Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ расходования денежных средств, предусмотренных в бюджете Иркутской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за январь-сентябрь 2021 года»

 

1. Вопрос обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее — дети-сироты) жилыми помещениями стоит на особом контроле Президента РФ, Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ.

 

Количество детей-сирот в Иркутской области, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот или на воспитании в семьях, одно из самых высоких среди субъектов Российской федерации на ряду с Краснодарским краем, а также Московской, Свердловской и Кемеровской областями . При этом КСП отмечает, что численность населения в вышеуказанных субъектах РФ выше, чем в Иркутской области, что в свою очередь, свидетельствует о более высокой доле детей-сирот в нашем регионе.

 

В Иркутской области численность детей-сирот, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на 01.10.2021 составила 15 149 человек. В составе нуждающихся числятся 9 753 детей-сирот в возрасте старше 18 лет, которые обратились с заявлениями о предоставлении жилого помещения (из них 4 241 чел. в возрасте старше 23 лет). Порядка 40 % детей-сирот ожидают жилье 5 лет и более.

 

2. Основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями является несоразмерное с численностью нуждающихся финансирование на эти цели. Кроме этого, внесенные в 2019 году изменения в федеральное и областное законодательство в части введения ограничения по приобретению (строительству) не более 25 % квартир для детей-сирот в одном многоквартирном доме, отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, отсутствие в достаточных объемах как первичного, так и вторичного жилья и пр. обусловили неполное освоение бюджетных ассигнований в 2019, 2020 годах.

 

3. По предварительным расчетам Минимущества потребность Иркутской области по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот старше 18 лет, включенных в списки нуждающихся, по состоянию на 01.01.2021 сверх предусмотренного Законом о бюджете на 2021 год на трехлетний период объема бюджетных ассигнований составляет около 19 млрд. рублей (в текущих ценах).

 

4. На формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области в 2021 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 106 982,6 тыс. рублей, из которых 727 878,2 тыс. рублей предусмотрены на реализацию Соглашения с Министерством просвещения РФ. В рамках Подпрограммы Иркутская область обязуется в 2021 году приобрести в собственность для предоставления детям-сиротам 506 жилых помещений, а также обеспечить 1 163 человека из числа детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

 

5. За 9 месяцев 2021 года Минимуществом заключено 405 государственных контрактов на общую сумму 851 974,9 тыс. рублей или 77,0% от объема доведенных лимитов бюджетных обязательств, кассовые расходы составили 480 704,3 тыс. рублей.

 

КСП области обращает внимание, что Минимуществом по состоянию на 01.10.2021 не приняты бюджетные обязательства на сумму 255 007,7 тыс. рублей или 23,0% от объема доведенных ЛБО, что является нарушением сроков по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Иркутской области (100 календарных дней со дня доведения до получателей средств областного бюджета), установленных статьей 14 Закона о бюджете на 2021 год.

 

Кроме того, по состоянию на 01.10.2021, остаются не исполненными 6 государственных контрактов, заключенных в 2018 году с ООО «Домострой Профи» на участие в долевом строительстве 240 квартир в г. Иркутске, на сумму 270 605,6 тыс. рублей. Дома должны были быть введены в эксплуатацию еще 10.12.2018, однако жилые помещения по состоянию на 01.10.2021 не переданы.

 

6. Всего за 9 месяцев 2021 года жилыми помещениями обеспечено 350 человек (в т.ч. 3 человека заселены в свободный жилищный фонд). По состоянию на 1 октября 2021 года по государственным контрактам 2018-2021 годов законтрактовано 776 жилых помещений.

 

7. В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области № 128-уг на территории Иркутской области установлена новая мера социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, получателями которой являются граждане, которые относились к категории детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, проживающие на территории Иркутской области, осуществляющие трудовую деятельность и имеющие детей.

 

Для реализации данной меры в 2021 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 256 423,2 тыс. рублей, за счет которых за 9 месяцев 2021 года предоставлены социальные выплаты 147 гражданам на общую сумму 240 962,8 тыс. рублей.

 

8. Кроме того, в рамках Подпрограммы предусмотрены средства в сумме 162 472,0 тыс. рублей, которые планируется направить на предоставление социальных выплат (приобретения жилья) гражданам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях расселения нового аварийного 99-квартирного дома, построенного с неустранимыми нарушениями градостроительных норм, признанного непригодным для безопасного проживания в г. Тайшет.

 

По состоянию на конец 3 квартала произведено 73 единовременных денежных выплаты (из 90 планируемых) на приобретение жилых помещений в общей сумме 116 993,8 тыс. рублей.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.