Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за 2021 год» (ПЗ -1001)

08.07.2022

 

1. Показатели исполнения бюджета ТФОМС, предлагаемые к утверждению законом области, соответствуют данным годовой бюджетной отчетности, в том числе, отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2021 год (форма 0503317), представленному Правительством Иркутской области в КСП для проведения проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2021 год, а также в составе документов и материалов к Законопроекту.

 

2. Бюджет ТФОМС исполнен с профицитом в объеме 1 277 586,2 тыс. р. Доходы исполнены в объеме 51 492 004,2 тыс. р. (111,4 % от плана), расходы исполнены в объеме 50 214 418 тыс. р. (95,6 % от утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований). По сравнению с уровнем 2020 года доходы бюджета ТФОМС увеличились на 12,8 %, или на 5 826 745,8 тыс. р., расходы – на 9,2 %, или на 4 250 928,2 тыс. р.

 

3. Перевыполнение плановых назначений обусловлено поступлением не предусмотренных Законом о бюджете ТФОМС межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, в том числе в связи с новой коронавирусной инфекцией в общем объеме 5 315 640,8 тыс. р., в том числе из бюджета ФФОМС – 533 300,6 тыс. р.; из областного бюджета за счет средств резервного фонда Правительства РФ – 4 782 340,2 тыс. р. Также выше прогнозируемого объема поступили неналоговые доходы – на 43,6 %.

 

Основным доходным источником являлась субвенция из бюджета ФФОМС, поступившая в объеме 45 541 532,5 тыс. р., удельный вес которой в общем объеме доходов составил 88,4 %.

 

4. Основная часть расходов (97,2 %) направлена на выполнение Территориальной программы ОМС на 2021 год, которые составили 48 829 186,3 тыс. р., или 96,6 % от ее утвержденной стоимости. По сравнению с предыдущим 2020 годом рост составил 11,1 %.

 

На возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат за оказание медицинской помощи гражданам, застрахованным в Иркутской области, направлено 732 722,1 тыс. р. (в 2020 году – 744 999,5 тыс. р.). Наибольший объем средств направлен в бюджеты ТФОМС Красноярского края – 163 229,9 тыс. р., г. Москвы – 108 733,9 тыс. р., Республики Бурятия – 58 953 тыс. р., Новосибирской области – 51 750,9 тыс. р., г. Санкт-Петербурга – 44 752,2 тыс. р.

 

Остаток неиспользованных средств субвенции из ФФОМС на финансирование Территориальной программы ОМС составил 1 716 438,8 тыс. р. (или 0,3 %). Образование остатка обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойного финансирования медицинских организаций в январе 2022 года и завершения расчетов за оказанную в декабре 2021 года медицинскую помощь (после подтверждения ТФОМС потребности на 2022 год данный остаток субвенции возвращен в феврале 2022 года в бюджет ТФОМС для использования на те же цели).

 

5. С 01.03.2021 была приостановлена и до конца 2021 года не возобновлена реализация мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 273 новых Правил использования медицинскими организациями указанных средств.

 

Порядок и сроки формирования, утверждения и ведения территориального плана мероприятий, состав включаемых в них сведений, порядок и сроки формирования и направления заявок, а также их формы утверждены только в сентябре 2021 года приказом Минздрава России от 14.09.2021 № 922н. Критерии отбора мероприятий для включения их в территориальный план утверждены Минздравом области приказом от 26.11.2021 № 31-мпр.

 

Из предусмотренных на эти цели 362 434,6 тыс. р. в 2021 году использовано 57 119,1 тыс. р., или 15,8 %. Остаток неиспользованных средств будет направлен на те же цели в 2022 году.

 

6. Низкое исполнение расходов сложилось по следующим мероприятиям:

 

  • осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 4,9 тыс. р. (при годовых назначениях 26 261,8 тыс. р.);
  •  

  • софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 42 187,3 тыс. р., или 29,7 % от годовых назначений (142 234,9 тыс. р.).

 

По мнению КСП, на уровень освоения средств повлияла ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции. Неиспользованные средства по данным мероприятиям возвращены в бюджет ФФОМС.

 

7. Численность застрахованных лиц в Иркутской области продолжает сокращаться. В течение 2021 года она сократилась на 22 тыс. чел. и на конец 2021 года составила 2 453,3 тыс. чел. (в 2020 году она сократилась на 17,3 тыс. чел.). В структуре застрахованных лиц 58,6 % составляет неработающее население. За 2021 год численность неработающих сократилась на 42,3 тыс. чел. (до 1 436,5 тыс. чел.), численность работающих выросла на 20,3 тыс. чел. (до 1 016,8 тыс. чел.).

 

8. За 2021 год среднесписочная численность работников, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, составила 44 576 чел., в том числе в государственных учреждениях – 42 300 чел., в частных организациях – 2 276 чел.

 

В государственных учреждениях среднесписочная численность работающих в системе ОМС врачей составила 6 864 человека, среднего медицинского персонала – 17 807 чел., младшего медицинского персонала – 1 993 чел., прочего персонала – 14 520 чел. По сравнению с 2020 годом по врачам она сократилась на 22 чел., среднему медицинскому персоналу – на 186 чел., прочему персоналу – на 112 чел., при этом выросла по младшему медицинскому персоналу на 311 чел.

 

Снижение численности прочего персонала с одновременным увеличением численности младшего медицинского персонала обусловлено переводом уборщиков помещений в медицинских организациях, перепрофилированных в инфекционные госпитали для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией, на должность санитаров. Одной из причин сокращения численности среднего медицинского персонала является уход на пенсию в возрасте старше 65 лет, на решение которого в том числе повлияло распространение новой коронавирусной инфекции.

 

Среднемесячная заработная плата в государственных учреждениях за счет средств ОМС за 2021 год по врачам составила 83,08 тыс. р., среднему медицинскому персоналу – 41,49 тыс. р., младшему медицинскому персоналу – 38,01 тыс. р., прочему персоналу – 30,94 тыс. р. По сравнению с предыдущим 2020 годом она увеличилась по врачам на 9,7 %, среднему медицинскому персоналу – на 8,2 %, младшему медицинскому персоналу – на 2,8 %, прочему персоналу – на 7,7 %.

 

9. В отчетный период исполнение бюджета ТФОМС осуществлялось в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

 

Объемы оказанной в 2021 году медицинской помощи по сравнению с 2020 годом увеличились, но не достигли плановых значений, установленных Территориальной программой ОМС.

 

Не выполнен план по количеству профилактических посещений на 3,2 % (или на 234 тыс. посещений), обращений в связи с заболеваниями – на 17,9 % (или на 786,9 тыс. ед.), случаям лечения в условиях дневного стационара – на 31,2 % (или на 47,6 тыс. ед.), случаям госпитализации в условиях круглосуточного стационара – на 1,7 % (или на 7 тыс. ед.), количеству посещений при оказании помощи в неотложной форме – на 2,9 % (или на 39,4 тыс. ед.), количеству вызовов скорой медицинской помощи – на 0,4 % (или на 2,9 тыс. ед.).

 

На лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией за счет средств ОМС направлено 14 503,8 млн. р. (29,7 % от расходов на Территориальную программу ОМС), что в 3,9 раза больше чем в 2020 году.

 

В 2021 году по сравнению с предыдущим годом в 3 раза увеличился объем скорой медицинской помощи, оказанной пациентам с новой коронавирусной инфекцией (с 27 520 вызовов до 82 605 вызовов); в 2,4 раза увеличился объем специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара; 2 309 пациентов после COVID-19 прошли медицинскую реабилитацию. Если в 2020 году число случаев госпитализации пациентов с COVID-19 составило 33 897 ед., то в 2021 году – 82 387 ед., стоимость 1 случая госпитализации увеличилась со 101,5 тыс. р. до 163,3 тыс. р.

 

Из общего объема оказанной медицинской помощи в 2021 году, пациентам с новой коронавирусной инфекцией оказана скорая медицинская помощь в количестве 82 605 вызовов, или 11,5 % от общего числа обслуженных вызовов (719 945 вызовов); медицинская помощь в амбулаторных условиях в количестве 285 075 обращений, или 7,9 % от общего числа обращений в связи с заболеванием (3 599 333 обращений); специализированная медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара – 82 387 случаев госпитализации, или 20,2 % от общего количества случаев (408 582 случая госпитализации).

 

10. В целом, проект закона Иркутской области № ПЗ-1001 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за 2021 год» соответствует бюджетному законодательству.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и в Правительство Иркутской области.