Информация по результатам проведенной экспертизы отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год

 

КСП Иркутской области подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2020 год.

 

1. При подготовке заключения учтены результаты внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета за 2020 год.

 

2. В целом, показатели по объему доходов, расходов и источникам финансирования дефицита бюджета, отраженные в отчете об исполнении областного бюджета за 2020 год, согласуются с показателями годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год, что свидетельствует о достоверности представленного отчета, как носителя информации о бюджетной деятельности в Иркутской области.

 

3. В течение 2020 года в Закон об областном бюджете от 20.12.2019 № 130-ОЗ два раза вносились изменения: от 13.04.2020 №33-ОЗ; от 27.05.2020 №44-ОЗ. В окончательной редакции утверждены следующие характеристики областного бюджета на 2020 год:

 

  • объем доходов – 191 181 233,7 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 42 738 329,8 тыс. р.;
  • объем расходов – 205 966 828,8 тыс. р.;
  • размер дефицита – 14 785 595,1 тыс. р., или 10% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

4. Исполнение основных параметров областного бюджета по состоянию 01.01.2021 составило:

 

  • доходы – 207 709 380,0 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ, в сумме 66 636 619,5 тыс. р.;
  • расходы – 223 796 915,3 тыс. р.;
  • дефицит – 16 087 535,3 тыс. р.

 

5. Поступление налоговых доходов в областной бюджет за 2020 год по сравнению с 2019 годом уменьшилось на сумму 5 543 582,2 тыс. р. (на 4%) и составило 134 319 656,4 тыс. р.

 

6. Более 40% налоговых доходов областного бюджета составили поступления по налогу на прибыль организаций 54 714 662,3 тыс. р. По сравнению с 2019 годом объем доходов по налогу на прибыль уменьшился на сумму 10 023 830,9 тыс. р. (на 15,5%). При этом по состоянию на 01.01.2021 на счете 1 205 11 000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов» числится кредиторская задолженность в сумме 4 530 054,5 тыс. р. — переплата по налогу на прибыль организаций, которая может быть востребована налогоплательщиком к возврату. Неисполнение плана по налогу на прибыль организаций (на 8,6 млрд. р.) обусловлено пандемией и падением цен на нефть, целлюлозу.

 

7. Налог на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2021 поступил в сумме 42 023 412,5 тыс. р. при плане 42 583 747,3 тыс. р. (98,7%). По сравнению с 2019 годом объем доходов по налогу на доходы физических лиц увеличился на сумму 2 483 047,7 тыс. р. (на 6,3%).

 

8. Налог на совокупный доход на 01.01.2021 поступил в сумме 5 271 584,8 тыс. р. при плане 5 137 328,2 тыс. р. (102,6%). По сравнению с 2019 годом объем доходов по налогу на совокупный доход увеличился на сумму 328 331,4 тыс. р. (на 6,6%).

 

9. Налоги на имущество исполнены в объеме 16 922 444,5 тыс. р. (98% к плановым значениям). Поступления налога на имущество организаций составили 14 266 299,8 тыс. рублей (94,5% к плану), транспортного налога – 2 656 173,0 тыс. рублей (121,9%). По сравнению с 2019 годом, поступление налогов на имущество снизилось на 54 873,3 тыс. р. (-0,3%), без учета налога на игорный бизнес.

 

10. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами поступили в сумме 3 028 777,9 тыс. р. (129,6% к плановым значениям). По сравнению с 2019 годом объем поступлений доходов по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами увеличился на сумму 789 049,4 тыс. р. (на 35,2%). Перевыполнение плановых значений обусловлено увеличением платежей золотодобывающих компаний в результате роста цены на золото в 2020 году на 43%.

 

11. По состоянию на 01.01.2021 неналоговые доходы поступили в областной бюджет в сумме 5 275 814,1 тыс. р. или 137,3% к плану (3 841 849,4 тыс. р.). По сравнению с 2019 годом объем поступлений от неналоговых доходов увеличился на 1 721 533,8 тыс. р. или на 48,4%.

 

Установлено, что по отдельным видам неналоговых доходов исполнение превышает прогнозные значения (доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – в 7,8 раза; доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – в 1,7 раза; доходы от продажи материальных и нематериальных активов – в 1,8 раза), ниже плановых назначений (административные платежи и сборы — исполнены на 93,7% от плана; прочие неналоговые доходы – 6,6%). В целом, плановые показатели по неналоговым доходам перевыполнены на сумму 1 433 964,7 тыс. р.

 

Анализом помесячного поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлено, что в период с 01.09.2020 по 01.12.2020 плановые показатели по отдельным видам доходов перевыполнены.

 

В период с 01.11.2020 по 01.12.2020 перевыполнение плановых показателей по налоговым доходам составило 825,7 млн. р., в частности по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами — 691,5 млн. р. В период с 01.09.2020 по 01.12.2020 утвержденные плановые показатели по неналоговым доходам перевыполнены на сумму 758,6 млн. р.

 

В отступление от требований статьи 32 БК РФ министерством не осуществлена корректировка плановых показателей в части перевыполнения плана по доходам на общую сумму 1 584,3 млн. р.

 

12. Объем безвозмездных поступлений в областной бюджет по состоянию на 01.01.2021 составил 68 113 909,4 тыс. р., в том числе поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 66 636 619,5 тыс. р. (в т.ч. дотации – 14 895 286,4 тыс. р.; субсидии – 21 064 939,9 тыс. р.; субвенции – 12 171 597,2 тыс. р.; иные МБТ – 18 504 796,0 тыс. р.).

 

13. Расходы областного бюджета в окончательной редакции Закона о бюджете на 2020 год утверждены в сумме 205 966 828,8 тыс. р., уточненной сводной бюджетной росписью – 231 005 540,7 тыс. р., разница – 25 038 711,9 тыс. рублей.

 

По состоянию на 01.01.2021 расходы исполнены в сумме 223 796 915,3 тыс. р., или на 96,9% к плану СБР. Объем неисполненных бюджетных назначений составил 7 208 625,4 тыс. р. или (3,1%).

 

14. По отдельным разделам расходы исполнены ниже среднего значения (96,9%): 0400 «Национальная экономика» (96,5%), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (95%), 0600 «Охрана окружающей среды» (94,3%), 0700 «Образование» (97,2%), 0800 «Культура, кинематография» (95,2%), 0900 «Здравоохранение» (94,9%), 1100 «Физическая культура и спорт» (78,3%), 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» (91,2%), 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (96,2%).

 

15. Структура областного бюджета состояла из 21 государственных программ, исполнение которых по состоянию на 01.01.2021 составило 222 137 959,0 тыс. р. при плане 229 318 505,1 тыс. р. (98,5%), не исполнено – 7 180 546,1 тыс. р. Непрограммные расходы составили 1 658 956,7 тыс. рублей при плановых ассигнованиях 1 687 035,6 тыс. р. (98,3%).

 

16. В 2020 году в областном бюджете предусмотрено 27 425 008,2 тыс. р. на реализацию 40 региональных проектов, исполнение которых на 01.01.2021 составило 26 492 985,0 тыс. р. (96,6%), не исполнено 932 023,2 тыс. р., из них средства ФБ – 321 501,0 тыс. р.; средства ОБ – 610 522,3 тыс. р.

 

Исполнение ниже среднего уровня (96,6%) отмечено по региональным проектам:

 

  • «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Иркутская область) – 46,7%;
  • «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей до трех лет» — 89,1%;
  • «Спорт – норма жизни (Иркутская область)» — 94,4%.

 

17. Согласно отчету министерства финансов Иркутской области о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2021 принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов в части расходов областного бюджета составили 12 132 670,3 тыс. р.

 

Между тем, по данным отчета о результатах деятельности министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области за 2020 год (приложение к отчету «Статистика по всем закупкам заказчиков Иркутской области, для которых министерство является уполномоченным органом в период с 01.01.2020 по 31.12.2020»), размещенном на официальном сайте министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области сумма цен контрактов, заключенных конкурентным способом составила – 27 415 232,1 тыс. р., что не соотносится с отчетностью министерства финансов Иркутской области (12 132 670,3 тыс. р.).

 

Согласно отчету министерства молодежной политики Иркутской области о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2021 принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов в части расходов областного бюджета составили 47 328,8 тыс. р. По данным отчета министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области заключено контрактов конкурентным способом на сумму 63 019,9 тыс. р., отклонение с отчетностью министерства молодежной политики (15 691,1 тыс. р.).

 

По данным отчета службы записи актов гражданского состояния Иркутской области о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2021 принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов в части расходов областного бюджета составили 14 090,6 тыс. р. По данным отчета министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области заключено контрактов конкурентным способом на сумму 16 219,3 тыс. р., отклонение с отчетностью службы (2 128,7 тыс. р.).

 

18. Государственный долг Иркутской области по состоянию на 01.01.2021 составил 29 677 247,0 тыс. р., что на 12 700 000,0 тыс. р., или на 74,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (16 977 247,0 тыс. р.).

 

В структуру государственного долга Иркутской области включены:

 

  • остаток задолженности по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ в объеме 14 977 247,0 тыс. р. (50,5% от объема госдолга);
  • государственные ценные бумаги в сумме 2 500 000,0 тыс. р. (8,4%);
  • кредиты, полученные Иркутской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в сумме 12 200 000,0 тыс. р. (41,1%).

 

Объем государственного долга области, соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ и ограничениям, установленным Законом о бюджете на 2020 год, и составил 93,5% от утвержденного верхнего предела государственного внутреннего долга Иркутской области.

 

Уровень государственного долга на 01.01.2021 года составил 21,3% общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год. Превышение фактического значения уровня государственного долга над плановым (20% — ограничение установлено дополнительными соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам Иркутской области перед Российской Федерацией) обусловлено необходимостью осуществления заимствований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий коронавирусной инфекции. Указанное превышение не противоречит пункту 6, 8 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году».

 

19. В соответствии со статьей 9 Закона об областном бюджете на 2020 год (в ред. от 27.05.2020) в расходной части областного бюджета предусмотрено создание резервного фонда Правительства Иркутской области на 2020 год в сумме 1 400 000,0 тыс. р. Согласно отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области, в 2020 году исполнение составило 1 463 749,9 тыс. р., не распределенный остаток – 14 527,8 тыс. р.

 

20. В соответствии со статьей 10 Закона об областном бюджете на 2020 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области утвержден на 2020 год в сумме 14 718 431,3 тыс. рублей, сводной бюджетной росписью – 11 876 534,2 тыс. рублей. Исполнено бюджетных ассигнований дорожного фонда Иркутской области по состоянию на 01.01.2021 – 11 047 675,7 тыс. рублей (93%).

 

21. В течение 2020 года из областного бюджета предоставлено 8-ми муниципальным образованиям бюджетных кредитов на общую сумму 242 111,7 тыс. рублей.

 

22. В соответствии со статьей 264.4. БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

 

Согласно с требованиями п. 3 статьи 37 Закона № 55-оз в срок до 15.04.2021 оформлены и направлены акты по каждому главному администратору средств областного бюджета (всего 36 актов).

 

Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования Приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее — Инструкции № 191н), Приказа Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее – Инструкции № 33н).

 

В рамках полномочий КСП области, установленных статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП области по фактам выявленных нарушений должностным лицам государственных органов Иркутской области направлены 1 предписание, 2 представления, 8 информационных писем. В установленный срок предписание и представления исполнены.

 

Таким образом, данные по объему доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, отраженные в отчете об исполнении бюджета за 2020 год, согласуются с данными, отраженными в годовой бюджетной отчетности главных администраторов областного бюджета, что свидетельствует о достоверности представленного отчета, как носителя информации о бюджетной деятельности в Иркутской области.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.