Информация по результатам проведенного совместного с контрольно-счетными органами муниципальных образований экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ соблюдения законодательства при формировании и использовании субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также обеспечение дополнительного образования детей в образовательных организациях»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2019 год проведено совместное с контрольно-счетными органами муниципальных образований экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ соблюдения законодательства при формировании и использовании субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также обеспечение дополнительного образования детей в образовательных организациях».

 

Несовершенство методов прогнозирования значений показателей средней заработной платы педагогических работников организаций дошкольного и общего образования (6 раз в 2018 году) привело к необходимости корректировки объемов субсидий на выполнение муниципального задания и бюджетных ассигнований для муниципальных образовательных организаций.

 

Норматив учебных расходов (на дошкольное образование – 500 рублей на 1 воспитанника, 1 500 рублей (3 500 рублей – в 2-х северных территориях на 1 учащегося) не позволил в полной мере обеспечить оснащение материальной базы образовательных организаций в части учебных расходов для реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

 

На уровне региона отсутствует Методика расчета общего объема субвенций, не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок расходования субвенций на образование.

 

Как показал анализ структуры начисленных выплат, в ряде территорий Единые рекомендации не соблюдались: в структуре ФОТ (без учета районного коэффициента и процентной надбавки) доля выплат по должностным окладам (ставкам) в муниципальных образовательных организациях в 2017 году составляла от 35% до 76%, в 2018 году – от 25% до 80%, что указывает на недостаток единого общего подхода при разработке положений об оплате труда работников в различных муниципальных образованиях, а также в образовательных организациях, находящихся в составе одного муниципального образования, низкий размер доли тарифной части ФОТ обусловлен низкими размерами должностных окладов, предусмотренными положениями об оплате труда.

 

При осуществлении закупок допускались случаи дробления: при приобретении учебников на основании счетов на сумму до 100 тыс. рублей при общем объеме однородных товаров более 1 млн. рублей.

 

Отмечено увеличение кредиторской задолженности муниципальных образовательных организаций по расходам.

 

Увеличились объемы дебиторской задолженности в 2018 году в сравнении с 2017 годом.

 

Отмечается недостаток контроля за использованием субвенций со стороны министерства образования Иркутской области, выполняющего функции главного распорядителя средств областного бюджета — отсутствовал нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения контрольных мероприятий за целевым использованием средств получателями субвенций; в исследуемом периоде (2017-2018 годы) проверки в муниципальных образованиях проводились во внеплановом порядке; не представлено документальное подтверждение принятия мер по фактам выявленных министерством нарушений при использовании субвенций, в том числе по фактам нецелевого использования средств муниципальными образованиями.

 

В ряде муниципальных образований (г.г. Иркутск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Баяндаевский, Качугский, Мамско-Чуйский, Жигаловский районы, Усть-Кутское) главными распорядителями средств местных бюджетов (учредителями) не выполнялись полномочия по контролю за расходованием образовательными организациями средств, выделенных на финансовое обеспечение образовательной деятельности (за счет субвенции на образование), тогда как данные обязанности возложены на них в рамках требований ст. 158 БК РФ и норм п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — осуществление контроля в порядке, установленном местной администрацией соответствующего муниципального образования.

 

По итогам мероприятия направлены информационные письма объектам экспертно-аналитического мероприятия. Отчет по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.