Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в целях возмещения затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий»

28.01.2022

 

Объекты мероприятия:

 

  • Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области;
  • АО «Фармасинтез»

 

1. В 2019-2020 годах в областном бюджете на реализацию основного мероприятия «Поддержка реализации инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий» ПП «Развитие промышленности в Иркутской области» ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2024 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 290 500 тыс. рублей и 46 078,8 тыс. рублей соответственно. Исполнение основного мероприятия составило 100 % ежегодно.

 

2. В нарушение положений пунктов 9, 15 Положения № 595-пп министерство экономического развития и промышленности Иркутской области в 2019 году приняло решение о допуске 2-х предприятий (ООО «Центр Строительных материалов» (1 542,1 тыс. рублей), АО «Братский завод металлоконструкций» (2 275,0 тыс. рублей) к конкурсу отбору и предоставило субсидии на общую сумму 3 817,1 тыс. рублей при отсутствии в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 9 Положения.

 

В ходе проведения контрольного мероприятия министерством представлены документы, затребованные у ООО «Центр Строительных материалов» (копии платежных документов, приказы директора о принятии к учету оборудования, инвентарные карточки учета объекта основных средств), АО «Братский завод металлоконструкций» (акт приема передачи объекта основных средств).

 

3. В 2019 году министерство не выполняя должным образом свои бюджетные полномочия, установленные статьей 158 БК РФ, в отступление от положений пункта 6 (3) Положения № 595-пп, при отсутствии факта соблюдения условия по приобретению в рамках инвестиционного проекта оборудования (год выпуска оборудования не ранее трех лет, предшествующих году представления документов) предоставило субсидии на общую сумму 100 694,7 тыс. рублей 4 предприятиям (ООО «Иркутский масложиркомбинат», АО «Братский завод металлоконструкций», ООО «Гарантия» и АО «Фармасинтез»).

 

В ходе проверки министерством предоставлены документы, затребованные у ООО «Иркутский масложиркомбинат» — копии инвентарных карточек учета объектов основных средств, паспорта на оборудование, фотографии заводского номера оборудования), подтверждающие год выпуска оборудования — 2017-2018, у ООО «Гарантия» — спецификация оборудования к договору лизинга, фотографии заводского номера оборудования (год выпуска оборудования — 2018-2020 годы), у АО «Братский завод металлоконструкций» — акт приема-передачи объекта основных средств (год выпуска оборудования – 2019 год), у АО «Фармсинтез» технические паспорта приобретенного оборудования (год выпуска оборудования 2019 — 2020 годы).

 

4. В нарушение положений пунктов 6, 20(2) Положения № 595-пп министерством в декабре 2020 года представлены субсидии 5 предприятиям в завышенном размере на общую сумму 6 484,9 тыс. рублей, в том числе: ООО «Гарантия» на 2 911,1 тыс. рублей; ООО «Белур» на 198,2 тыс. рублей; ООО «Спецпромкомплект» на 185,9 тыс. рублей; ООО «Сибэкотерм» на 3 185,3 тыс. рублей и ООО «Новый бетон» на 4,4 тыс. рублей.

 

Двумя предприятием ООО «Белур» и ООО «Новый бетон» излишне предоставленная субсидия возвращена в бюджет области в размере 202,6 тыс. рублей.

 

5. Соглашения о предоставлении субсидий, заключенные министерством не в полной мере соответствуют типовой форме соглашения, предусмотренной приказом министерства финансов Иркутской области № 105н-мпр. Так, в отступлении от типовой формы в соглашении о предоставлении субсидии: в разделе 1 соглашений (за 2019 год) не включен пункт, связанный с целями достижения результатов; в соглашениях не предусмотрен пункт (п. 4.1.8. типовой формы), связанный с применением штрафных санкций в случае не достижения результатов предоставления субсидии и их значений; в приложении №1 и № 2 соглашений не указан срок, на который запланировано достижение результата предоставления субсидии (показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии).

 

6. Положением о предоставлении субсидий № 595-пп не конкретизирован порядок осуществления возмещения части затрат с включением в состав затрат налога на добавленную стоимость либо без учета налога на добавленную стоимость, так как субсидия предоставляется на возмещение фактических понесенных затрат на приобретение оборудования, по которому НДС уже может быть принят предприятием (плательщиком НДС) к вычету.

 

Согласно письму Минфина России от 31.01.2020 № 03-07-11/6172 предъявление суммы НДС к вычету зависит от конкретизации в документах о предоставлении субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансирование либо возмещение затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, факта включения (не включения) в состав таких затрат сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

 

7. Согласно отчетам АО «Фармасинтез» за 2019-2020 годы исполнение показателей результативности использования субсидии составило: по показателю «Доля создаваемых рабочих мест от общей численности занятых на предприятии» — 14,7 % (или 57,4% от плана); по показателю «Размер собственных средств в стоимости реализации инвестиционного проекта» — 755 063 тыс. рублей (или 101,9 % от плана); по показателю «Освоение выпуска новых видов продукции» — 1 ед. (или 33,3 % от плана).

 

Предприятием освоен выпуск 1 нового препарата – Тигециклин (антибиотик-тетрациклин). На 2021 год запланировано освоение новых препаратов, которые в настоящее время не производятся в России – Анидулафунгин (противогрибковое средство) и Левосимендан (кардиотоническое средство негликозидной структуры).

 

По состоянию на 01.01.2021 не достигнуты значения следующих плановых показателей: «Доля экспорта в объеме выпуска новой продукции», «Срок бюджетной окупаемости субсидии» и «Срок экономической окупаемости инвестиционного проекта». По пояснению предприятия показатели будут достигнуты по результатам реализации инвестиционного проекта в 2022 году.

 

Отчет по результатам проведенного контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Представление о выявленных недостатках и нарушениях направлено в министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.