Информация по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ПЗ-698)

 

КСП Иркутской области проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (ПЗ-698).

 

1. Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики областного бюджета на 2020 год:

  • прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 191 181 233,7 тыс.р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 42 738 329,8 тыс.р.;
  • общий объем расходов областного бюджета в сумме 205 966 828,8 тыс. р.;
  • размер дефицита областного бюджета в сумме 14 785 595,1 тыс. р. или 10,0% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

2. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета Законопроектом не корректируются, предусмотрены в объеме 148 151 711,6 тыс. р.

 

Между тем, фактическое поступление отдельных видов доходов по состоянию на 01.04.2020 превышает прогнозное значение, в том числе доходы от компенсации затрат государства – на 39,0%; платежи в целях возмещения причиненного ущерба (убытков) – в 4,7 раза. Не уточняются плановые объемы доходов, исполнение которых по состоянию на 01.04.2020 составило более 50%, например, доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества гос. унитарных предприятий, в том числе казенных) – исполнены на 55,3%; прочие неналоговые доходы – на 82,3%.

 

3. Законом Иркутской области от 28.04.2020 № 37-ОЗ «О внесении изменения в часть 3 статьи 1 Закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций» в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 37-ОЗ), налоговая ставка на 2020 год уменьшена с 0,75% до 0,5%, при этом планируемые Законопроектом поступления налога на имущество организаций в объеме 15 088 795,0 тыс. р., не корректируются. По результатам экспертизы КСП области, выпадающие доходы в связи с принятием Закона № 37-ОЗ составят в 2020 году порядка 400,0 млн. р.

 

4. Безвозмездные поступления в областной бюджет планируются в объеме 43 029 522,1 тыс. р., что на 10 720 282,7 тыс. р. больше объема, утвержденного Законом области № 130-ОЗ.

 

5. Проектом закона предусмотрено увеличение расходной части областного бюджета на 2020 год на сумму 15 679 892,9 тыс. р. С учетом предлагаемых изменений объем расходов составит 205 966 828,8 тыс. р. (+ 8,2% к Закону области № 130-ОЗ).

 

6. Законопроектом предусмотрено изменение финансирования 19 из 21 государственной программы на 2020-2022 годы, в том числе на 2020 год – увеличение финансирования 12 государственных программ и уменьшение финансирования 7 государственных программ (увеличение (+ 15 363 044,3 тыс. р. по сравнению с Законом области № 130-ОЗ). Не предусматриваются изменения по государственным программам «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» и «Развитие юстиции и правовой среды». Общий объем расходов государственных программ на 2020 год предусмотрен в сумме 202 900 572,5 тыс. р., или 98,5% общего объема расходов.

 

Финансирование непрограммных расходов областного бюджета в соответствии с Законопроектом составит на 2020 год — 3 066 256,3 тыс. р. (+ 316 848,6 тыс. р.).

 

7. Расходы областного бюджета сформированы за счет собственных доходов областного бюджета в сумме 167 479 983,6 тыс. р. (81,3%); целевых средств федерального бюджета — 37 773 948,4 тыс. р. (18,3%); целевых средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 130 843,2 тыс. р. (0,1%); безвозмездных поступлений от государственных (негосударственных) организаций, иных целевых безвозмездных поступлений – 582 053,4 тыс. р. (0,3%).

 

8. Расходы областного бюджета, источником которых являются средства Фонда содействия реформированию ЖКХ (130 843,2 тыс. р.), сформированы за счет остатков средств на 01.01.2020 (115 264,4 тыс. р.) и доходов текущего года (15 578,8 тыс. р.). Между тем, согласно отчету об исполнении бюджета министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ф. 0503127) по состоянию на 01.01.2020 неиспользованные назначения составили 116 475,4 тыс. р., что больше объема средств остатков, предусмотренных Законопроектом на сумму 1 211,0 тыс. р. Несвоевременное освоение средств, а также неподтверждение заявленной ранее потребности, свидетельствует о недостаточной реализации бюджетных полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в части планирования расходов бюджета и обоснования бюджетных ассигнований (ст. 158 БК РФ).

 

9. Большая часть расходов за счет безвозмездных поступлений от государственных (негосударственных) организаций, иных целевых безвозмездных поступлений средств (580 000,0 тыс. рулей) предусмотрена на строительство образовательного учреждения на 300 мест в поселке Алыгджер Иркутской области. Ранее средства в форме межбюджетных трансфертов направлены департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы платежными поручениями от 27.12.2019 № 1185 на лицевой счет министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Поступившие 30.12.2019 средства были возвращены на счет плательщика. В 2020 году указанные средства на общую сумму 580 000,0 тыс. р. вновь зачислены на счет министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

 

10. В разрезе главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета (ГРБС) наибольшее увеличение бюджетных ассигнований запланировано по четырем ГРБС: министерство труда и социального развития Иркутской области (+7 369 823,3 тыс. р.), министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (+5 337 855,2 тыс. р.), министерство здравоохранения Иркутской области (+1 471 528,9 тыс. р.) и министерство образования Иркутской области (+729 037,1 тыс. р.).

 

11. В проекте закона не предусмотрены в полном объеме расходы на оплату труда областных государственных гражданских служащих, а также лиц, замещающих государственные должности (по данным ГРБС потребность обеспечена на 9 месяцев текущего года), а также в целом обеспечение деятельности отдельных органов государственной власти Иркутской области.

 

12. Законопроектом 80 видов МБТ не корректируются, вместе с тем, отдельные виды межбюджетных трансфертов требуют их уточнения, в том числе:

 

— сокращение объема субсидий на осуществление мероприятий в области приобретения и доставки топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для обеспечения деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных образований. МО «Мамско-Чуйский район» на 2020 год, исходя из реальной потребности МО в топливе (с учетом остатков прошлых периодов);

— увеличение субвенции на осуществление отдельных областных государственных полномочий в сфере труда на сумму 1 432,9 тыс. р. согласно Закону Иркутской области от 11.12.2019 № 123-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда»;

— увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Закона Иркутской области от 09.12.2013 № 110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев».

 

13. В Законопроекте (приложения 10, 11, 12, 13) наименование раздела 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга», подраздела 1301 «Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга» отражено с нарушением Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуры и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н. В связи с чем, требуется уточнение наименования раздела 1300 — «Обслуживание государственного (муниципального) долга», подраздела 1301 «Обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга».

 

14. Основное мероприятие «Содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области» предполагает осуществление дорожной деятельности в отношении дорог только регионального и (или) межмуниципального значения, в связи с чем, бюджетные ассигнования (307 815,3 тыс. р.), предусмотренные на предоставление субсидий местным бюджетам на ремонт местных дорог необходимо перенести в состав основного мероприятия «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, предусматривающие софинансирование из федерального и (или) областного бюджетов».

 

15. Законопроектом предусмотрено наименование КЦСР 9000000000 «Непрограммные расходы». Между тем, согласно Приказу Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает единую структуру программной (непрограммной) части кода целевой статьи расходов бюджета (8 — 12 разряды кода классификации расходов бюджетов) для отражения направления бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности государственных органов субъекта Российской Федерации.

 

16. В рамках ГП «Развитие здравоохранение» включены новые расходы на подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения зданий медицинских организаций в сумме 30 000 тыс. р. Материалы экспертизы показали, что данные средства предусмотрены для предоставления ОГБУЗ «Тулунская городская больница» субсидии на иные цели по КВР 600 на оплату договоров технологического присоединения объекта (корпуса Тулунской городской больницы), который планирует построить ПАО «Сбербанк» в лице Благотворительного фонда. Данные расходы производятся для целей капитальных вложений в объект капитального строительства, подлежат включению в объем капитальных вложений, формирующих стоимость основного средства, согласно Приказу Минфина РФ № 85н должны отражаться по КВР 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности». Бюджетные ассигнования на подключение (технологическое присоединение) должны предоставляться в виде субсидии на осуществление капитальных вложений (в порядке ст. 78.2 БК РФ), что требует их отражения по КВР 400 при наличии соответствующего расходного обязательства Иркутской области.
Кроме того, указанные расходы областного бюджета подлежат отражению по РзПР 0901 «Стационарная медицинская помощь», тогда как в Законопроекте они отражены по РзПР 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения», что не соответствует требованиям Приказа Минфина РФ № 85н.

 

17. Размер резервного фонда Правительства Иркутской области на 2020 год Законопроектом предусмотрен в объеме 1 500 000,0 тыс. р. Нераспределенный остаток средств резервного фонда уменьшен на сумму 134 856,1 тыс. р. в связи с выделением средств из фонда согласно распоряжениям Правительства Иркутской области.

 

18. Законопроектом источники финансирования дефицита областного бюджета на 2020 год увеличиваются на 4 959 610,2 тыс. р. и составят 14 785 595,1 тыс. р., в 2021 – 2022 годах — без изменений.

 

19. Верхний предел государственного внутреннего долга Иркутской области на 1 января 2021 года предусмотрен Законопроектом в сумме 31 756 598,8 тыс. р., в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Иркутской области – 0 тыс. р.

 

20. Увеличение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на сумму 300 000,0 тыс. р. (до 1 255 646,3 тыс. р.) существенно увеличивает риск невостребованности средств, предусмотренных на эти цели в 2020 году. Фактически расходы на обслуживание государственного долга составили: за 2019 год — 468 454,8 тыс. р., за 2018 год – 507 924,5 тыс. р. Расходы на обслуживание государственного долга на 01.04.2020 исполнены в сумме 140 284,2 тыс. р.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.