Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных в 2018-2019 годах на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в Иркутской области (в части строительства ФАПов)»

 

В соответствии с планом деятельности КСП Иркутской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных в 2018-2019 годах на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий в Иркутской области (в части строительства ФАПов)».

 

Несмотря на то, что в Иркутской области существовала потребность в ФАПах с жилыми помещениями для проживания фельдшера с семьей, фактически такие ФАПы в 2018 -2019 годах не проектировались и не строились (в 2019 году запланирован к строительству ФАП с жильем для фельдшера с семьей, но данный проект так и не был реализован (с. Баклаши)). Согласно служебной записке МинздраваИркутской области от 06.12.2017 года № СЛ-54-4389/17 такая потребность существовала в 134 муниципальных образованиях Иркутской области.

 

В 2018 году Минздравом Иркутской области утвержден Рейтинг приоритетности населенных пунктов, на территории которых планируется строительство ФАПов в Иркутской области, в который вошли 333 поселения области.

 

Критерии отбора, установленные в разделе 1 паспорта подпрограммы «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» госпрограммы «Развитие здравоохранения» не основаны на положениях Приказа № 543н.

 

Согласно пояснениям Минстроя Иркутской области, территория для строительства ФАПа определялась в рабочем (устном) порядке по согласованию с Минздравом Иркутской области.

 

Таким образом, отмечается отсутствие согласованного всеми органами закрепленного порядка принятия решения, также отсутствуют протоколы совещаний или иное для подтверждения обоснованности выбора территории для строительства (приобретения) ФАПов, что дает широкие пределы усмотрения при принятии решений.

 

Планирование бюджетных ассигнований на 2018 год по развитию сети ФАП осуществлялось Минстроем Иркутской области (как ГРБС), с нарушением ст. 174.2 БК РФ, п. 6 Методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, установленной приказом № 35н-мпр, поскольку бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Иркутской области по части объектов не были основаны на распоряжениях Минстроя Иркутской области от 28.02.2018 № 62-мр, от 14.12.2017 № 320-мр, приказе Минздрава Иркутской области от 25.10.2018 № 89-мпр.

 

Планирование бюджетных ассигнований в отношении ФАП в д. Горяшина, ФАП с.Талая осуществлено в сумме, не соответствующей решению о бюджетных инвестициях от 28.02.2018 № 62-мр. Планирование бюджетных ассигнований на строительство ФАП в п. Рассвет осуществлено по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства…» в отсутствие указания данного объекта в решении о бюджетных инвестициях от 28.02.2018 № 62-мр.

 

Планирование бюджетных ассигнований на 2019 год по развитию сети ФАП осуществлялось Минстроем Иркутской области, как ГРБС, с нарушением ст. 174.2 БК РФ, п. 6 Методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, установленной приказом министерства финансов № 35н-мпр, поскольку бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Иркутской области по части объектов запланированы в отсутствие решения о бюджетных инвестициях по ним на 2019 год (с. Каменно-Ангарск, с. Шаманка, с. Верхоленск, с. Алужино, с. Капсал, с. Кукунут, с. Нивониколаевск, с. Корсук, с. Обуса, п. Рассвет, с. Преображенка).

 

Планирование бюджетных ассигнований на строительство ФАП в п. Рассвет осуществлено по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства…» в отсутствие в решении о бюджетных инвестициях на 2019 год указания данного объекта.

 

Бюджетные ассигнования на строительство 4-х ФАПов в соответствии с решением о бюджетных инвестициях, установленных приказом Минздрава Иркутской области от 25.10.2018 № 89-мпр, так и не были запланированы по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства…» на 2018 год в объеме 43 198,61 тыс. рублей (ФАП в с. Горячий ключ, д. Усть-Куда, д. Малая Еланка, с. Баклаши).

 

В течение 2019 года корректировками бюджетных ассигнований уточнены расходы по 21 объекту ФАПу, уточнены реквизиты ПСД, сметной стоимости объектов и пр. Вместе с тем, по отдельным объектам ФАП Минстроем Иркутской области не скорректированы сроки планового ввода их в эксплуатацию. Хотя такое уточнение требовалось в отношении ФАПов в с. Укыр, с. Баклаши, д. Малая Еленка, д. Усть-Куда и пр.

 

Планирование бюджетных ассигнований на развитие сети ФАП осуществлялось с нарушением бюджетного законодательства (в отсутствие по части объектов принятых решений о бюджетных инвестициях и пр.), при этом Минфин области продолжал доводить до ГРБС объемы бюджетных ассигнований, что свидетельствует о ненадлежащем контроле финансового органа.

 

В 2019 году не достигнуты целевые показатели по приросту сельского населения, обеспеченного ФАП (офисами врачей общей практики) и по вводу в действие ФАП и (или) офисов врачей общей практики.

 

Проверка показала, что ввод в действие ФАП в с. Каменно-Ангарска отражен по 2-м целевым показателям (по основному мероприятию и региональному проекту).

 

В 2018 году, в нарушение ст. 16 Закона № 98-ОЗ, в 2019 году, в нарушение ст. 16 Закона № 131-ОЗ, ОГКУ УКС несвоевременно определены подрядчики на строительство ФАП. Государственные контракты заключены с превышением 100-дневного срока.

 

В основном строительство ФАП осуществлялось подрядными организациями, среднесписочная численность которых составляла 1-3 штатных единиц (ООО «ВостокСпецМонтажИнжиниринг» – 2 чел., ООО «Жилищно-коммунальная Система Экология» — 1 чел., ООО «Архпроект» — 3 чел., ООО ИСК «ГлавСтройСнаб» — 2 чел.). В последующем с подрядными организациями у ОГКУ УКС выстраивалась претензионная работа, в том числе в судебном порядке.

 

Минстрой Иркутской области, как уполномоченный орган, не осуществлял надлежащий контроль за исполнением решений о бюджетных инвестициях государственным заказчиком ОГКУ УКС. В свою очередь, ОГКУ УКС, как государственный заказчик, не соблюдал решения о бюджетных инвестициях, принятых государственными органами.

 

Минстроем Иркутской области, в нарушение п. 2 ст. 79 БК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Порядка осуществления бюджетных инвестиций № 374-пп, являющимся исполнительным органом государственной власти Иркутской области и ГРБС, ответственным за реализацию мероприятий госпрограммы Иркутской области, в рамках которых планировалось осуществление бюджетных инвестиций, в 2018 году инвестиции на общую сумму 16 287,3 тыс. рублей предоставлялись в отсутствие решения об осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области (оплачено по ФАПам п. Артемовский, п. 1-е отделение ГСС, с. Новогромово).

 

Вместо решения о бюджетных инвестициях от 14.12.2017 № 320-мр на приобретение ФАПов ОГКУ УКС бюджетные инвестиции реализованы в виде их строительства в 2018 году (п. 1-е отделение ГСС, с. Новогромово). Причиной, повлекшей нарушение решения о бюджетных инвестициях от 14.12.2017 № 320-мр, является протокольное решение под председательством заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 24.07.2018 (данная информация представлена в пояснениях Минстроя Иркутской области от 29.05.2020).

 

В 2019 году ОГКУ УКС, являясь участником бюджетного процесса, наделенное статусом получателя бюджетных средств, надлежащим образом не реализовало, возложенные п.п. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ бюджетные полномочия в сумме 20 782,5 тыс.рублей, предусмотренные на строительство ФАПов.
Кроме того, не исполнив решение о бюджетных инвестициях от 05.04.2019 № 685-мр, ОГКУ УКС допустило нарушение Порядка осуществления бюджетных инвестиций № 374, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

 

Распоряжение Губернатора от 26.11.2018 № 147-р не исполнено, бюджетные инвестиции, предусмотренные приказом Минздрава Иркутской области на осуществлении бюджетных инвестиций от 25.10.2018 № 89-мпр в объеме 52 276,0 тыс. рублей не реализованы, что указывает на неисполнение ОГКУ УКС приказа от 25.10.2018 № 89-мпр в части бюджетных инвестиций, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ.
Совокупный объем закупок ОГКУ УКС на развитие сети ФАПов составил 182 013,2 тыс. рублей в рамках 22-х государственных контрактов и 71 договора (2018-2019 годы).

 

Из 22 заключенных госконтрактов на сумму 178 479,3 тыс. рублей, 14 заключались с применением конкурентного способа определения подрядчика (исполнителя) на сумму 129 143,5 тыс. рублей (ч. 1 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ – аукцион в электронной форме), 8 — путем закупки у единственного поставщика на сумму 49 335,8 тыс. рублей.

 

В отношении ФАП в с. Баклаши в 2019 году произведены расходы на оплату услуг по проведению государственной экологической экспертизы в сумме 205,9 тыс.рублей. При этом срок действия положительного заключения экологической экспертизы вышеуказанного объекта капитального строительства составляет 1 год и истекает 13.11.2020. Однако на момент проверки ОГКУ УКС аукцион на строительство ФАП в с.Баклаши не объявлен. По пояснениям ОГКУ УКС, в рамках предусмотренного на 2020 год объема финансирования за счет средств областного бюджета (11 218,6 тыс.рублей) планируется возведение модульного ФАПа, вместо его строительства. Таким образом, расходы областного бюджета на проведение экологической экспертизы осуществлены без соблюдения принципа эффективности (ст. 34 БК РФ).

 

В нарушение п. 8, п. 13 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ ОГКУ УКС на официальном сайте (zakupki.gov.ru) в ЕИС не разместило акты приемки законченного строительством объекта (ф. № КС-11) и дополнительное соглашение по некоторым государственным контрактам. Срок давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ на момент проверки истек.

 

Исполнительная документация по ФАПам в с. Укыр, с. Верхоленск, с. Харик, с. Каменно-Ангарск, с. Станица 3-я, с. Нухунур, с. Зерновое, которая в совокупности является подтверждением выполненных работ подрядчиками в рамках госконтрактов, не соответствует требованиям п. 9 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

 

Из общего числа введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства с соблюдением сроков, определенных госконтрактами, в эксплуатацию введено только 5 объектов, из них: 2 объекта в 2018 году, 3 объекта в 2019 году.

 

Из 14 ФАПов, введенных с нарушением срока:

 

— в полном объеме пени взысканы только по 8 ФАПам (57,2% от общего объема);

— взысканы частично по 3 ФАПам (21,4%) (с. Нухунур, с. Зерновое, с. Каменно-Ангарск);

— не взысканы полностью по 3 ФАПам (21,4%) (с. Кукунут, с. Новониколаевск, п. Артемовский).

 

В 2019 году потребовалось выделение дополнительных бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на общую сумму 2 112,3 тыс. рублей на ФАПы, введенные в эксплуатацию в 2017 году, в целях исполнения решений Арбитражного суда Иркутской области, а именно:

 

— по делу от 26.12.2018 № А19-17842/2018, сумма взыскания в пользу ООО «Метра-Групп» составила 1 082,2 тыс. рублей – основного долга и 23,8 тыс. рублей судебных пошлин;

— по делу от 26.12.2018 № А19-17843/2018, сумма взыскания в пользу ООО «Метра-Групп» составила 1 030,1 тыс. рублей и 23,3 тыс. рублей судебных пошлин.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Направлены представление в ОГКУ УКС Иркутской области, информационные письма в министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и министерство здравоохранения Иркутской области.