Информация по результатам проведенной экспертизы предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области о внесении изменений в государственные программы Иркутской области

 

КСП Иркутской области проведена экспертиза предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области о внесении изменений в государственные программы Иркутской области.

 

Экспертиза предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области о внесении изменений в государственные программы Иркутской области) проведена в рамках предварительного этапа экспертизы проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

 

С несоблюдением установленного пунктом 22 Постановления № 282-пп срока (в рамках подготовки проекта закона Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в срок не позднее 7 календарных дней до предполагаемой даты заседания Бюджетной комиссии), направлено в КСП области 12 госпрограмм.

 

Замечания и недостатки проектов государственных программ:

 

1. ГП «Развитие образования»:

 

Для реализации мероприятия «Единовременная компенсационная выплата учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» на 2020 — 2022 годы» потребуется обеспечение софинансирования расходов за счет средств областного бюджета.

 

Дополнительная потребность в субвенциях на 2020 год составляет 5 116 359,1 тыс. рублей.

 

Имеется потребность в финансировании строительства, реконструкции 4-х объектов и приобретения 3-х объектов общего образования, включенных в перечни получателей субсидий на 2020-2022 годы.

 

Сокращено финансирование мероприятий РП «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» на 31,3% или 464 377,6 тыс. рублей.

 

На 2020 год и плановый период не предусмотрено финансовое обеспечение мероприятия «Оказание содействия муниципальным образованиям Иркутской области в реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

 

На реализацию подпрограммы «Развитие профессионального образования» в 2020 году предусмотрены ресурсы в объеме 4 837 704,1 тыс. рублей, с сокращением к 2019 году на 126 700,1 тыс. рублей (2,6 %), в том числе за счет средств областного бюджета – 4 806 238,8 тыс. рублей (меньше на 102,453,9 тыс. рублей или 2,1%), за счет средств федерального бюджета – 31 465,3 тыс. рублей (меньше на 24 246,2 тыс. рублей или 43,5%).

 

Сокращены ресурсы на капитальный ремонт, разработку и экспертизу проектной документации для проведения капитального ремонта образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области – на 104 843,2 тыс. рублей (51,2%).

 

2. ГП «Здравоохранение».

 

Потребность средств на оплату труда в полном объеме не обеспечена: в связи с увеличением прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2020 году по Иркутской области (до 40 892,2 рублей в 2020 году согласно распоряжению от 13.09.2019 № 158-рз) для достижения целевых показателей по заработной плате медицинских работников требуется средств 260,2 млн. рублей, с учетом планируемого увеличения МРОТ с 1 января 2020 года (с 11 280 рублей до 12 130 рублей) -18,7 млн. рублей.

 

В целях соблюдения уровня софинансирования расходов, связанных с обеспечением закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, дополнительно требуется 26 326,6 тыс. рублей.

 

По расчетам КСП области обоснованная потребность в расходах на закупку тест-полосок, а также услуг по их хранению, учету и доставке расчетно составляет 79 755 тыс. рублей, что больше на 38 075,3 тыс. рублей.

 

Расходы на иммунопрофилактику в объеме 165 633,3 тыс. рублей на 2020 год предусмотрены при отсутствии нормативного правового акта по установлению расходного обязательства.

 

На выполнение постановления Правительства Иркутской области от 07.10.2019 № 819-пп «О предоставлении единовременной денежной выплаты на обучение отдельным категориям студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в медицинских организациях, расположенных в отдаленных районах Иркутской области», которое вступает в силу с 1 января 2020 года, на 2020 год требуется 1 481,7 тыс. рублей.

 

При предлагаемых объемах финансирования потребность учреждений в капитальном ремонте будет удовлетворена на 15,6 %.

 

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Иркутской области на 2020-2022 годы, объем на 2020 год завышен на 144 206,8 тыс. рублей.

 

3. ГП «Развитие физической культуры и спорта».

 

Потребность средств на оплату труда обеспечена не в полном объеме, для обеспечения в 2020 году темпов роста средней заработной платы отдельных категорий работников и достижения целевого показателя средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта (на 2020 год — 48 346,5 тыс. рублей, в 2019 году – 45 900 тыс. рублей) требуется 12 867,4 тыс. рублей, в связи с планируемым с 01.01.2020 повышением размера МРОТ с 11 280 тыс. рублей до 12 130 рублей — 4 302,8 тыс. рублей.

 

Имеется риск неэффективного использования бюджетных средств вследствие приобретения оборудования по завышенной стоимости на реализацию мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по хоккею с мячом в 2020 году.

 

КСП области рекомендует привести постановление администрации Иркутской области от 21.04.2006 № 58-па в соответствии с нормами Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области».

 

Для достижения установленного показателя (4 чел.) для софинансирования приобретения или строительства жилых помещений спортсменов и их тренеров, нуждающихся в жилых помещениях дополнительно требуется 1 052,4 тыс. рублей.

 

Увеличение объема средств областного бюджета на 2 153 240 тыс. рублей на завершение строительства Центра по хоккею с мячом и конькобежным видам спорта произведено в отсутствие решения о бюджетных инвестициях на эту сумму.

 

4. ГП «Развитие культуры».

 

При наличии остатка нераспределенных средств на 2020 год в сумме 75 705,0 тыс. рублей финансирование строительства культурно-досугового центра Писаревского МО в Тулунском районе, включенного распоряжением Минстроя области в перечень получателей субсидий на 2020-2022 годы, госпрограммой предусматривается на 2021-2022 годы.

 

Несмотря на сроки предоставления субсидий на проведение капитального ремонта муниципальных объектов культуры, предусмотренные распоряжением Минстроя области 11.09.2019 года № 59-385-мр на 2020-2022 годы, 16 новых объектов включены в госпрограмму с финансированием в 2021 году.

 

5. ГП «Молодежная политика».

 

КСП области обращает внимание на длящиеся работы по подготовке проекта по реконструкции здания Иркутского гарнизонного Дома офицеров, которое было передано в областную собственность Министерством обороны РФ еще в 2011 году. Это уже привело к неэффективным расходам областного бюджета и содержит риски увеличения таких расходов.

 

В 2020 году планируется исключить средства на реализацию мероприятия «Ресоциализация и постреабилитационный социальный патронат лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ» (300,0 тыс. рублей) вместе с тем, данное мероприятие является одним из важнейших этапов постреабилитационного сопровождения и его исключение требует широкого обсуждения с общественными организациями (заинтересованными лицами).

 

6. ГП Социальная поддержка населения».

 

На момент проведения экспертизы запланированы расходы (2 919 575,3 тыс. рублей), по которым требуется принятие законодательных и иных правовых актов (в том числе внесение изменений в действующие), что свидетельствует о недостаточной проработке вопросов по реализации мер правового регулирования при подготовке проекта ГП.

 

Средства на субсидию на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме заложены с превышением расчетного уровня софинасирования по оценкам КСП области на 3 135,2 тыс. рублей.

 

Субсидии на выплату региональных социальных доплат к пенсии субъектам РФ (являются новым направлением расходов) имеют превышение уровня софинансирования за счет средств областного бюджета по оценкам КСП области на 60 669,0 тыс. рублей.

 

Не предусмотрены расходы на реализацию Законов Иркутской области от 08.10.2019 № 88-ОЗ, № 89-ОЗ (обеспечение 2-х разовым питанием учащихся 1-11 классов по территориям попавшим в зону паводков в 2019 году), что в последующем потребует корректировки.

 

По подпрограмме «Дети Приангарья» запланированы расходы, по которым требуется принятие законодательных и иных правовых актов.

 

Отсутствуют на 2020 год расходов на ремонт здания министерства, начатый в 2019 году.

 

7. ГП «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области».

 

Включена новая ВЦП «Создание условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка» на 2020-2024 годы, ответственным исполнителем является администрация Усть-Ордынского Бурятского округа (9 252,2 тыс. рублей).

 

8. ГП «Реализация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергеэффективности Иркутской области».

 

Сокращение средств предусмотрено по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Иркутской области» из-за сокращения расходов по формированию, пополнению, хранению и расходованию аварийно — технического запаса Иркутской области (на 268 912,3 тыс. рублей) и сокращения расходов на возмещение недополученных доходов организациям в связи с оказанием населению Иркутской области услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по льготным тарифам (на 796 354,6 тыс. рублей).

 

По подпрограмме «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Иркутской области» предусмотрены расходы на создание условий для развития газозаправочной сети для заправки автотранспорта на территории Иркутской области природным газом (метан) (74 290,0 тыс. рублей), расходы на приобретение автобусов и транспорта дорожно-коммунальных служб, использующих природный газ в качестве моторного топлива (126 754,3 тыс. рублей). Расходы запланированы в целях получения софинансирования средств федерального бюджета по Федеральному проекту «Чистый воздух». Вместе с тем, заключенное или парафированное соглашение с уполномоченным федеральным исполнительным органом (Минприроды РФ) отсутствует, что дает основания для сомнений в обоснованности планирования расходов.

 

9. ГП «Формирование современной городской среды».

 

В связи с отсутствием порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов имеются риски не освоения в 2020 году дополнительно предусматриваемого ресурсного обеспечения за счет средств областного бюджета на 2020 год в сумме 25 000,0 тыс. рублей на основное мероприятие «Поддержка муниципальных образований Иркутской области по проведению благоустройства территорий».

 

10. ГП «Доступное жилье».

 

К привлечению из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2020 год планируется сумма 1,5 млрд. рублей (решение правления Фонда от 24.04.2019 об увеличении в 2020-2021 годах лимитов предоставляемой субъектам РФ финансовой поддержки), При этом согласно прогнозной оценке (приложение 8 к проекту постановления) средства Фонда запланированы в объеме только 950 039,9 тыс. рублей.

 

11. ГП «Развитие транспортного комплекса Иркутской области».

 

По подпрограмме «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» по сравнению с 2019 годом Проектом предусмотрено сокращение ресурсного обеспечения на 20 412,8 тыс. рублей (26,2 %) с 77 882,1 тыс. рублей до 57 469,3 тыс. рублей.

 

Не обеспеченными финансированием остаются порядка 40 рейсов в размере 7 636,7 тыс. рублей с учетом уровня софинансирования для перевозки пассажиров, востребованность которых в летний период высокая.

 

Меры к изменению механизма компенсации авиаперевозчику расходов по перевозке пассажиров, багажа в населенные пункты Тофаларии Правительством Иркутской области не приняты, замечания и предложения КСП области не учтены.

 

12. ГП «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства».

 

Объем нераспределенных средств по госпрограмме на объекты составляет 1 111 340,5 тыс. рублей, в том числе по региональному проекту «Дорожная сеть» составляют 1 010 600,0 тыс. рублей.

 

В Перечень объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Иркутской области и муниципальной собственности, объектов капитального ремонта, находящихся в государственной собственности Иркутской области и муниципальной собственности, включенных в подпрограммы государственной программы Иркутской области (приложение 10), включены 7 объектов, по которым не утверждена проектно-сметная документация, не проведена ее государственная экспертиза на сумму 785 001,9 тыс. рублей.

 

13. ГП «Охрана окружающей среды».

 

Изменения планируются по уменьшению ресурсного обеспечения в объеме 1 251 205,2 тыс. рублей (с 1 788 266,0 тыс. рублей до 537 060,8 тыс. рублей) на реализацию мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» в рамках регионального проекта «Сохранение озера Байкал»; при отсутствии средств федерального бюджета по вышеуказанному мероприятию предусмотрено софинансирование из областного бюджета в объеме 537 060,8 тыс. рублей, что является необоснованным.

 

Местным бюджетам на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов требуется дополнительно более 356 млн. рублей.

 

Уменьшен объем ресурсного обеспечения на субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронение) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов.

 

На 2020 год предусмотрено ресурсное обеспечение на строительство только одного полигона ТКО.

 

14. ГП «Развитие лесного комплекса».

 

Учтены ранее отмеченные замечания КСП области в части нарушения федерального законодательства с возложением на автономное учреждение полномочий по предоставлению гражданам меры социальной поддержки в натуральной форме на основании Закона Иркутской области от 09.01.2019 № 1-ОЗ, исключено мероприятие по предоставлению гражданам дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области.

 

15. ГП «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

 

Не учтено замечание КСП области о несоответствии принципам стратегического планирования наличие в Госпрограмме подпрограммы «Обеспечение государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов Иркутской области».

 

16. ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика».

 

Ресурсное обеспечение всех 8 региональных проектов в ГП не соответствует объему финансового обеспечения, утвержденному в паспортах регионального проекта и размещенных на официальном сайте министерства экономического развития Иркутской области.

 

Министерством экономического развития Иркутской области осуществляются бюджетные инвестиции, ведется строительство объекта капитального строительства в г. Байкальске – сети ливневой канализации, при этом министерство не наделено полномочиями по выполнению функций государственного заказчика на строительство объектов капитального строительства.

 

17. «Управление государственными финансами Иркутской области».

 

Предусмотрены расходы на обслуживание государственного долга Иркутской области в 2020 году в сумме 1 110 534,6 тыс. рублей, что превышает аналогичные ассигнования 2019 года на 505 630,5 тыс. рублей (на 83,6%), имеется риск невостребованности данных расходов, необходимости их корректировки в последующем.

 

Предусмотрено существенное сокращение объема нецелевых и «условно-целевых» межбюджетных трансфертов в 2020 году – на 1 978 291,7 тыс. рублей или на 19,7% относительно ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2019 год. Данное сокращение может привести к неполному отражению расходных обязательств муниципальных образований в местных бюджетах, что, в свою очередь, повлечет нарушение принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленного статьей 32 БК РФ.

 

18. ГП «Труд и занятость».

 

Субвенции на осуществление отдельных областных государственных полномочий в сфере труда предусмотрены в объеме 32 089,4 тыс. рублей, вместе с тем в финансово-экономическом обосновании к проекту закона Иркутской области «О внесении изменений в пункт 4 приложения 2 к Закону Иркутской области «О наделении органов местного самоуправлении отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда» (№ ПЗ-598), объем средств на 2020 год предусматривался в объеме 33 521,9 тыс. рублей.

 

По ВЦП «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области» расходы предлагается утвердить в объеме 1 928,3 тыс. рублей, что меньше уровня 2019 года на 211,6 тыс. рублей (с 2 139,9 тыс. рублей до 1 928,3 тыс. рублей). Вместе с тем, КСП области обращает внимание, что согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) одним из ключевых действий до 2024 года является (в целях повышения доходов семей) содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения); формирование системы сопровождения инвалидов и их семей и комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг социальной и транспортной инфраструктуры. На основании вышеизложенного требует пояснений сокращение объема субсидий.

 

19. ГП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

 

Предложения по внесению изменений в госпрограмму в отношении отдельных подпрограмм и основных мероприятий не содержат информации о причинах корректировки средств областного бюджета и целевых показателей, что не позволяет провести всестороннюю оценку предлагаемых изменений в госпрограмму.

 

Службой ветеринарии Иркутской области не были внесены изменения в штатное расписание, предусматривающие индексацию должностных окладов областных государственных служащих Иркутской области (с 01.04.2019 в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 14.03.2019 № 52-уг) и работников, не являющиеся областными государственными гражданскими служащими (с 01.10.2019).

 

20. ГП «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами Иркутской области».

 

Основное увеличение предусмотрено на приобретение в областную государственную собственность здания, находящегося в частной собственности и расположенного по адресу: г. Иркутск, бульвар Гагарина, 6/1, в целях размещения Управления Росгвардии по Иркутской области. Согласно информации от министерства имущественных отношений Иркутской области по оценке ЗАО «Консалт» цена приобретения указанного здания составит 330 000,0 тыс. рублей, расходное обязательство области требует уточнения.

 

По ОМ «Строительство, реконструкция, в том числе выполнение проектных и изыскательских работ, объектов недвижимого имущества государственной собственности Иркутской области административного назначения» ресурсное обеспечение планируется увеличить на 10 766,5 тыс. рублей или в 13 раз для выполнения проектных и изыскательских работ в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Красноказачья, 23А. Цель планируемых работ на данном объекте в пояснительной записке не приведена.

 

21. ГП «Развитие юстиции и правовой среды».

 

В случае отсутствия в госпрограмме расходов на приобретение объектов недвижимого имущества на 2020 год, существуют риски недостижения целевого показателя подпрограммы Развитие юстиции в Иркутской области — «Доля обеспеченности судебных участков мировых судей надлежащими материально-техническими условиями в соответствии с утвержденными нормативами от общего числа судебных участков» в 2020 году- 83,6%, к 2024 году – 88,2%. Полагаем необходимым рассмотреть вопрос о целесообразности перехода от использования объектов недвижимости на праве аренды (~ 40%) к приобретению объектов в областную государственную собственность.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Председателю Правительства Иркутской области.