Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-июнь 2022 года»

19.07.2022

 

1. Законом Иркутской области от 30.06.2022 № 44-ОЗ в бюджет ТФОМС внесены изменения, предусматривающие утверждение дефицита бюджета ТФОМС в размере 2 210 167,2 тыс. р., увеличение доходов на 2 411 973,6 тыс. р. и расходов на 4 622 140,8 тыс. р. Поскольку данный закон вступил в силу с 1 июля 2022 года, анализ исполнения бюджета ТФОМС за январь-июнь 2022 года осуществлен без учета указанных изменений.

 

2. За январь-июнь 2022 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 60,8 %, при годовом плане согласно действующей на отчетную дату редакции Закона о бюджете ТФОМС 49 799 872,7 тыс. р. поступило 30 259 505,1 тыс. р. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 27 564 212,8 тыс. р. (или 56,3 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 91,1 %.

 

Сложившийся процент исполнения (56,3 %, что более одной двенадцатой годового объема субвенции в месяц) обусловлен изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 373 в Программу государственных гарантий на 2022 год, в соответствии с которыми Территориальным фондом с апреля 2022 года осуществляется ежемесячное авансирование страховых медицинских организаций и медицинских организаций в размере более одной двенадцатой годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств ОМС в 2021 году, и в пределах годового объема финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС.

 

Согласно пояснительной записке к проекту постановления, предлагаемые меры позволят предупредить и минимизировать дополнительные расходы в связи ‎с удорожанием лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения ‎и других расходных материалов импортного производства.

 

3. Расходы бюджета ТФОМС за январь-июнь 2022 года составили 27 894 500,3 тыс. р., или 51,3 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (54 359 053,6 тыс. р.). Средства в объеме 27 672 803,1 тыс. р. (или 99,2 %) направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:

 

  • 1 716 438,8 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2021 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2021 года, возвращенного ФФОМС в феврале 2022 года на те же цели;
  •  

  • 25 759 319,5 тыс. р. – на финансирование Территориальной программы ОМС на 2022 год (52,8 % от ее утвержденной стоимости на 2022 год), из них 235 662,2 тыс. р. – возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи застрахованным лицам в Иркутской области, оказанной за пределами Иркутской области, 145 387 тыс. р. – дополнительное финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
  •  

  • 142 138,2 тыс. р. (42,7 % от годовых назначений) – на обеспечение деятельности органа управления ТФОМС.

 

4. В 2022 году финансирование медицинской помощи по проведению углубленной диспансеризации лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, осуществляется за счет средств ОМС, предусмотренных на реализацию Территориальной программы ОМС (в 2021 году углубленная диспансеризация проводилась за счет средств резервного фонда Правительства РФ в сумме 76 879,2 тыс. рублей, оплачено 53 993 законченных случая). На 2022 год плановые объемы проведения углубленной диспансеризации утверждены распоряжением Минздрава области от 29.12.2021 № 3317-мр в разрезе 68 медицинских организаций в общем количестве 182 254 человека. За январь-июнь 2022 года углубленная диспансеризация проведена 65 034 гражданам, перенесшим новую коронавирусную инфекцию, что составляет 35,7 % от годового объема.

 

5. Низкое исполнение расходов за январь-июнь 2022 года сложилось по следующим мероприятиям:

 

  • осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 30,7 тыс. р., или 0,7 % от годовых назначений (4 115,7 тыс. р.);
  •  

  • софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 14 010,8 тыс. р., или 6,3 % от годовых назначений (220 798,7 тыс. р.).

 

6. В первом полугодии 2022 года расходы на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования не осуществлялись.

 

Согласно сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС на реализацию данных мероприятий предусмотрено 562 524,6 тыс. р., из них 305 484,8 тыс. р. – за счет остатков 2021 года. Планом мероприятий на 2022 год (в ред. от 17.06.2022), утвержденным Минздравом области, предусмотрено приобретение 6 единиц медицинского оборудования для 3 медицинских организаций (ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница, ОГБУЗ «Иркутский городской перинатальный центр», ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 1») на общую сумму 76 344 тыс. р. Мероприятия по повышению квалификации медицинских работников и ремонту медицинского оборудования Планом мероприятий не предусмотрены.

 

Анализ работы территориальной комиссии для рассмотрения заявок показал, что преобладающее количество поступающих заявок от медицинских организаций не соответствует установленным критериям.

 

7. Кассовые расходы за счет дополнительно поступившего из бюджета ФФОМС межбюджетного трансферта в объеме 2 166 078,6 тыс. р. на оказание медицинской помощи лицам, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в анализируемый период не осуществлялись. По информации ТФОМС, указанные средства будут распределены по медицинским организациям на ближайшем заседании комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.