим. Однако в настоящее время не представляется возможным просчитать этот объем расходов в связи с отсутствием полных данных о количестве подлежащих увольнению работников.

 

Что касается иных последствий, в случае принятия закона уменьшение налогооблагаемой базы (95,2 млн. р.) несущественно повлияет на снижение НДФЛ, зачисляемого в местные бюджеты (до 3,8 млн. р. в год).

 

2. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 116-оз в случае прекращения осуществления государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить материальные ресурсы, предоставленные за счет средств области на осуществление государственных полномочий.

 

Предлагаем в Законопроекте предусмотреть срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация имущества, приобретенного ранее за счет областных средств для выполнения переданных государственных полномочий (до 6 млн. р. ежегодно), и осуществлен возврат материальных ресурсов в собственность области.

 

3. Согласно закону об областном бюджете на 2021 год (№ 114-ОЗ) плановые назначения субвенции в 2021 году составляли 1 391 996,7 тыс. р.

 

На основании Федерального закона от 15.10.2020 № 327-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О внесении изменений в БК РФ и отдельные законодательные акты РФ и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2021 году» принято постановление Правительства Иркутской области от 13.12.2021 № 975-пп «О внесении изменения в распределение объемов субвенций на осуществление областных государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

 

Сводной бюджетной росписью откорректированы объемы субвенции до 1 312 847,1 тыс. р. Исполнение составило 1 311 290,1 тыс. р., или 94,2 % к плану, 99,9% к сводной бюджетной росписи (не исполнено 1 557,0 тыс. р.).

 

В финансово-экономическом обосновании к проекту Закона минсоцразвития Иркутской области изложена позиция о том, что исполнение вернувшихся полномочий будет обеспечено за счет имеющейся штатной численности работников министерства.

 

Однако анализ предусмотренных Законом обязанностей органов власти для организации предоставления этих услуг населению, с учетом особенностей каждого муниципального образования, свидетельствует о том, что, вероятно, потребуются в дальнейшем дополнительные трудовые ресурсы и финансовые затраты.

 

Так, например, Законом № 116-оз объем средств для выплаты гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с учетом расходов на их доставку (согласно Закону о бюджете 1 239 060,1 тыс. р.) должен определяться исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из размеров региональных стандартов, таких как:

 

  • нормативная площадь жилого помещения, используемая для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
  • стоимость жилищно-коммунальных услуг,
  • максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

 

Таким образом, Законопроект требует дополнительного обоснования разработчика в части ежегодного сокращения расходов областного бюджета, начиная с 2023 года, на 130,0 млн. р.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области.