Информация по результатам проведения финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Иркутской области «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» (ПЗ-723)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Иркутской области «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» (ПЗ-723).

 

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, в отдельных случаях на территории муниципального образования Иркутской области установленные статьей 4 Закона № 17-ОЗ основания для предоставления льгот (превышение размера роста платы за отопление (теплоснабжение) по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом) не могут применяться по причине отсутствия установленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения (например, при передаче в эксплуатацию муниципальному образованию, ресурсоснабжающей организации ведомственного или иного теплоисточника (котельной)).

 

Согласно действующей редакции статьи 4 Закона области № 17 ОЗ, в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) (ст. 9 Закона о теплоснабжении, пп. «а» п. 17 Основ ценообразования № 1075). Соответственно, в этом случае уполномоченным органом первоначально устанавливается тариф для населения на экономически обоснованном уровне.

При этом, п. 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

 

Разработчиком Законопроекта предлагается расширить основания для применения в отношении населения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, проживающих в муниципальном образовании, где не установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, что не противоречит федеральному законодательству при наличии соответствующего областного закона (ч. 14 ст. 10 Закона о теплоснабжении).

 

По мнению разработчика Законопроекта, в целях соблюдения баланса интересов участников правоотношений в сфере теплоснабжения, принимая во внимание необходимость поддержки населения как наиболее незащищенной категории потребителей тепловой энергии, Законопроектом предлагается предусмотреть основания для применения в отношении населения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель при установлении таких тарифов впервые.

 

Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникших вследствие предоставления льгот, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета в установленном бюджетным законодательством порядке (статья 5 Закона № 17-ОЗ).

 

Финансово-экономическое обоснование объема дополнительных затрат из областного бюджета на предоставление компенсации теплоснабжающим организациям содержит расчет по одной организации.

 

Расчет дополнительных расходов областного бюджета на 2020 год выполнен на основании показателей деятельности ООО «Коммунальные Качугские системы» в отношении тепловой энергии, вырабатываемой котельной МБОУ КСОШ № 1. Разработчиком Законопроекта указано, что предлагаемые к регулированию отношения касаются только населения, являющегося получателями услуг по теплоснабжению от этого теплоисточника и оплачивающего тепловую энергию по экономически обоснованным тарифам.

 

ООО «Коммунальные Качугские системы» (ресурсоснабжающая организация) для оказания услуг по теплоснабжению передана в эксплуатацию ведомственная котельная, что повлекло установление в декабре 2019 года экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для населения.

 

Из изложенного следует, что предлагаемое Законопроектом изменение статьи 4 Закона № 17 ОЗ имеет характер установления дополнительной льготы по оплате за коммунальную услугу узкому кругу потребителей в привязке к экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, то есть как исключение из общих правил, что не вытекает из федерального законодательства.

 

Установление для граждан тарифа на тепловую энергию в размере ниже экономически обоснованного, в пределах индекса повышения платы населения за коммунальные услуги, влечет реализацию расходных обязательств по возмещению ресурсоснабжающей организации недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

 

По расчетам разработчика Законопроекта, для его реализации в 2020 году потребуются дополнительные средства бюджета Иркутской области на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающей организации, возникающих вследствие предоставления льгот населению по оплате за услуги теплоснабжения, в размере 443,3 тыс. рублей. Расчет произведен за год (за период с 01.01.2020 по 31.12.2020), без учета сроков вступления закона в силу: через десять календарных дней после дня его официального опубликования. Между тем, положения закона могут распространяться на правоотношения, возникшие после вступления его в силу. Ему не придана обратная сила, что допускается статьей 58 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области».

 

Однако, как выявлено в ходе проведения экспертизы, в установленном порядке с 15 апреля текущего года получателям услуг от котельной МБОУ КСОШ № 1 утвержден льготный тариф с учетом действующего законодательства (приказ № 42-спр от 14.04.2020).

Соответственно обстоятельства, послужившие основанием разработки анализируемого Законопроекта, отпали.

 

В связи с чем, по мнению КСП области, с учетом представленного финансово-экономического обоснования, потребность в регулировании указанных отношений отсутствует.
Между тем, не исключена возможность возникновения в единичных случаях аналогичных ситуаций.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.