Информация по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» (ПЗ-713)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» (ПЗ-713).

 

1. Областной бюджет за 2019 год исполнен по доходам в сумме 194 871 310,3 тыс. рублей, по расходам – 207 230 242,3 тыс. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит областного бюджета) в сумме 12 358 932,0 тыс. рублей.

 

2. Поступление налоговых и неналоговых доходов за 2019 год составило 143 417 518,9 тыс. рублей, или 99,0% к плану (не исполнено – 1 506 153,7 тыс. рублей). Основную долю в структуре налоговых доходов составили: налог на прибыль организаций (46%), НДФЛ (28%), налог на имущество (12%), налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (8%).

 

3. По итогам 2019 года поступление неналоговых доходов составило 3 554 280,3 тыс. рублей, или 92,0% к плану, не исполнено – 325 190,7 тыс. рублей. Анализ корректировок областного бюджета (в части неналоговых доходов), его исполнение показывает, что региональными главными администраторами доходов областного бюджета бюджетные полномочия реализованы недостаточно эффективно (ст. 160.1 БК РФ).

 

4. По итогам 2019 года объем безвозмездных поступлений в областной бюджет составил 51 453 791,3 тыс. рублей, что на 25 878 366,2 тыс. рублей больше объема безвозмездных поступлений, поступивших в 2018 году (+101,2%).

 

5. Исполнение расходов составило 97,3% к утвержденному Законом о бюджете плану (не исполнено – 5 747 679,0 тыс. рублей) и 95,4% к сводной бюджетной росписи (не исполнено – 10 001 465,4 тыс. рублей). Увеличение расходов в 2019 году обусловлено, в том числе выделением дополнительных средств на реализацию региональных проектов, а также на мероприятия по обеспечению мер по ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Иркутской области в 2019 году.

 

6. Основная доля расходов областного бюджета приходится на разделы «Социальная политика» — 33,3%, «Образование» — 26,2%, «Национальная экономика» — 12,8%, «Здравоохранение» — 7,0%, «МБТ общего характера бюджетам субъектов РФ и МО» — 7,1 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 5,0%.

 

7. В 2019 году самое низкое исполнение расходов областного бюджета отмечено по разделу «Охрана окружающей среды» (33,5 %), при исполнении общего годового объема расходов в размере 95,4%. По четырем разделам уровень исполнения ниже среднего показателя: «Общегосударственные вопросы» (94,9%); «Национальная экономика» (93,4%); «Культура, кинематография» (92,2%); «Жилищно-коммунальное хозяйство» (91,2%).

 

8. Областной бюджет сформирован в программной структуре расходов по 21 государственной программе. Сводной бюджетной росписью расходы на реализацию госпрограмм предусмотрены в объеме – 213 312 898,5 тыс. рублей или 98,2% в общем объеме расходов бюджета (217 231 707,7 тыс. рублей). Исполнение расходов на реализацию государственных программ Иркутской области по состоянию на 01.01.2020 составило 203 747 511,3 тыс. рублей или 95,5% к плану года (213 312 898,5 тыс. рублей).

 

9. Финансовое исполнение 5 государственных программ в 2019 году составило менее 90 %, в том числе: ГП «Охрана окружающей среды» — на 42,6 %; ГП «Развитие лесного хозяйства» — 80,5 %; ГП «Формирование современной городской среды» — 85,9 %; ГП «Доступное жилье» — 89,0 %; ГП «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами Иркутской области» — 89,7 %.

 

10. Непрограммные расходы областного бюджета утверждены Законом № 131-ОЗ, уточнены сводной бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2020 в сумме 3 918 809,2 тыс. рублей. Исполнение непрограммной части расходов областного бюджета по состоянию на 01.01.2020 составило 3 482 731,0 тыс. рублей или 88,9% от плановых назначений (3 918 809,2 тыс. рублей).

 

11. По итогам 2019 года исполнение региональных проектов составило 21 538 893,3 тыс. рублей, или 87,3% от плановых показателей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 12 575 586,7 тыс. рублей (84,1%), областного бюджета – 8 963 306,6 тыс. рублей (92,2%). Не исполнены плановые назначения за счет средств федерального бюджета на сумму 2 373 310,3 тыс. рублей. Большая часть средств (50,1%) освоена в 4 квартале 2019 года, в том числе в декабре 2019 года — 23,3% (5 012 391,1 тыс. р.).

 

12. Основная часть неисполненных федеральных средств отмечена по региональным проектам Иркутской области — «Озеро Байкал», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Формирование комфортной городской среды в Иркутской области», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Иркутская область)», «Спорт — норма жизни» (Иркутская область).

 

13. Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области за 2019 год предусмотрено в объеме 31 177 389,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 19 459 145,6 тыс. рублей, областного бюджета – 11 718 243,5 тыс. рублей. Доля расходов, источниками которых являются федеральные средства, составила 65%.

 

Исполнение за 2019 год составило 28 071 877,9 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 18 272 431,2 тыс. рублей (на 94%); областного бюджета– 9 799 446,7 тыс. рублей (на 84%).

 

14. Расходы, направленные на ликвидацию последствий ЧС, осуществляли 19 ГРБС областного бюджета. Наибольший объем расходов приходится на 9 ГРБС: 73,5 % — министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 7,1 % — министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области; 4,9 % — министерство сельского хозяйства Иркутской области; 2,9 % — министерство образования Иркутской области; 2,8 % — министерство финансов Иркутской области; 2,7 % — министерство экономического развития Иркутской области; 2,3 % — министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области; 1,8 % — министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области; 1,2 % — министерство здравоохранения Иркутской области.

 

15. Средства на мероприятия по ликвидации последствий наводнения, поступившие от юридических и физических лиц на оказание помощи гражданам, пострадавшим от паводка в Иркутской области, учтены на лицевом счете министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Между тем, КСП области указывала, что в соответствии с бюджетным законодательством в целях последующего финансового обеспечения соответствующих расходов областного бюджета средства, поступающие от юридических и физических лиц на оказание помощи гражданам, пострадавшим от паводка в Иркутской области, подлежат отражению в составе доходов областного бюджета. По информации министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поступило в 2019 году соответствующих доходов в объеме 158 млн р., израсходовано 82 млн р.

 

Остаток средств перечислен в доход областного бюджета (76 млн р.). Расходование 82 млн р. не оценивалось, не анализировалось КСП области в истекшем периоде, поскольку использование средств осуществлялось вне рамок бюджетного процесса.

 

16. По состоянию на 01.01.2020 областной бюджет исполнен с дефицитом в размере 12 358 932,0 тыс. рублей, при утвержденном 16 560 992,5 тыс. рублей, или 11,4% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Источниками финансирования дефицита бюджета являлись: государственные (муниципальные) ценные бумаги — 1 000 000,0 тыс. рублей (со знаком минус); кредиты кредитных организаций – 6 000 000,0 тыс. рублей; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ — 304 170,0 тыс. рублей (со знаком минус); изменение остатков средств – 7 609 143,7 тыс. рублей.

 

17. Согласно отчету расходы резервного фонда исполнены в сумме 322 931,5 тыс. рублей (на 79,1%) от утвержденного объема бюджетных ассигнований. Нераспределенный остаток средств резервного фонда составил 78 149,4 тыс. рублей.

 

18. В соответствии со статьей 10 Закона Иркутской области № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 20.12.2019) объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области утвержден на 2019 год в сумме 13 826 943,8 тыс. рублей. Согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области в 2019 году использовано 13 298 322,2 тыс. рублей или 95,9% от утвержденного объема.

 

19. В 2019 году муниципальным образованиям предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 328 535,5 тыс. рублей (13 муниципальных образований).

 

20. Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования вышеуказанных правовых актов. В рамках полномочий КСП области, установленных статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП области по фактам выявленных нарушений должностным лицам государственных органов Иркутской области направлены предписания (всего 22).

 

21. Показатели исполнения областного бюджета, предлагаемые к утверждению законом области, соответствуют данным годовой бюджетной отчетности, в том числе, отчету об исполнении бюджета за 2019 год (форма 0503117) и отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (форма 0503317), представленным в КСП области для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2018 год, а также в составе документов и материалов к Законопроекту.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.