Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-декабрь 2021 года»

 

1. За январь-декабрь 2021 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 111,4 %, при годовом плане 46 209 317,4 тыс. рублей поступило 51 492 004,2 тыс. рублей. Рост к уровню 2020 года (45 665 258,4 тыс. рублей) составил 12,8 %.

 

Перевыполнение плановых назначений обусловлено поступлением не предусмотренных Законом о бюджете ТФОМС межбюджетных трансфертов на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи в связи с новой коронавирусной инфекцией в общем объеме 5 315 640,8 тыс. рублей, в том числе из бюджета ФФОМС – 533 300,6 тыс. рублей; из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ – 4 782 340,2 тыс. рублей. Также выше прогнозируемого объема поступили неналоговые доходы – на 43,6 %.

 

Основным доходным источником являлась субвенция из бюджета ФФОМС, поступившая в объеме 45 541 532,5 тыс. рублей, удельный вес которой в общем объеме доходов составил 88,4 %.

 

2. За январь-декабрь 2021 года расходы бюджета ТФОМС исполнены в объеме
50 214 418 тыс. рублей, или на 95,6 % от утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований (52 542 994 тыс. рублей). Рост к уровню 2020 года (45 963 489,8 тыс. рублей) составил 9,2 %. Основная часть расходов (97,2 %) направлена на выполнение Территориальной программы ОМС на 2021 год.

 

3. Расходы на выполнение Территориальной программы ОМС на 2021 год составили 48 829 186,3 тыс. рублей, или 96,6 % от ее утвержденной стоимости. По сравнению с предыдущим 2020 годом (43 962 193,1 тыс. рублей) рост составил 11,1 %.

 

Из них расходы за счет дополнительно поступивших межбюджетных трансфертов из резервного фонда Правительства РФ и бюджета ФФОМС на проведение углубленной диспансеризации и на оказание медицинской помощи лицам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией исполнены на 100 %
(76 879,2 тыс. рублей и 5 238 761,6 тыс. рублей соответственно).

 

Остаток неиспользованных средств субвенции из ФФОМС на финансирование Территориальной программы ОМС составил 1 716 438,8 тыс. рублей (или 0,3 %). Образование остатка обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойного финансирования медицинских организаций в январе 2022 года и завершения расчетов за оказанную в декабре 2021 года медицинскую помощь (после подтверждения ТФОМС потребности на 2022 год данный остаток субвенции возвращен в феврале 2022 года в бюджет ТФОМС для использования на те же цели).

 

4. С 01.03.2021 была приостановлена и до конца 2021 года не возобновлена реализация мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 273 новых Правил использования медицинскими организациями указанных средств.

 

Между тем, согласно Приказу Минздрава России от 14.09.2021 № 922н новый территориальный план указанных мероприятий следовало утвердить до 1 декабря 2021 года. В отступление от этого Минздравом области территориальный план утвержден не был, критерии отбора мероприятий для включения их в территориальный план утверждены Минздравом области приказом от 26.11.2021 № 31-мпр, состав территориальной комиссии для рассмотрения заявок учреждений утвержден только в феврале 2022 года. Из предусмотренных на эти цели 362 434,6 тыс. рублей в 2021 году использовано 57 119,1 тыс. рублей, или 15,8 %. Остаток неиспользованных средств будет направлен на те же цели в 2022 году.

 

5. Низкое исполнение расходов сложилось по следующим мероприятиям:

 

  • осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения – 4,9 тыс. рублей (при годовом плане 26 261,8 тыс. рублей);
  • софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 42 187,3 тыс. рублей, или 29,7 % от годовых назначений (142 234,9 тыс. рублей).

 

Неиспользованные средства по данным мероприятиям возвращены в бюджет ФФОМС.

 

6. За 2021 год среднесписочная численность работников, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, составила 44 576 чел., в том числе в государственных учреждениях – 42 300 чел., в частных организациях – 2 276 чел. (для сравнения: в 2020 году – 44 577 чел., в том числе в государственных учреждениях – 42 307 чел., в частных организациях – 2 270 чел.).

 

В государственных учреждениях среднесписочная численность работающих в системе ОМС врачей составила 6 864 чел., среднего медицинского персонала – 17 807 чел., младшего медицинского персонала – 1 993 чел. По сравнению с 2020 годом по врачей она сократилась на 22 чел., среднему медицинскому персоналу – на 187 чел., при этом выросла по младшему медицинскому персоналу на 311 чел.

 

Среднемесячная заработная плата в государственных учреждениях за счет средств ОМС за 2021 год по врачам составила 83,08 тыс. рублей, среднему медицинскому персоналу – 41,49 тыс. рублей, младшему медицинскому персоналу – 38,01 тыс. рублей, по сравнению с предыдущим 2020 годом она выросла по всем категориям медицинских работников (за 2020 год – соответственно 75,72 тыс. рублей, 38,33 тыс. рублей, 36,97 тыс. рублей).

 

Фонд начисленной заработной платы за счет средств ОМС за 2021 год вырос на 7,5 % и составил 24 024 283,3 тыс. рублей, при этом в государственных учреждениях он вырос на 8,2 %, или на 1 749 282 тыс. рублей; в частных учреждениях – на 7,5 %, или на 64 341,3 тыс. рублей.

 

7. Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, с начала года увеличился на 288,6 млн. рублей (на 01.01.2021 – 1 174 млн. рублей, на 01.01.2022 – 1 462,6 млн. рублей). Просроченную кредиторскую задолженность по средствам ОМС на начало 2021 года имели 6 областных государственных учреждений на сумму 44 млн. рублей, на конец 2021 года – 1 областное государственное учреждение (ОГАУЗ «Братский перинатальный центр») на сумму 2,9 млн. рублей.

 

По мнению КСП области, несмотря на положительную динамику сокращения просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций, в сложившихся условиях сохраняются риски, требующие контроля и принятия мер по дальнейшему сокращению и недопущению ее роста.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.