Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2020 году и истекшем периоде 2021 года на региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие здравоохранения» на 2019-2024 годы»

13.05.2022

 

Объекты мероприятия:

 

  • министерство здравоохранения Иркутской области (далее – Минздрав области, или министерство);
  •  

  • ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» (далее – Ангарская БСМП);
  •  

  • ОГАУЗ «МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО» (далее – МСЧ ИАПО).

 

1. На реализацию Регионального проекта в 2020 году предусмотрено 394 650,6 тыс. р. (в том числе средства федерального бюджета – 387 603,0 тыс. р.), на 2021 год – 321 456,9 тыс. р. (в том числе средства федерального бюджета – 315 299,2 тыс. р.).

 

Минздравом области в нарушение статей 158 и 162 БК РФ не обеспечена результативность бюджетных ассигнований в объеме 38 201,6 тыс. р., выделенных на реализацию Регионального проекта, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении бюджетных полномочий ГРБС, несоблюдении принципа эффективности бюджетных средств, низком качестве управления Региональным проектом, указанные средства возвращены в доход соответствующих бюджетов (в 2020 году – 17 860,2 тыс. р., из них в федеральный бюджет – 17 147 тыс. р.; в 2021 году – 20 341,4 тыс. р., из них в федеральный бюджет – 19 550 тыс. р.).

 

Так, на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, соответствующие оперативные вмешательства, в 2020 году выделено 176 189,8 тыс. р. и в 2021 году – 153 941,4 тыс. р., из них 96 % – за счет субсидии из федерального бюджета. Проверочными мероприятиями установлено, что в 2020 году часть выделенных средств 29.12.2020 была перечислены АО «ИООСАБ» при отсутствии документов, подтверждающих фактическое оказание логистических услуг, возвращена Минздраву области 16.06.2021 (из них средства федерального бюджета – 17 107,1 тыс. р., средства областного бюджета – 712,8 тыс. р.), а затем возвращена в соответствующие бюджеты (в федеральный бюджет – 20.07.2021). Неправомерные действия Минздрава области способствовали тому, что значительные бюджетные средства необоснованно находились около 6 месяцев в пользовании коммерческой организации. В 2021 году из-за неосвоения средств, предусмотренных на лекарственное обеспечение, возвращено в федеральный бюджет 18 993 тыс. р.

 

2. За счет средств Регионального проекта в 2020 году приобретено 16 ед. медицинского оборудования (3 томографа, ангиографический комплекс, 8 аппаратов ИВЛ, 2 функциональные кровати, подъемник для больных, комплекс для УЗИ высокого класса); в 2021 году – 143 ед. оборудования (4 аппарата ИВЛ, 12 ультразвуковых аппаратов, 96 функциональных кроватей, операционный микроскоп, нейроэндоскопическая стойка, оборудование для реабилитации, и др.). В 2020 году закупка осуществлялась медицинскими организациями за счет предоставленной Минздравом области субсидии на иные цели, в 2021 году оборудование централизованно приобреталось Минздравом области. При организации и реализации данного мероприятия допущен ряд недостатков и нарушений:

 

  • не утвержден план мероприятий («дорожная карта») по переоснащению/дооснащению медицинским оборудованием РСЦ и ПСО, включая мероприятия по подготовке помещений для установки медицинского оборудования. Между тем, в отчетах Минздрава области за 2020 и 2021 годы, направляемых в Минздрав России, указано, что такой план («дорожная карта») разработан, что не соответствует действительности;
  •  

  • перечень приобретаемых медицинских изделий в рамках Регионального проекта на 2020 год и на 2021 год сформирован без учета Реестра потребности, являющегося основанием для его формирования, и отсутствии заявок медицинских организаций. Заседание комиссии по формированию указанного Перечня на 2020 год проведено с нарушением срока на 51 день (20.02.2020, следовало до 31 декабря 2019 года), утверждение Перечня распоряжением Минздрава области – позднее на 41 день (10.04.2020, следовало до 01.03.2020), изменения в Перечень в связи с полученной экономией не вносились. Соглашения на предоставление субсидии учреждениям на приобретение оборудования заключены Минздравом области (30.01.2020) до принятия комиссией решения об утверждении Перечня приобретаемых в 2020 году медицинских изделий и утверждения его распоряжением Минздрава области;
  •  

  • субсидии учреждениям на приобретение оборудования предоставлялись с нарушением действующего в проверяемый период п. 59 Порядка № 348-пп при отсутствии заявок учреждений с расчетом и обоснованием запрашиваемого объема субсидии.

 

Отсутствие должной оценки размера субсидии привело в дальнейшем к необходимости перераспределения средств. Так, в связи с формированием начальной цены на томографы в размере 32 800 тыс. р. субсидии МСЧ ИАПО и Саянской ГБ 02.04.2020 были увеличены на 8 000 тыс. р. с 25 000 тыс. р. до 33 000 тыс. р. Необходимый объем средств перераспределен с Усть-Илимской ГБ, соглашение с которой о предоставлении субсидии в сумме 25 000 тыс. р. на приобретение томографа было расторгнуто 19.03.2020 и 20.03.2020 заключено новое соглашение о предоставлении субсидии в объеме 9 000 тыс. р. на приобретение диагностического комплекса для УЗИ высокого класса и аппарата ИВЛ. При этом утвержденный Перечень предусматривал для Усть-Илимской ГБ приобретение томографа, а не названного выше оборудования:

 

  • технические задания на оборудование, разработанные медицинскими организациями, согласовывались не всеми членами рабочей группы, созданной распоряжением Минздрава области. Например, технические задания Ангарской БСМП на магнитно-резонансный томограф и ангиографический комплекс согласованы только 3 членами рабочей группы; техническое задание МЧС ИАПО на компьютерный томограф согласовано одним членом рабочей группы;
  •  

  • при заключении и исполнении учреждениями контрактов (договоров) допускались нарушения законодательства о закупках (в частности, изменение существенных условий контрактов в части увеличения срока поставки оборудования; неистребование у поставщика нового обеспечения исполнения контракта со сроком до полного его исполнения; подписание акта ввода оборудования в эксплуатацию и оплата контракта при исполненных не в полном объеме обязательствах поставщика; срок предоставления гарантии поставщика менее срока гарантии, установленного производителем оборудования; несвоевременная подготовка помещения для монтажа оборудования).
  •  

 

Этой же больницей акт приема-передачи ангиографического комплекса и акт ввода его в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов подписаны 11.12.2020, при неисправном блоке FC2010 (замена блока на мониторе пациента выполнена только 06.05.2021), отсутствии гарантийного талона производителя оборудования, исполненных не в полном объеме обязательствах поставщика (1 этап аппликационного тренинга и инструктаж специалистов проведен в период с 05.04.2021 по 07.04.2021), на основании указанных актов 21.12.2020 произведена оплата договора.

 

Нарушение срока ввода ангиографического комплекса в эксплуатацию допущено, в том числе, в связи с неподготовленным в срок помещением и поздним выделением Минздравом области субсидии на проведение его капитального ремонта, что указывает на ненадлежащую проработку вопроса по своевременному выполнению мероприятий Регионального проекта. Так, обращение Ангарской БСМП по вопросу предоставления субсидии на проведение капитального ремонта помещений для размещения ангиографического комплекса было направлено в Минздрав области еще 29.01.2020. Положительное заключения ГАУИО «Ирэкспертиза» о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта помещений получено 30.04.2020. Субсидия на эти цели в сумме 8 458,9 тыс. р. выделена Минздравом области только 17.07.2020 после внесения изменений в областной бюджет и увеличения ассигнований на капитальный ремонт объектов здравоохранения. Договор на капитальный ремонт помещений заключен больницей 31.07.2020, работы по капитальному ремонту завершены 30.10.2020.

 

Первое эндоваскулярное вмешательство с использованием ангиографического комплекса проведено 05.04.2021, всего на дату осмотра 25.01.2022 выполнено 616 вмешательств. Вышеуказанные факты в совокупности привели к существенной задержке ввода в эксплуатацию ангиографического комплекса (первоначально по условиям договора – до 28.08.2020), что повлияло на достижение значений целевых показателей по доле охвата больных с ОКС рентгенэндоваскулярными вмешательствами в лечебных целях (при плане 40,4 % в 2021 году факт составил 38,6 %) и количеству рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях (при плане 4,8 тыс. в 2021 году факт составил 3,1 тыс.).

 

В 2021 году Минздравом области заключено 32 контракта на приобретение 144 единиц оборудования, из них по 28 закупкам на сумму 94 766,5 тыс. р., определение поставщика осуществлялось в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ с установлением ограничения в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства. Это повлияло на размер полученной экономии по торгам (1 478,3 тыс. р., или 1,5 % от начальной цены), поскольку ограничение круга участников исключало участие крупных фирм и способствовало приобретению медицинского оборудования по более высоким ценам. Для сравнения: по остальным 4 закупкам экономия получена на сумму 26 304,2 тыс. р., снижение в среднем начальной цены составило 27 %.

 

При закупках допущены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, в частности, некачественная подготовка аукционной документации; ненадлежащее обеспечение исполнения контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства; длительный срок приемки оборудования.

 

Так, Минздравом области, вместо предусмотренных 5 календарных дней с даты доставки оборудования приемка осуществлялась с нарушением срока на месяц и более, что приводило к неоправданному неиспользованию поставленного оборудования. В актах об исполнении обязательств по контракту указывалось, что в связи с отсутствием вины поставщика в просрочке исполнения обязательств принято решение не предъявлять неустойку. Всего с нарушений требований ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий контрактов осуществления приемка 122 единиц оборудования на сумму 123 864,1 тыс. р. по 26 контрактам, из них на срок от 1 месяца до 4,5 месяцев – 34 единиц на сумму 84 361,1 тыс. р. по 18 контрактам.

 

4. При осмотре приобретенного оборудования установлено:

 

  • в МСЧ ИАПО часть медицинского оборудования, приобретенного для оснащения первичных сосудистых отделений, закреплена за отделениями, которые первичными сосудистыми отделениями не являются (4 функциональные кровати на сумму 1 244 тыс. р., 7 кресел-колясок на сумму 1 925 тыс. р.);
  •  

  • в этом же учреждении ультразвуковое оборудование для оснащения первичного сосудистого отделения (4 ед. на сумму 26 598,2 тыс. р.) закреплено за отделением ультразвуковой диагностики, которое обслуживает, в том числе, пациентов ПСО, поскольку в отступление от Порядка № 918н в структуре кардиологического отделения (первичное сосудистое отделение) кабинет ультразвуковой диагностики не предусмотрен. Данное оборудование используется, в том числе, при оказании медицинской помощи пациентам других отделений. Например, с использованием системы ультразвуковой диагностической EPIQ в 2022 году (по состоянию на 25.01.2022) проведено 260 исследований, из них 94 исследования – пациентам кардиологического отделения (36 %), 134 исследования – терапевтического отделения, 12 исследований – травматологического отделения, 20 исследований – токсикологического отделения. Учитывая, что оборудование приобретено в рамках реализации Регионального проекта для оснащения РСЦ и ПСО, его использование должно быть направлено на обеспечение максимальной доступности медицинской помощи и диагностических исследований именно пациентам сосудистых центров и отделений. В данной ситуации не обеспечено целевое использование медицинского оборудования, при повышенной нагрузке на оборудование существует риск несвоевременного проведения пациентам ПСО необходимых исследований;
  •  

  • в Ангарской БСМП на момент осмотра магнитно-резонансный томограф, приобретенный в 2020 году по цене 69 900 тыс. р., находился в неисправном состоянии с 4 ноября 2021 года, учреждением велась переписка с поставщиком по вопросу, относится ли поломка к гарантийному случаю. КСП области в ходе проверки направлено информационное письмо в Минздрав области и Ангарскую БСМП о необходимости принятия оперативных действенных мер по его ремонту. По информации больницы договор заключен 25.04.2022 по начальной цене 8 581,5 тыс. р. с единственным участником аукциона ООО «АльянсМедТехника» за счет средств ОМС, завершение ремонта ожидается в июле-августе 2022 года;
  •  

  • оснащение РСЦ Ангарской БСМП и ПСО МСЧ ИАПО не в полной мере соответствует стандартам оснащения, установленным Порядками № 918н и № 928н. К примеру, в обоих учреждениях в кардиологическом отделении с палатой реанимации и интенсивной терапии отсутствует система экстренного оповещения из палат от каждой койки на пост медицинской сестры. В Ангарской БСМП не все койки этого отделения подключены к централизованной системе подачи медицинских газов, включая кислород, отсутствуют аппарат холтеровского мониторирования сердечного ритма (на 60 коек должно быть 12 ед.), передвижным ультразвуковым аппаратом для исследования сердца и сосудов (2 ед.), передвижным рентгеновским аппаратом, аппаратом суточного мониторирования артериального давления (6 ед.), и т.д. По пояснению больницы, указанным медицинским оборудованием оснащены другие отделения, которое при необходимости используется при оказании медицинской помощи пациентам РСЦ. При этом на дату осмотра из 4 аппаратов холтеровского мониторирования сердечного ритма – 2 сломаны, запись на исследование амбулаторных пациентов осуществляется на месяц вперед, исследования стационарным больным проводятся в приоритетном порядке.

 

5. Начиная с 2020 года в рамках Регионального проекта предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также лиц, которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу ССЗ (за исключением лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами по Федеральному закону № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в частности, имеющих инвалидность, и проч.).

 

При реализации данного мероприятия установлен ряд недостатков и нарушений, в том числе ненадлежащее осуществление возложенных на Минздрав области полномочий, а также бюджетных полномочий ГРБС в части планирования и обоснования расходов, предусмотренных ч. 1 ст. 158 БК РФ:

 

  • Минздравом области несвоевременно приняты акты, регламентирующие порядок организации обеспечения бесплатными лекарственными препаратами пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также тяжелые операции по поводу сердечно-сосудистых заболеваний (в апреле и сентябре 2021 года, или спустя более года после начала реализации мероприятия). До издания указанных актов организация обеспечения граждан лекарственными препаратами осуществлялась при отсутствии какого-либо порядка;
  •  

  • в проверяемый период отсутствовал порядок формирования потребности в лекарственных препаратах (установлен начиная с формирования потребности на 2023 год), что негативно повлияло на срок ее формирования и качество, привело к более поздней закупке препаратов и неблагоприятно отразилось на лекарственной обеспеченности граждан с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Фактически потребность формировалась главными внештатными специалистами Минздрава области, не согласовывалась специалистами профильных управлений министерства и не утверждалась руководителем Минздрава области;
  •  

  • в течение двух лет не организовано ведение Регистра пациентов с ССЗ (на момент завершения проверки Регистр отсутствовал), что негативно влияет на принятие управленческих решений, не позволяет сформировать реальную потребность в лекарственных препаратах, ставит под сомнение отчетные данные о достижении результатов Регионального проекта;
  •  

  • отмечено некорректное формирование отчетов, некачественное ведение мониторинга по обеспечению лиц лекарственными препаратами. Например, согласно данным мониторинга за 2021 год рецепты выписаны 3 524 пациентам, а согласно выгрузке из системы ПК «Оазис», произведенной в ходе проверки, в 2021 году были выписаны льготные рецепты 5 803 пациентам (или больше на 2 279 человек);
  •  

  • при закупке препаратов допущены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ.

 

В частности, в один и тот же период с одним и тем же поставщиком на поставку одного и того же препарата Минздравом области заключались несколько контрактов стоимостью до 600 тысяч рублей без проведения конкурентных процедур, что содержит признаки искусственного дробления закупки на несколько закупок с последующим заключением контрактов с единственным поставщиком, преднамеренного ухода от проведения конкурентных процедур в нарушение ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом у министерства имелась возможность осуществить данные закупки конкурентными способами, поскольку они проводились не за счет полученной экономии по торгам и высвободившихся в конце года бюджетных средств, а за счет доведенных в начале года бюджетных ассигнований.

 

Так, без проведения торгов с АО «ИООСАБ» заключено 2 контракта от 18.12.2020 на поставку препарата Ривароксабан 20 мг № 28 на сумму 576,8 тыс. р. и 163,4 тыс. р. по цене за упаковку 3 204,6 рублей. Между тем, с этим же поставщиком на поставку такого же препарата по результатам аукциона был заключен контракт от 19.05.2020 на сумму 4 523 тыс. р. по более низкой цене за упаковку 2 741,2 рубля (меньше на 463,4 рубля за упаковку, расходы на закупку по 2 контрактам 231 упаковки больше на 107 тыс. р.). Только по 6 проверенным контрактам могло быть затрачено на 282,8 тыс. р. меньше.

 

При формировании начальной цены контракта допускались нарушения Порядка определения цены контракта при осуществлении закупок лекарственных препаратов (утв. Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н), использовался метод сопоставимых рыночных цен, тогда как требовалось использовать 3 метода, в том числе тарифный метод и метод расчета средневзвешенной цены (9 контрактов с начальной ценой 2 744,4 тыс. р.).

 

Из-за допущенных Минздравом области организационных недостатков (по формированию потребности, отсутствию разработанных правовых актов по вопросам реализации мероприятия, организации ведения Регистра лиц с ССЗ, и проч.), длительного проведения закупочных процедур и позднего заключения контрактов выписка и отпуск лекарственных препаратов в Иркутской области начались во второй половине 2020 года.

 

Поставка лекарственных препаратов осуществлена в период с 04.06.2020 по 18.12.2020. К примеру, препарат Пропафенон впервые поставлен только 07.08.2020, Соталол – 16.09.2020, Изосорбида мононитрат – 18.12.2020. До этого момента из-за отсутствия препаратов рецепты на их отпуск не выписывались:

 

  • система организации бесплатного лекарственного обеспечения граждан с ССЗ в рамках Регионального проекта Минздравом области не выстроена надлежащим образом, не обеспечена в должной мере информированность ряда медицинских организаций о порядке реализации данного мероприятия и праве граждан на бесплатное получение лекарственных препаратов по Региональному проекту. Так, в 2020 году не осуществляли выписку льготных рецептов по Региональному проекту 10 медицинских организаций, из них Катангская и Балаганская районные больницы не выписывали их и в 2021 году;
  •  

  • начиная с 2020 года сложилась ситуация, при которой граждане, перенесшие острый инфаркт миокарда, имеют право на получение бесплатных лекарственных препаратов как в рамках мероприятия Регионального проекта, так и по Закону Иркутской области № 106-оз, Минздраву области следовало проработать данный вопрос с целью рационального использования средств областного бюджета.

 

В 2020 году по Закону Иркутской области № 106-оз выдано лекарственных препаратов на общую сумму 154 тыс. р. 338 пациентам с инфарктом миокарда, в 2021 году – на сумму 238,2 тыс. р. 255 пациентам с инфарктом миокарда. Указанные лекарственные препараты предусмотрены и перечнем, утвержденным по Региональному проекту, обеспечение ими граждан за счет средств Регионального проекта привело бы к экономии областных средств (на сумму 392,2 тыс. р.).

 

По данным ПК «Оазис» в 2020 году было обслужено 13 207 рецептов, выписанных 1 821 пациенту с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в 2021 году – 44 855 рецептов, выписанных 5 803 пациентам.

 

Динамика товарных остатков лекарственных препаратов (на аптечной базе и в аптеках) показывает, что к концу 2020 года наблюдалось их значительное накопление в количестве 375 354 упаковок на сумму 141 604 тыс. р., что обусловлено отпуском препаратов только с июля 2020 года. В 2021 году снижения остатков практически не произошло и к концу года они составили 371 387 упаковок на сумму 195 948,4 тыс. р.

 

Учитывая ограниченные сроки годности препаратов, существует риск неиспользования части препаратов по назначению (по данным выборочной проверки на сумму 2 453,1 тыс. р.), что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 БК РФ.

 

6. Результаты оценки, проведенной на основании критериев эффективности, установленных программой проведения контрольного мероприятия, свидетельствуют о том, что использование выделенных на реализацию Регионального проекта средств не привело к ожидаемому результату, значения большинства показателей не достигнуты. Из 7 показателей установленные значения достигнуты только по 2 показателям, за 2021 год – из 6 показателей значение достигнуто по 1 показателю.

 

Приведенные в отчете о ходе реализации Регионального проекта данные по ряду показателей недостоверны (по 8 из 13 показателей). Например, завышен показатель по больничной летальности от инфаркта миокарда за 2021 год: в отчете о ходе реализации Регионального проекта указано 11,7 %, по данным проверки – 13,2 %.

 

Согласно отчетам Минздрава области плановое значение показателя по доле пациентов, получивших лекарственные препараты, достигнуто в 2020 и 2021 годах (соответственно 50 % и 80 %). Однако в ходе проверки не удалось подтвердить его достоверность, поскольку Регистр лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Иркутской области на дату завершения проверки не велся.

 

Таким образом, Минздравом области не обеспечена достоверность отчетных данных для объективной оценки деятельности министерства по достижению целевых показателей и эффективности реализации Регионального проекта.

 

7. В проверяемый период по сравнению с 2019 годом увеличилась смертность от инфаркта миокарда (2019 год – 53,3 чел., 2020 год – 58,1 чел., 2021 год – 54,5 чел. на 100 тыс. населения) и острого нарушения мозгового кровообращения (2019 год – 91,3 чел., 2020 год – 94,1 чел., 2021 год – 97,2 чел. на 100 тыс. населения). Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения выросла с 18,5 % в 2019 году до 21,7 % в 2021 году и от инфаркта миокарда с 11,3 % в 2019 году до 11,8 % в 2021 году (в 2020 году – 12,6 %). Сокращается доля профильных госпитализаций пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, доставленных автомобилями скорой медицинской помощи (2019 год – 87,5 %, 2020 год – 86,8 %, 2021 год – 81,2 %).

 

Не достигнуто запланированное увеличение доли охвата больных с ОКС рентгенэндоваскулярными вмешательствами в лечебных целях до 40,4 % в 2021 году (факт составил 38,6 %), увеличение количества рентгенэндоваскулярных вмешательств в лечебных целях до 4,8 тыс. в 2021 году (факт – 3,1 тыс.).

 

Плановые значения показателей по снижению смертности от болезней системы кровообращения не достигнуты, напротив, наблюдается ее рост с 665,7 случаев на 100 тыс. населения в 2019 году до 706,5 случаев на 100 тыс. населения в 2021 году.

 

Одним из факторов, негативно повлиявших на достижение ожидаемых результатов, послужила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с новой коронавирусной инфекцией.

 

8. Также на недостижение ожидаемых результатов оказали негативное влияние проблемы, недостатки, нарушения при организации и реализации Регионального проекта:

 

  • региональной программой предусмотрено ведение 5 ежемесячных региональных мониторингов, при этом порядок их ведения не урегулирован Минздравом области, что негативно влияет на качество ведения мониторинга достоверность его результатов;
  •  

  • до июня 2021 года отсутствовали актуализированные схемы маршрутизации больных с ОКС и ОНМК на госпитализацию по экстренным показаниям, в том числе в профильные специализированные отделения (РСЦ, ПСО). Схемы маршрутизации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями были утверждены Минздравом области в 2016 году и до 2021 года их актуализация не проводилась, хотя за этот период открылись новые первичные сосудистые отделения (в 2018 году открыто ПСО в Черемховской ГБ № 1 и второй РСЦ в Братской городской больницы № 2, в июне 2019 года открылось ПСО в Боханской РБ);
  •  

  • в 2020-2021 годах количество кардиологических и неврологических коек для взрослых сократилось более чем на 30 % от уровня 2019 года, количество коек сосудистой хирургии сократилось на 59 %, также сократилось количество пациентов, пролеченных на указанных койках (например, на кардиологических койках с 22 тыс. чел. в 2019 году до 16,4 тыс. чел. в 2021 году). Одной из причин сокращения коечного фонда являлось перепрофилирование коек для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Между тем, Минздравом России неоднократно указывалось на недопустимость развертывания дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в ущерб коечному фонду, предназначенному для оказания медицинской помощи пациентам с иными видами заболеваний;
  •  

  • одной из проблем является своевременность госпитализации и доставки пациентов в сосудистые центры. Развернутая на территории Иркутской области сеть сосудистых центров и отделений охватывает территории, находящиеся от них на значительном удалении, что не всегда позволяет своевременно обеспечить экстренную госпитализацию больных с острыми инфарктами миокарда и инсультами. Региональной программой увеличение числа РСЦ и ПСО не предусмотрено, план мероприятий («дорожная карта») по открытию новых сосудистых центров и отделений отсутствует. Так, в проверяемый период сократилось число больных с ОКС с подъемом сегмента ST, госпитализированных в стационар в сроки менее 2 часов от начала боли (с 1 594 чел. в 2019 году до 1 381 чел. в 2021 году). В 2021 году из поступивших в стационар 2 801 чел. в течение 2 часов доставлено 49,3 % больных, от 2 часов до 12 часов – 30,5 %, свыше 12 часов – 20,2 %, около 25 % больных умирает в первые сутки поступления в стационар;
  •  

  • на качество и доступность медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями влияет обеспеченность медицинскими кадрами. Дефицит кадров является одним из сдерживающих факторов открытия новых РСЦ и ПСО. На начало 2022 года не заполнено 57 ставок врачей врачей-кардиологов и 134 ставки врачей-неврологов, коэффициент совместительства – 1,3; при штатной численности врачей-кардиологов 229 ед. и врачей-неврологов 559 ед. фактическая численность составила соответственно 135 чел. и 324 чел., дефицит врачей-кардиологов (физических лиц) составил 41 % и врачей-неврологов – 42 %;
  •  

  • значительное влияние на результаты борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывает работа службы скорой медицинской помощи по обслуживанию экстренных вызовов, время доезда до пациента и скорость его доставки в ту или иную медицинскую организацию, своевременное проведение тромболитической терапии на догоспитальном этапе. Если в 2019 году бригадами СМП выполнен тромболизис 437 пациентам с острым и повторным инфарктом миокарда, то в 2021 году – 350 пациентам, или 69 % от нуждавшихся в его проведении при оказании СМП.

 

Анализ эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи выявил ряд проблем: недостаточное количество постов СМП для сокращения времени доезда до удаленных населенных пунктов (в 15 районах место дислокации бригад СМП только в районном центре); из-за дефицита врачей в 22 из 36 учреждений врачебные выездные бригады не организованы; состав выездных фельдшерских бригад сформирован из одного фельдшера СМП вместо двух, тогда как для проведения тромболизиса необходимо, наличие не менее двух фельдшеров; не все бригады СМП оснащены компьютерными планшетами (согласно выгрузке из ПК «АДИС» планшеты использовались только в 8 медицинских организациях из 35 станций и отделений СМП; недостаточное количество специализированных бригад СМП (5 бригад анестезиологии-реанимации, 4 бригады экстренные консультативные, кардиологические экстренные бригады отсутствуют).

 

Проблема своевременности доставки пациентов в сосудистые центры связана, в том числе, с поздней обращаемостью. Одной из причин этого является недостаточная информированность населения о симптомах инсульта и инфаркта, правилах действий больных и их окружающих. Региональной программой предусмотрено мероприятие «Обеспечение ранней обращаемости за медицинской помощью, в том числе путем активного информирования населения о симптомах ОКС и ОНМК». Как указано в отчетах Минздрава области о реализации мероприятий Региональной программы за 2020-2021 годы, проведены мероприятия по информированию населения о первых симптомах ОНМК и ОКС, необходимости незамедлительного обращения за медицинской помощью. Однако подтвердить достоверность проведения таких мероприятий в ходе контрольного мероприятия не удалось.

 

На официальном сайте Минздрава области практически отсутствует информация для населения, касающаяся сердечно-сосудистых заболеваний (о маршрутизации пациентов с ОКС и ОНМК, главных внештатных специалистах Минздрава области, приемах самопомощи в экстренных ситуациях, рекомендациях специалистов о факторах риска развития ССЗ, и проч.). Небольшие вкладки с памятками для населения размещены на официальном сайте Центра профилактики. Приведенные в настоящем отчете факты свидетельствуют об отсутствии действенных и системных мер по профилактике ССЗ.

 

9. В Иркутской области отсутствует головное учреждение кардиологической службы. Во многих регионах эту функцию выполняет региональный кардиологический диспансер. Анализ опыта других регионов (Новосибирская область, Алтайский край, Омская область, и др.) показал, что в кардиологическом диспансере реализуется концепция создания законченного цикла оказания помощи больным с ССЗ: от выявления заболевания и лечения до восстановительного лечения и реабилитации. Наряду с этим кардиологический диспансер является головным учреждением службы: осуществляет организационно-методическое руководство кардиологическими подразделениями лечебно-профилактических учреждений; контроль качества их работы по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний; анализирует состояние кардиологической службы, показатели ее работы, разрабатывает мероприятия по их улучшению; изучает и анализирует заболеваемость населения сердечно-сосудистой патологией; и проч.

 

10. Региональная программа «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 24.06.2019 № 439-рп, при этом в реестр государственных региональных программ Иркутской области не включена. Распоряжением Правительства Иркутской области от 25.11.2013 № 506-рп «О порядке разработки и утверждения государственных региональных программ Иркутской области» предусмотрено утверждение региональных программ распоряжением Правительства Иркутской области, а согласно требованиям ст. 5 Закона Иркутской области «О Правительстве Иркутской области» и ст. 12 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» ее надлежало утвердить постановлением Правительства Иркутской области.

 

КСП области неоднократно рекомендовала Правительству Иркутской области принять меры по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с разработкой, утверждением и реализацией региональных программ.

 

11. В целом, по результатам проверок Минздрава области и учреждений здравоохранения выявлено нарушений на сумму 236 067,9 тыс. рублей, объем проверенных средств составил 716 107,5 тыс. рублей.

 

Отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области. Представление о выявленных нарушениях и недостатках направлено в адрес министерство здравоохранения Иркутской области.