Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за 2020 год» (ПЗ-873)

 

1. Показатели исполнения бюджета ТФОМС, предлагаемые к утверждению законом области, соответствуют данным годовой бюджетной отчетности, в том числе, отчету об исполнении бюджета ТФОМС за 2020 год (форма 0503117), представленному Правительством Иркутской области в КСП для проведения проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2020 год, а также в составе документов и материалов к Законопроекту.

 

2. Бюджет ТФОМС исполнен с дефицитом в объеме 298 231,4 тыс. рублей. Доходы исполнены в объеме 45 665 258,4 тыс. рублей (99,9 % от плана), расходы исполнены в объеме 45 963 489,8 тыс. рублей (97,4 % от утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований). Рост расходов к уровню 2019 года составил 9,3 %, или 3 913 524,4 тыс. рублей.

 

3. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 44 447 312,7 тыс. рублей.

 

Отмечено снижение поступлений неналоговых доходов, из запланированных 234 717,8 тыс. рублей поступило 198 602,7 тыс. рублей, или 84,6 %. По мнению КСП Иркутской области, отчасти это обусловлено приостановлением проведения страховыми медицинскими организациями и Территориальным фондом плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, по результатам которых в доход бюджета ТФОМС поступали средства от применения к медицинским организациям санкций за выявленные нарушения (в 2020 году поступило 187 103 тыс. рублей).

 

4. Финансирование Территориальной программы ОМС составляет основную долю расходов бюджета ТФОМС. Стоимость Территориальной программы ОМС на 2020 год утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 27.12.2019 № 1133-пп (в ред. от 30.12.2020) в объеме 44 401 521,9 тыс. рублей, исполнение составило 43 962 193,1 тыс. рублей, или 99 %. По сравнению с 2019 годом расходы на Территориальную программу ОМС выросли на 9,5 %. Подушевое финансирование (в расчете на одного застрахованного) составило 17 547 рублей (в 2019 году – 15 948 рублей).

 

На возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат за оказание медицинской помощи гражданам, застрахованным в Иркутской области, направлено 744 999,5 тыс. рублей. Наибольший объем средств направлен в бюджеты ТФОМС Красноярского края – 187 640,2 тыс. рублей, г. Москвы – 127 500,3 тыс. рублей, Новосибирской области – 94 540,6 тыс. рублей, г. Санкт-Петербурга – 45 552,2 тыс. рублей.

 

5. Остаток неиспользованных средств на финансирование Территориальной программы ОМС составил 439 328,8 тыс. рублей (или 1 %), из которых 432 810,8 тыс. рублей – остаток субвенции из ФФОМС. Образование остатка средств на финансирование программы обусловлен необходимостью обеспечения бесперебойного финансирования медицинских организаций в январе 2021 года и завершения расчетов за оказанную в декабре 2020 года медицинскую помощь. После подтверждения ТФОМС потребности на 2021 год данный остаток субвенции в объеме 432 810,8 тыс. рублей возвращен в феврале 2021 года в бюджет ТФОМС для использования на те же цели.

 

6. Нормированный страховой запас фонда при законодательно установленном объеме 6 082 460 тыс. рублей использован в объеме 2 315 529,9 тыс. рублей (38,1 %).

 

В соответствие со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС на 2020 год средства нормированного страхового запаса использованы: на возмещение средств территориальным фондам ОМС других субъектов РФ за оказание медицинской помощи гражданам, застрахованным в Иркутской области – 744 999,5 тыс. рублей (больше 2019 года на 24,8 %); оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Иркутской области гражданам, застрахованным в других субъектах РФ – 519 300,6 тыс. рублей (меньше 2019 года на 21,9 %); финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования – 278 087,1 тыс. рублей (больше 2019 года на 84,6 %); дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС путем предоставления страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств – 715 079,1 тыс. рублей (больше 2019 года на 25 %).

 

Также за счет средств нормированного страхового запаса осуществлялось софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в рамках регионального проекта «Медицинские кадры Иркутской области». Указанные расходы исполнены в объеме 58 063,6 тыс. рублей, или на 15 % от годовых назначений. Неиспользованные средства в объеме 328 036,8 тыс. рублей возвращены в бюджет ФФОМС. По мнению КСП Иркутской области на низкое освоение средств также оказала влияние ситуация с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

 

7. В 2020 году впервые в бюджете ТФОМС в рамках регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями (Иркутская область)» предусмотрены расходы за счет предоставленных из ФФОМС межбюджетных трансфертов в объеме 25 746,7 тыс. рублей на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией» с апреля 2020 года было приостановлено проведение профилактических мероприятий в части диспансеризации и профилактических медицинских осмотров граждан, указанные средства в полном объеме не освоены (кассовые расходы по мероприятию в 2020 году не осуществлялись).

 

8. Средства на ведение дела, предоставляемые страховым медицинским организациям в соответствии с нормативом 1 %, установленным ст. 9 Закона о бюджете ТФОМС на 2020 год, составили 427 719,6 тыс. рублей (на 34 081,8 тыс. рублей, или на 8,7 % больше уровня 2019 года). Всего на формирование собственных средств в сфере ОМС с учетом штрафов и средств, поступивших по результатам экспертиз, страховыми медицинскими организациями в 2020 году получено 487 847,4 тыс. рублей (на 6 460,9 тыс. рублей, или на 1,3 % больше уровня 2019 года).

 

9. В реализации Территориальной программы ОМС в 2020 году участвовало 145 медицинских организаций, из них 95 организаций областной формы собственности, 9 – федеральной формы собственности, 41 – частной и иной формы собственности. На территории Иркутской области на конец отчетного периода в системе ОМС функционировало 2 страховые медицинские организации. Наибольшая численность застрахованных лиц приходится на Иркутский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (91,8 %, или 2 271 531 чел.).

 

Численность застрахованных лиц в Иркутской области продолжает сокращаться. В течение 2020 года она сократилась на 17,3 тыс. чел. и на конец года составила 2 475,2 тыс. чел. (в 2019 году она сократилась на 12,8 тыс. чел.). В структуре застрахованных лиц 59,7 % составляет неработающее население. За 2020 год численность неработающих сократилась на 0,4 тыс. чел. (до 1 478,8 тыс. чел.), численность работающих – на 16,9 тыс. чел. (до 996, 4 тыс. чел.).

 

10. За 2020 год среднесписочная численность работников, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, составила 44 577 чел., в том числе в государственных учреждениях – 42 307 чел., в частных организациях – 2 270 чел.

 

В государственных учреждениях среднесписочная численность работающих в системе ОМС врачей составила 6 886 чел., среднего медицинского персонала – 17 994 чел., младшего медицинского персонала – 1 682 чел., прочего персонала – 14 632 чел. По сравнению с 2019 годом по врачам она выросла на 97 чел., младшему медицинскому персоналу – на 210 чел., при этом сократилась по среднему медицинскому персоналу на 166 чел. и прочему персоналу на 344 чел.

 

По мнению КСП Иркутской области, снижение численности связано, в том числе, с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в частности, уходом на пенсию персонала в возрасте старше 65 лет, переводом уборщиков помещений (относящихся к прочему персонал) на должность санитаров (относящихся к младшему медицинскому персоналу) в связи с открытием ковидных госпиталей.

 

Среднемесячная заработная плата в государственных учреждениях за счет средств ОМС за 2020 год по врачам составила 75,72 тыс. рублей, среднему медицинскому персоналу – 38,32 тыс. рублей, младшему медицинскому персоналу – 36,97 тыс. рублей, прочему персоналу – 28,71 тыс. рублей (за 2019 год – соответственно 73,66 тыс. рублей; 37,28 тыс. рублей; 37,57 тыс. рублей; 27,06 тыс. рублей).

 

11. Расходы медицинских организаций за счет средств ОМС (по данным формы № 62) в 2020 году составили 43 194 405,3 тыс. рублей и выросли по сравнению с 2019 годом на 7,7%, или на 3 094 173,7 тыс. рублей. Расходы на оплату труда с начислениями увеличились на 2,5 %, или на 721 574 тыс. рублей и составили 29 774 125,3 тыс. рублей. В структуре расходов их доля снизилась с 72,5 % в 2019 году до 68,9 % в 2020 году.

 

При этом увеличилась доля расходов на приобретение материальных запасов (медикаменты, медицинский инструментарий, продукты питания, мягкий инвентарь, ГСМ и проч.) с 19,7 % в 2019 году до 23,2 % в 2020 году (2019 год – 7 914 862,8 тыс. рублей, из них 63 % на медикаменты и перевязочные средства – 4 984 748 тыс. рублей; 2020 год – 10 014 945,2 тыс. рублей, из них 64,3 % на медикаменты и перевязочные средства – 6 436 493 тыс. рублей). Расходы на приобретение основных средств выросли незначительно (2020 год – 199 703,3 тыс. рублей, 2019 год – 149 805,3 тыс. рублей).

 

При проведении экспертизы бюджета ТФОМС на 2020 год КСП Иркутской области указывало на существующие риски образования просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций. На конец отчетного периода у 6 областных государственных учреждений, работающих в системе ОМС, имелась просроченная кредиторская задолженность на сумму 44 млн. рублей.

 

12. В отчетный период исполнение бюджета ТФОМС осуществлялось с учетом особенностей, установленных в связи с угрозой распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.

 

12.1. Был введен особый режим авансирования медицинских организаций (до 100 процентов). В результате этого, с учетом сокращения объемов плановой медицинской помощи, сложилось переавансирование 59 медицинских организаций на сумму 670 760,8 тыс. рублей (превышение объема целевых средств, направленных медицинским организациям в соответствии с заявкой на авансирование медицинской помощи, над суммой счета на оплату за фактически оказанную медицинскую помощь).

 

Внесенными 03.12.2020 изменениями в Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 (распространялись на правоотношения, возникшие с 01.04.2020) была предусмотрена возможность для медицинских организаций расходовать средства ОМС на постоянные расходы (оплату труда, уплату налогов, коммунальные платежи, содержание имущества) независимо от объемов оказанной ими медицинской помощи. Во исполнение этого сумма уменьшения задолженности медицинских организаций перед страховыми медицинскими организациями составила 484 672,9 тыс. рублей. Оставшаяся часть задолженности в сумме 186 087,9 тыс. рублей, подлежащая возврату в бюджет ТФОМС, погашена в результате произведенных взаиморасчетов между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями в феврале 2021 года.

 

12.2. В связи с приостановлением оказания плановой медицинской помощи плановые объемы, установленные Территориальной программой ОМС на 2020 год, не выполнены по всем видам медицинской помощи. Не выполнен план по количеству профилактических посещений на 40 % (или на 3 047 468 ед.), обращений в связи с заболеваниями – на 30,9 % (или на 1 348 981 ед.), случаям лечения в условиях дневного стационара – на 37,1 % (или на 58 565 ед.), случаям госпитализации в условиях круглосуточного стационара – на 13 % (или на 58 072 ед.), количеству посещений при оказании помощи в неотложной форме – на 9,9 % (или на 134 113 ед.), количеству вызовов скорой медицинской помощи – на 4,2 % (или на 30 720 ед.).

 

12.3. На лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией за счет средств ОМС (субвенции из бюджета ФФОМС) направлено 3 764 317,5 тыс. рублей, что составляет 8,6 % расходов на выполнение Территориальной программы ОМС.

 

Из общего объема оказанной за счет средств ОМС медицинской помощи в 2020 году, пациентам с новой коронавирусной инфекцией оказана скорая медицинская помощь в количестве 27 520 вызовов, или 4 % от общего количества обслуженных вызовов (695 838 ед.); медицинская помощь в амбулаторных условиях в количестве 197 186 посещений, или 16,2 % от общего объема медицинской помощи, оказанной в неотложной форме (1 218 784 ед.); специализированная медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара – 33 897 случаев госпитализации, или 8,7 % от общего количества случаев (387 576 случаев госпитализации).

 

13. В целом, проект закона Иркутской области № ПЗ-873 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за 2020 год» соответствует бюджетному законодательству.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.