Информация по результатам проведенной экспертизы поправок к проекту Закона Иркутской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года» (№ ПЗ-141)

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза поправок к проекту Закона Иркутской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года» (№ ПЗ-141).

 

По результатам экспертизы поправок к проекту закона Иркутской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года», установлено, что Законопроект актуализирован с учетом действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов. Между тем, имеются отдельные недостатки в содержании документа, в том числе в части описания и анализа ключевых проблем развития Иркутской области, приведения недостоверных отдельных макроэкономических показателей, характеризующих развитие региона.

 

Выявлена несогласованность приведенных в Проекте стратегии данных и показателей Прогноза социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 668-рп. Отмечены случаи несоответствия отраженных в Проекте стратегии показателей отчетным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (http://irkutskstat.gks.ru).

 

В общих положениях текста Стратегии не учтен ряд правовых актов, ссылки на которые имеются по тексту Стратегии, в том числе Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года; Указ Президента РФ от 30.06.2016 № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам», и другие.

 

КСП области установлены замечания и недостатки по результатам анализа отдельных приоритетов и направлений Стратегии, в том числе:

 

  • По подразделу «Образование» установлено отсутствие четкого и системного определения приоритетов, целей и задач по соответствующим видам образования
  • По подразделу «Здравоохранение» не отражена информация о реализации региональных программ (проектов), направленных на достижение целей, показателей и результатов национального проекта «Здравоохранение» в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Федеральными проектами «Борьба с онкологическими заболеваниями» и «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» предусмотрена разработка и реализация региональных программ борьбы с данными заболеваниями. Показатели, предусматривающие снижение смертности от указанных заболеваний, приведены в приложении 2 «Основные показатели достижения целей социально-экономического развития Иркутской области». При этом в Стратегии не указано, за счет каких мер будут достигнуты данные показатели
  • По подразделу «Культура» основные показатели достижения цели социально-экономического развития Иркутской области по развитию культурного потенциала личности и общества в целом (приложение 2 к Стратегии: число посещений организаций культуры; число участников мероприятий в области сохранения и развития национальной самобытности народов, традиционно проживающих на территории УОБО; доля объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящихся в областной собственности, расположенных на территории Иркутской области; доля государственных (муниципальных) архивов Иркутской области, в которых созданы нормативные условия, обеспечивающие постоянное (вечное хранение) архивных документов, по отношению к общему количеству государственных (муниципальных) архивов Иркутской области) не согласуются с обозначенными приоритетами развития сферы культуры и искусства в Иркутской области (укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, расширение объема мер государственной поддержки)
  • По подразделу «Социальная политика» в Стратегии не учтены способы решения задач в части развития системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей и др
  • По разделу «Молодежная политика» в Стратегии не нашел отражения ряд проблем, связанных с оттоком талантливой и инициативной молодежи из региона в центральную часть России и зарубежье; низким уровнем мотивации молодежи к созданию и реализации проектов, направленных на удовлетворение актуальных потребностей и интересов молодых людей, а также низким уровнем включенности молодежи в социальное, экономическое, общественно – политическое и культурное развитие региона
  • По подразделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» тактические задачи 2.2.1. «Повышение надежности, доступности и качества электроснабжения потребителей Иркутской области» и 2.2.2. «Формирование надежной, качественной и доступной системы газоснабжения населения и коммунально-бытовых предприятий Иркутской области» не увязаны с характеристикой жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, данной перед постановкой этих задач. Постановка Тактической цели 2.2 «Повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, модернизация и развитие жилищно-коммунального хозяйства» не сопровождена определением задачи и мер по их решению, направленных на модернизацию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Решение Тактической задачи 2.2.3. «Повышение надежности функционирования жилищно-коммунальной сферы» не обозначено конкретными мерами, действиями, механизмами. Стратегические цели и задачи в отношении инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в Стратегии не определены
  • По разделу «Безопасные и качественные дороги» следует отметить, что в Стратегии не нашли четкого отражения меры по применению в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные дороги» новых технологий и материалов (использования новых стандартов, материалов, конструкций и изделий из них, в том числе композиционных, а также технологий для повышения качества работ и снижения стоимости дорожных работ), механизмов контрактов жизненного цикла
  • По подразделу «Экология» целеполагание Стратегии не согласуется с характеристикой экологических проблем области, приоритетами экологической политики, отличается от стратегических задач развития Российской Федерации. Показатели достижения целей социально-экономического развития Иркутской области в сфере сохранения и защиты окружающей среды не содержат цели и целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации № 204 в данной сфере
  • По подразделу «Противодействие чрезвычайным ситуациям и профилактика правонарушений» не нашла системного разрешения в тактических задачах характеристика факторов техногенной и природной опасности на территории Иркутской области. В Стратегии полностью отсутствует информация о развитии аварийно-спасательной службы Иркутской области, что не согласуется с определением приоритета «Противодействие чрезвычайным ситуациям». Отмечается формальность, неопределенность, незавершенность мер по решению Тактических задач, внутренняя несогласованность. В частности, в Тактической задаче 2.6.3 «Укрепление общественной безопасности и снижение уровня преступности в Иркутской области» предусмотрены меры по обеспечению безопасности дорожного движения, тогда как следом сформулирована Тактическая задача 2.6.4. «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области», где эти меры сформулированы
  • По подразделу «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Проекте стратегии приведены отдельные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, в том числе данные о количестве хозяйствующих субъектах (39 тыс.) и общем количестве созданных рабочих мест (180,5 тыс.), не имеющие ссылки на отчетный период
  • По подразделу «Кадровая политики и производительность труда» Стратегия не отражает целей, не конкретизирует мероприятий, направленных на повышение производительности труда с учетом отраслей экономики, характерных для территории Иркутской области
  • По подразделу «Устойчивость финансовой системы» не отражена динамика исполнения доходной и расходной частей консолидированного бюджета Иркутской области, например, за последние 5 лет. Кроме этого, при возможности доработки Проекта стратегии в 2019 году следует учесть показатели исполнения консолидированного бюджета за 2018 год
  • Требует корректировки раздел «Организация реализации стратегии» в части информации о государственных программах Иркутской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
  • Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.