Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Иркутской области, осуществляющих государственное управление в сфере стратегического планирования и комплексного социально-экономического развития региона»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2019 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Иркутской области, осуществляющих государственное управление в сфере стратегического планирования и комплексного социально-экономического развития региона».

 

В целом, система документов стратегического планирования Иркутской области создана, вместе с тем стратегия социально-экономического развития субъекта РФ, документа стратегического планирования, определяющего приоритеты, цели и задачи государственного управления на долгосрочный период в настоящее время разработана, но не принята.

 

Проект Стратегии до 2030 года разработан в соответствии с требованиями ст. 4 Закона 145-ОЗ на период, не превышающий период ПСЭР на долгосрочный период, до 2030 года. В общих положениях проекта Стратегии не учтен ряд правовых актов, в том числе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ (от 01.03.2018 и последующие периоды), Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» и другие. Отмечены отдельные недостатки и замечания по содержанию подразделов проекта Стратегии.

 

В анализируемом периоде в Иркутской области действует Прогноз социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Иркутской области от 14.11.2016 № 668-рп ПСЭР до 2030 года.

 

С момента его принятия не корректировался, значения отдельных идентичных показателей, отраженных в Проекте стратегии и ПСЭР на долгосрочный период, не соотносятся.

 

Предлагается внести изменения, актуализирующие содержание Прогноза социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период с учетом тенденций социально-экономического развития области до 2030 года, провести сопоставительный анализ обновленных социально-экономических показателей, прогнозных данных до 2030 года и сведений, содержащихся в Проекте стратегии.

 

Прогноз социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочный период, по мнению КСП области, нуждается в корректировке, так как содержит ряд замечаний и недостатков, в том числе:

 

  • на региональном уровне правовые акты, регламентирующие содержание Прогноза, а также определяющие методологию его подготовки, не приняты;
  • документ не содержит систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Иркутской области, что не согласуется с положениями Закона 172-ФЗ;
  • в Прогнозе не отражены основные параметры государственных программ Иркутской области;
  • в Прогнозе отражены статистические, макроэкономические и отраслевые показатели Иркутской области, в том числе их фактические значения за прошедший период, оценочные — на текущий, прогнозные — на плановый. Между тем, Законом 172-ФЗ включение в прогноз социально-экономического развития субъекта РФ фактических показателей за прошедшие годы и оценочных показателей текущего года не предусмотрено;
  • ПСЭР как на 2019 год, так и ПСЭР на 2020 год одобрены распоряжениями Правительства Иркутской области (от 25.10.2018 № 826-рп; от 25.10.2019 № 867-рп) в день внесения Законопроекта в Законодательное Собрание Иркутской области, таким образом, составление проекта бюджета Иркутской области на 2019 год и на 2020 год осуществлено в отсутствие Прогноза (работа по подготовке и формированию бюджета на очередной финансовый год начинается с июня текущего года).

 

Не установлен порядок мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Иркутской области, за исключением стратегии социально-экономического развития Иркутской области и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Иркутской области (норма ч. 1 ст. 11 Закона 145-ОЗ).

 

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Иркутской области не разработан и не утвержден, в связи с отсутствием действующей стратегии социально-экономического развития Иркутской области.

 

По итогам 2018 года Государственные программы исполнены на 97,7%, по 7 программам исполнение ниже среднего показателя.

 

По состоянию на 01.12.2019 исполнение государственных программ составило 78,4 % от плановых назначений.

 

Неиспользованные назначения на 01.12.2019, создают определенные риски для полного освоения средств в декабре текущего года.

 

КСП Иркутской области отмечает, что в отдельных случаях процесс внесения изменений в Госпрограммы и их рассмотрения недостаточно систематизирован, Госпрограммы используются как документы по распределению (перемещению) объемов ресурсного обеспечения, а не как инструменты стратегического планирования.

 

При экспертизе проектов Госпрограмм установлено, что в отдельных случаях целевые показатели ряда Государственных программ установлены без соблюдения принципов стратегического планирования (статья 7 Федерального закона № 172-ФЗ), не зависят от реализации государственной программы, их достижение не обеспечено ресурсами.

 

Согласно ст. 9 Закона 145-ОЗ Порядок оценки их эффективности утверждается Правительством Иркутской области.

 

Так, из 1129 целевых показателей, установленных в Государственных программах на 2018 год, достигнуто 925 (81,9%).

 

Не определен порядок разработки и корректировки схемы территориального планирования Иркутской области и схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ, что не соответствует требованиям Закона 184-ФЗ.

 

По итогам мероприятия направлены информационные письма в Правительство Иркутской области, министерство экономического развития Иркутской области. Отчет по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.