Информация по результатам подготовленного заключения на отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2021 год

21.06.2022

 

1. Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью за 2021 год представлен в Законодательное Собрание Иркутской области с соблюдением установленного срока, в целом содержит все предусмотренные требованиями сведения.

 

В 2021 году в целях повышения эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом распоряжением Правительства РФ № 2645-р была утверждена методика определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им.

 

Учитывая рекомендации, установленные в указанном Распоряжении, а также тенденции по унификации отчетности, можно рекомендовать Правительству Иркутской области учесть требования методики и внести соответствующие изменения в Закон №123-ОЗ в части отражения сведений и показателей оценки оптимальности состава и эффективности использования имущества, включаемых в Отчет Правительства Иркутской области о распоряжении областной государственной собственностью.

 

Кроме того, Законом Иркутской области от 12.02.2021 № 8-ОЗ были внесены изменения в приложение к Закону №123-ОЗ, которыми были изменены подходы к расчету отдельных показателей, однако Отчет подготовлен без учета внесенных изменений.

 

2. В ходе проведенного анализа Отчета за 2021 год, КСП области отмечает ряд концептуальных проблем, связанных с распоряжением областной государственной собственностью, совершенствованием земельных отношений.

 

2.1. Низкие темпы передачи в собственность поселений и городских округов автомобильных дорог местного значения для осуществления ими своих полномочий по решению вопросов местного значения, влекущие принятие ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» с нарушением норм Бюджетного кодекса РФ бюджетных обязательств на осуществление полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ.

 

2.2. Отсутствие в Иркутской области надлежащего нормативного правового регулирования отношений, связанных с правомерностью приобретения за счет средств областного бюджета имущества, не предназначенного для реализации полномочий органов государственной власти области и подведомственных им учреждений, и передачей такого имущества в муниципальную собственность.

 

2.3. Отсутствие системной, межведомственной работы по сохранности и восстановлению объектов культурного наследия, влекущее их разрушение и утрату. До настоящего времени не решен вопрос о разработке государственной программы Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, направленную на реализацию мероприятий по обеспечению сохранности всех объектов культурного наследия регионального значения.

 

2.4. Не обеспечен комплексный подход к снижению количества и объемов незавершенного строительства, в первую очередь, не обеспечено надлежащее правовое регулирование по решению данной проблемы. До настоящего времени не определен орган, уполномоченный на учет объектов незавершенного строительства и ведение реестра таких объектов, не утвержден порядок учета объектов незавершенного строительства (в том числе вложений в объекты недвижимого имущества) и ведение реестра таких объектов.

 

2.5. На территории региона не на должном уровне организована работа и применение инструментов, разработанных на федеральном уровне, включая проведение комплексных кадастровых работ; реализацию законов о лесной амнистии; уточнение в рамках ЕИР фактических границ муниципальных образований различного уровня.

 

Принимая во внимание, что Иркутская область занимает лидирующие позиции в России по площади земель лесного фонда, межведомственное взаимодействие между органами исполнительной власти (министерство лесного комплекса Иркутской области и Минимущества) с органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти (Рослесхоз, Росреестр и Федеральная кадастровая палата) для приведение фактических границ муниципальных образований налажено не на должном уровне.

 

Использование данных инструментов позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН, путем вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости, позволит упростить процедуру поиска и предоставления земельных участков, обеспечит эффективность предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них, а также позволит повысить доходную часть местных бюджетов от имущественных налогов и сборов.

 

2.6. Минимущество области, являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области и осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, исполняет ряд функций, не соответствующих цели создания министерства, его наименованию и характеру деятельности, в том числе функции в сфере территориальной и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также функций по формированию специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот.

 

3. Проведенный комплексный анализ системы показателей оценки использования государственной собственности, позволяет сделать следующие выводы.

 

3.1. Высокая степень износа объектов государственной собственности, переданных в оперативное управление областным государственным учреждениям, при низких темпах воспроизводства основных фондов является основанием для увеличения средств, выделяемых на обновление материально-технической базы.

 

3.2. Аналогичные выводы касаются имущества, переданного на праве хозяйственного ведения областным государственным предприятиям. Качественное улучшение производственных мощностей необходимо, в первую очередь, для предприятий с высокой степенью вовлеченности в решение государственных задач, в процесс реализации государственных нужд.

 

3.2. Аналогичные выводы касаются имущества, переданного на праве хозяйственного ведения областным государственным предприятиям. Качественное улучшение производственных мощностей необходимо, в первую очередь, для предприятий с высокой степенью вовлеченности в решение государственных задач, в процесс реализации государственных нужд.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.