Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем» (ПЗ-865)

 

По результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Контрольно-счетная палата Иркутской области (далее – КСП области) установила следующее.

 

Проектом закона предлагается принять новое расходное обязательство Иркутской области в виде дополнительной меры социальной поддержки в Иркутской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению жильем, вставшим на учет в органах местного самоуправления после 01.01.2005.

 

В ходе проведенной экспертизы выявлен ряд замечаний к финансово-экономическому обоснованию (ФЭО) законопроекта.

 

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» не обладает сведениями о накопленном контингенте инвалидов . Такими сведениями также не располагают ГУ Отделение ПФР по Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области. Более того, численность инвалидов в ФЭО (165 чел. в разрезе 9 муниципальных образований области) не нашло своего подтверждения при анализе ответов, полученных на запросы КСП области.

 

По поступившим от большинства муниципальных образований второго уровня сведениям численность потенциальных получателей МСП в рамках предлагаемого законопроекта составляет 1 055 чел., что в 6 раз превышает заявленную разработчиком численность. Установлено, что учет граждан, имеющих внеочередное право на социальную поддержку по обеспечению жильем, практически во всех муниципальных образованиях не осуществляется.

 

Принятие законопроекта повлечет дополнительные расходы областного бюджета, в разы превышающие объем средств, заявленный в ФЭО (порядка 2,2 млрд.р.)

 

Проведенная экспертиза ФЭО к Проекту закона показала, что объем расходного обязательства рассчитан, исходя из площади жилого помещения по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления, из расчета на двух человек. Данный подход не основан на требованиях действующего законодательства, не отражает реальной ситуации, и в дальнейшем повлияет на объем расходного обязательства, так как в силу ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 № 4-П, от 01.02.2021 № 3-П решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему заболеванием, предусмотренным Перечнем № 987н, может быть принято с учетом площади, необходимой для проживания в нем не только одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, но и других членов его семьи.

 

Сведения о количестве граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения с учетом увеличенной площади жилого помещения, из общего количества лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих заболевание, предусмотренное Перечнем № 987н, в ФЭО к проекту закона не представлены.

 

В проекте закона не проработаны следующие вопросы, которые также не нашли своего отражения в пояснительной записке и ФЭО к проекту закона, в том числе за счет каких источников будут осуществляться расходы по оборудованию жилых помещений специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 17 Федерального закон № 181 ФЗ); о бремени содержания имущества; относительно ведения и актуализации списка, в том числе в отношении лиц, в отношении которых уже имеются судебные решения о возложении на муниципальное образование обязанности по предоставлению жилых помещений, а также о прекращении права на предоставлении МСП (изменение состояния здоровья, смерть гражданина, изменение жилищных условий и пр.), прекращении права пользования жилым помещением опекуном, иными членами семьи нанимателя (например, в случае смерти гражданина, в отношении которого реализована мера социальной поддержки); о праве инвалида воспользоваться данной МСП в случае, если он относиться к нескольким категориям (дети – сироты, и пр.); о наличии порядка информирования уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих учет инвалидов в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма о постановке инвалида на учет в очередь в соответствии с проектом закона.

 

Обязательства по обеспечению жильем инвалидов, вставших на учет до 2005 г., возложены на федеральный бюджет (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Однако Федеральным законом № 181-ФЗ не определен порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 2005 г. (ст. 17 содержит отсылку к ЖК РФ, на основании которого инвалиды должны обеспечиваться жильем). ЖК РФ, в свою очередь, не определяет уровень бюджетной системы, ответственный за финансирование жилищных обязательств перед инвалидами.

 

КСП области обращает внимание, что согласно соглашениям от 27 июля 2015 № 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 № 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 № 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 № 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 № 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 № 01-01-06/06-244 (с учетом дополнительных соглашений) о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области, заключенных между Министерством финансов РФ и министерством финансов Иркутской области, в обязанностях Иркутской области предусмотрено «не допускать принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ».

 

До рассмотрения законопроекта в первом чтении, КСП Иркутской области предлагает направить обращение Законодательного Собрания Иркутской области к Председателю Правительства Российской Федерации о необходимости определения (законодательного закрепления) источников финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.