Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования средств областного бюджета, предусмотренных в 2018-2019 годах в рамках мероприятий по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, постоянно проживающих в Иркутской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования средств областного бюджета, предусмотренных в 2018-2019 годах в рамках мероприятий по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, постоянно проживающих в Иркутской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».

В ходе проверки были выявлены нарушения при формировании и исполнении бюджетов.

 

Бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки, в том числе относящиеся к публичным расходным обязательствам, формировались и расходы за счет них осуществлялись Минсоцразвития Иркутской области вопреки обязательным предписаниям законодательства: ст.ст. 6, 14, 65, 74.1, 85, 158 БК РФ, ч. 3 ст. 7 Закона Иркутской области от 16.12.2013 № 140-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, представители которых проживают на территории Иркутской области», в частности, в отсутствие расходных обязательств Иркутской области, в отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего размеры мер социальной поддержки и порядок их предоставления, с принятием с превышением полномочий собственного правового акта (Положения об оказании социальной поддержки гражданам из числа коренных народов, общинам коренных малочисленных народов Иркутской области), в том числе:

 

— средства областного бюджета на предоставление социальной выплаты на оплату обучения использовались с несоблюдением ст. ст. 34, 158 БК РФ, п. 48 Положения об оказании социальной поддержки № 91-мпр Минсоцразвития области не сопровождено принятием действенных мер при выявлении нарушения получателем социальной выплаты установленных соглашением требований в части трудоустройства, в части возврата в областной бюджет суммы предоставленной выплаты, что не привело к целевому и эффективному их использованию;

 

— предоставление социальных выплат на приобретение солнечных батарей произведено с несоблюдением требований Положения об оказании социальной поддержки № 91-мпр, которое содержит ограниченный перечень материальных ценностей, приобретаемых для поддержания традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов – приобретение охотничьего оружия, лодок, лодочных моторов, радиостанций, бензопил, дизельных электростанций и запасных частей к указанному оборудованию.

 

Бюджетные ассигнования и осуществляемые за счет них расходы на обеспечение мастерских народных ремесел в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов расходными материалами, в нарушение ст.ст. 14, 65, 74.1, 85, 172.4 БК РФ, п.п. 1, 4, 5 Порядка планирования бюджетных ассигнований, утвержденного приказом министерства финансов Иркутской области от 06.08.2012 № 35н-мпр, формировались и осуществлялись в отсутствие принятых в установленном порядке расходных обязательств Иркутской области. Приобретенное за счет средств областного бюджета в форме субсидий на иные цели имущество с несоблюдением положений Закона Иркутской области от 06.12.2011 № 123-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области», Положения о порядке принятия решения о передаче объектов государственной собственности Иркутской области во временное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 24.06.2012 №506-пп, передано муниципальным образованиям области.

 

Министерством культуры Иркутской области не обеспечено эффективное использование подведомственным учреждением субсидий на иные цели для приобретения призов (ценных подарков) при проведении культурно-массовых мероприятий, поскольку предоставление и использование субсидии осуществлялось в отсутствие установленных норм, что указывает на несоблюдение учредителем полномочий, предусмотренных ст.ст. 34, 158 БК РФ.

 

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субсидии на иные цели, использованы Центром культуры коренных народов Прибайкалья на мероприятия в рамках участия творческих национальных коллективов в культурных мероприятиях, цели которых не согласуются с целями получения субсидии, чему способствовало отсутствие в Иркутской области установленного Порядка участия творческих национальных коллективов в культурных мероприятиях, порядка формирования и стоимости такого участия.

 

Объем субсидий Минсельхозом Иркутской области сформирован без учета потребности в предоставлении субсидии на осуществление развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) с несоблюдением полномочий главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 БК РФ) и исполнителя мероприятий подпрограммы, что привело к предоставлению субсидий 6-ти общинам в заниженных размерах в нарушение п. 29 Порядка определения объема субсидии, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.10.2014 № 546-пп, на общую сумму 516,5 тыс. рублей.

 

Формирование и использование средств областного бюджета на предоставление субсидий на содержание домашних северных оленей производилось Минсельхозом Иркутской области при отсутствии утвержденного нормативными правовыми актами Иркутской области норматива ставки субсидии, что при увеличении поголовья оленей и количества заявителей влекло уменьшение размера субсидии в расчете на 1 голову и не согласуется с нормами ст.ст. 34, 158 БК РФ.

 

Рекомендованы к возврату (взысканию) в бюджет соответствующего уровня средства, использованные на предоставление социальной выплаты на обучение с несоблюдением принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Направлены представление в ОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья», информационные письма в Правительство Иркутской области, министерство финансов Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области.