Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования службы скорой медицинской помощи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году и истекшем периоде 2021 года»

 

Объекты мероприятия: министерство здравоохранения Иркутской области и подведомственные ему учреждения, оказывающие скорую медицинскую помощь.

 

1. Оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению Иркутской области осуществляют станции скорой медицинской помощи в г. Иркутске и в г. Братске, больница скорой медицинской помощи в г. Ангарске, областной центр медицины катастроф, а также 35 отделений и 30 круглосуточных постов скорой медицинской помощи в 32-х районных и городских больницах. Их функциональное объединение составляет службу скорой медицинской помощи Иркутской области.

 

2. Анализ структуры службы СМП выявил следующие недостатки и проблемы, в том числе влияющие на эффективность ее функционирования:

 

  • существующая структура не в полной мере обеспечивает доступность скорой медицинской помощи в экстренной форме, поскольку время доезда выездных бригад до большинства удаленных населенных пунктов существенно превышает 20-минутный норматив. Особенно острой эта проблема является для населенных пунктов 15 районов, в которых организовано только одно место дислокации бригад СМП – в районном центре (Тулунский, Нукутский, Аларский, Баяндаевский, Жигаловский, Качугский, Куйтунский, Боханский, Балаганский, Зиминский районы, и др.).
     
    Порядком оказания скорой медицинской помощи (утв. Приказом Минздрава России № 388н) в удаленных или труднодоступных населенных пунктах (участках населенных пунктов) предусмотрена организация постов СМП с включением их в структуру медицинской организации в качестве структурных подразделений и получением соответствующей лицензии. В настоящий момент действует 30 круглосуточных постов СМП лишь в 12 районных и городских больницах (из 32, оказывающих СМП);

 

  • отдельными учреждениями при наличии выданной Минздравом области лицензии посты СМП не организованы (например, Зиминской городской больницей – в п. Центральный Хазан, с. Батама, с. Масляногорск, с. Кимильтей; Усть-Кутской районной больницей – в п. Ния и п. Янталь);

 

  • вместо постов СМП в 4 медицинских организациях (Иркутская и Братская станции СМП, Ангарская БСМП, Шелеховская районная больница) организованы пункты временного размещения (пребывания) выездных бригад СМП, создание которых не предусмотрено ни Приказом Минздрава России № 388н, ни утвержденной Минздравом области структурой учреждений, лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу их местонахождения у учреждений отсутствуют. На дату завершения мероприятия действовало 13 таких пунктов. По мнению КСП, требуется их трансформация в посты СМП с включением их в структуру медицинской организации и получением лицензии
     
    К примеру, Братской станцией СМП в отступление от Плана мероприятий («дорожной карты») в с. Калтук и п. Покосное вместо постов СМП открыты пункты временного пребывания бригад СМП, еще в 3 населенных пунктах (с Кобляково, п. Кежемский, п. Прибрежный) круглосуточные посты СМП в установленный срок (до 31.12.2021) не организованы;

 

  • при отсутствии лицензии оказывается скорая медицинская помощь подстанцией в г. Вихоревка Братской станции СМП (по данным ПК «АДИС» за 2020 год подстанция обслужила 11 450 вызовов, за 1 полугодие 2021 года – 5 610 вызовов).

 

3. Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н утвержден Временный порядок организации оказания скорой медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции. В ходе проведенного анализа установлены отступления от ряда его требований и недостатки в организации работы службы СМП, оказавшие негативное влияние на оперативность работы службы и качество оказываемой медицинской помощи:

 

  • Минздраву области и медицинским организациям следовало определить специализированные выездные бригады скорой помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом COVID и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции, а также выездные бригады, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с COVID.
     
    Анализ локальных актов учреждений показал, что все виды бригад определили только 3 медицинские организации (Иркутская станция СМП, Казачинско-Ленская районная больница, Шелеховская районная больница); в 20 учреждениях указанные требования выполнены частично, 12 учреждениями локальные акты по данному вопросу не представлены, что ставит под сомнение их наличие в учреждении.
     
    Среди причин невыполнения требований Приказа Минздрава России № 198н: низкая исполнительская дисциплина учреждений, отсутствие контроля со стороны Минздрава области, а также каких-либо конкретных указаний, поручений и рекомендаций учреждениям по данному вопросу, например, в отношении 10 учреждений, имеющих всего 1 круглосуточную бригаду СМП, для которых выполнение указанных требований являлось проблематичным;

 

  • практически во всех районных и городских больницах не организована работа скорой помощи с приоритетом ее оказания пациентам с симптомами ОРВИ из групп риска (лица в возрасте старше 60 лет, беременные женщины, лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем).
     
    Братской и Иркутской станциями СМП, Шелеховской районной больницей и Усольской городской больницей в приказах такой приоритет предусмотрен, однако, алгоритм действий диспетчеров по приему вызовов и направлению выездных бригад СМП для соблюдения приоритета оказания СМП лицам из группы риска не определен. Методическая помощь (разъяснения, рекомендации) со стороны Минздрава области по вопросу определения приоритетности оказания СМП лицам из групп риска отсутствовала;

 

  • мониторинг вызовов СМП к пациентам из групп риска, ведение которого поручено Центру медицины катастроф распоряжением Минздрава области 12.10.2020 № 1962-мр, фактически не велся. Не осуществлялся контроль со стороны Минздрава области за ведением данного мониторинга, результаты которого могли быть использованы министерством при принятии управленческих решений по вопросам оказания СМП пациентам из групп риска;

 

  • в результате некачественно продуманной схемы маршрутизации пациентов с COVID (утв. распоряжением Минздрава области от 27.03.2020 № 626-мр) сложилась ситуация, при которой койки в Областной инфекционной больнице были заняты, в том числе, пациентами с легким течением заболевания, а пациенты с тяжелым течением заболевания, появившиеся позднее, ввиду отсутствия свободных коек в Областной инфекционной больнице, госпитализировались в медицинские организации неинфекционного профиля, что могло отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи;

 

  • в период с мая по декабрь 2020 года медицинская эвакуация пациентов с COVID со средней степенью тяжести в 32 учреждения с 2 825 койками (дополнительно включены в перечень медицинских организаций для лечения COVID, утвержденный распоряжением Минздрава области от 08.05.2020 № 915-мр), осуществлялась при отсутствии утвержденной схемы маршрутизации, что создавало риски неправильной маршрутизации пациентов и увеличения времени обслуживания вызова;

 

  • в период распространения коронавирусной инфекции для управления потоками медицинской эвакуации пациентов с COVID и подозрением на COVID особенно актуальным стал вопрос обеспечения заинтересованных пользователей, включая Минздрав области и службу СМП, оперативной информацией о наличии свободных коек, в том числе в ковидных госпиталях Иркутской области. Минздравом области не решен и не проработан вопрос об использовании возможностей РМИС для получения необходимых для службы СМП данных в режиме реального времени о загруженности коечного фонда (с указанием оснащенности коек ИВЛ, кислородом, и проч.), что позволило бы сократить время для скорейшей доставки пациента в стационар.
     
    Фактически информация о состоянии коечного фонда доводится учреждениями на оперативных совещаниях Минздрава области по видеоконференцсвязи (в будни дважды в сутки в 09:00 и 17:00 часов, в выходные и праздничные дни – один раз днем). Кроме этого, ежедневно после 12:00 часов (время выписки пациентов в стационаре) диспетчером станции СМП для актуализации информации о свободных койках и их оснащенности (с кислородом, с ИВЛ, и т.д.) осуществляется обзванивание стационаров, в том числе непосредственно перед эвакуацией пациента;

 

  • по распоряжению Минздрава области от 04.05.2020 № 909-мр (действовало до 30.06.2020) осуществлялось отвлечение бригад и автомобилей скорой помощи Иркутской станции СМП для выполнения несвойственной ей функции по транспортировке и сопровождению стационарных больных на КТ-исследование (источник финансирования не определен). Между тем, согласно Территориальной программе госгарантий транспортировка пациента в сопровождении медицинского работника должна обеспечиваться медицинской организацией, на стационаром лечении которой находится пациент. Лечение этого пациента оплачивается данной медицинской организации за счет средств ОМС;

 

  • согласно приказу Минздрава России № 198н, в процессе медицинской эвакуации пациента с подозрением на COVID дезинфекция воздуха в салоне автомобиля СМП обеспечивается бактерицидными облучателями. В нарушение этого на 01.07.2021 в 7 медицинских организациях все 32 автомобиля, выходящие на линию, не были оснащены бактерицидными облучателями (Балаганская, Боханская, Жигаловская, Куйтунская, Нукутская, Ольхонская и Усть-Удинская районные больницы);

 

  • согласно Временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» больные или лица с подозрением на COVID должны перевозиться транспортом с использованием транспортировочного изолирующего бокса. За счет выделенных в 2020 году средств субсидий на иные цели 26 медицинскими организациями приобретено 32 транспортировочных изолирующих бокса. Остальным 10 медицинским организациям, оказывающим СМП, субсидия на приобретение транспортировочных изолирующих боксов не выделялась, за счет собственных средств учреждений боксы не приобретались (Балаганская, Куйтунская, Нукутская, Ольхонская, Усть-Удинская районные больницы, и др.);

 

  • в ряде учреждений в отдельные периоды не обеспечивался неснижаемый запас средств индивидуальной защиты. Например, в Усть-Илимской городской больнице к пациентам с COVID выполнено в марте 2020 года – 48 выездов, в апреле 2020 года – 50 выездов, в мае 2020 года – 34 выезда, при этом с марта по май защитная изолирующая одежда отсутствовала (первое поступление – в июне), в течение 2020 года отсутствовали защитные очки (экраны) (общее количество вызовов с марта по декабрь 2020 года – 3 126). Аналогичные факты имели место и в других учреждениях;

 

  • не обеспечивался неснижаемый запас расходных материалов для отбора проб на COVID. К примеру, расходные материалы для отбора проб на COVID в Иркутскую станцию СМП впервые поступили в июне 2020 года. В ряде медицинских организаций бригады СМП по отбор проб у пациентов на COVID не производили. Например, в Железногорской районной больнице функции по отбору проб на COVID выполняла участковая служба, Братской станцией СМП расходные материалы для отбора проб на COVID приобретались только для забора анализов у сотрудников станции СМП;

 

  • использование планшетов выездными бригадами СМП положительно влияет на скорость оказания медицинской помощи, позволяет диспетчеру в режиме реального времени видеть «свободные» бригады СМП и направлять на вызов ближайшую из них. 
    Между тем, по данным ПК «АДИС» планшеты используются бригадами СМП только в 8 учреждениях, доля обслуженных вызовов с использованием планшетов составила от 86 % в Братской станции СМП до 2 % в Тайшетской районной больнице. Планшеты у 9 учреждений отсутствуют (потребность по информации учреждений составляет 24 планшета), при этом у 18 учреждений 87 планшетов не используется (Баяндаевская, Качугская, Куйтунская, Слюдянская, Чунская районные больницы, по пояснению учреждений – плохая сотовая связь, Интернет);

 

  • о недостатках при организации СМП в период распространения коронавирусной инфекции свидетельствуют многочисленные обращения граждан, касающиеся функционирования службы СМП. В Минздрав области по вопросам качества и доступности скорой медицинской помощи поступило 260 обращений в общем порядке (в том числе переадресованные Минздраву области), 936 обращений на «горячую линию» министерства, 26 сообщений через Единый портал государственных услуг, всего – 1 222 обращения (из них за 2020 год – 430, за 1 полугодие 2021 года – 792).

 
 

Большинство жалоб связано с долгим ожиданием приезда бригады СМП, невозможностью дозвониться до службы СМП, часть жалоб поступила на отказ в эвакуации, в том числе из-за отсутствия мест в ковидном госпитале, и проч.

 

4. Минздравом области не выполнены в установленный срок мероприятия по развитию службы СМП:

 

  • не созданы предусмотренные Стратегией центр обработки вызовов административного центра (прием вызовов со всей области по принципу единого колл-центра) и резервный центр обработки вызовов (прием вызовов в случае недозвона до диспетчера станции либо отделения СМП). Не подготовлено помещение в г. Иркутске для развертывания центра обработки вызовов на 90 автоматизированных рабочих мест (срок до конца 2019 года), не приобретено для его оснащения серверное, компьютерное оборудование и не организована единая система телефонии службы СМП (срок до конца 2020 года); не подготовлено помещение резервного центра обработки вызова и его оснащение (срок до конца 2021 года). Между тем, своевременное создание указанных центров полностью исключило бы вероятность недозвона пациентов до службы скорой медицинской помощи. Особо остро проблема дозвона до скорой помощи зафиксирована в периоды пикового роста заболеваемости COVID в крупных городах области (г. Иркутск, г. Братск), о чем свидетельствуют обращения граждан.

 

  • не осуществлена реорганизация службы скорой медицинской помощи путем присоединения станций (отделений) СМП к Центру медицины катастроф, проведение которой предусмотрено Стратегией в срок до 31.12.2021. Итоги проведенного мероприятия свидетельствуют об отсутствии какой-либо подготовительной работы для предстоящего объединения (протоколы совещаний, план мероприятий («дорожная карта»), и т.д. не представлены). Между тем, о необходимости предварительной проработки ряда важнейших вопросов (о передаче имущества, сохранении уровня заработной платы работников СМП сельских и северных территорий, особенностях объединения с учетом протяженности области и большого числа удаленных и труднодоступных районов) свидетельствуют результаты обсуждения, проведенного на площадке регионального отделения ОНФ 04.06.2021;

 

  • Следует отметить, что объединение станций (отделений) скорой медицинской помощи с территориальным центром медицины катастроф в одно юридическое лицо предусмотрено осуществить во всех субъектах РФ в срок до конца 2024 года . В результате сократится время доезда бригад СМП до населенных пунктов, находящихся на сопредельных территориях, поскольку на вызов направляется ближайшая к пациенту бригада СМП. В 29 регионах такое объединение уже осуществлено;

 

  • не выполнено поручение Губернатора Иркутской области
    И.И. Кобзева о разработке в срок до 15.08.2021 программы «Развитие службы скорой медицинской помощи в Иркутской области на 2021-2025 годы». На дату утверждения настоящего отчета указанная программа не разработана (отсутствует).

 

5. Анализ финансового обеспечения СМП показал следующее:

 

5.1. Основным источником финансирования скорой медицинской помощи являются средства обязательного медицинского страхования:

 

  • объем финансирования скорой медицинской помощи за счет средств ОМС по сравнению с доковидным 2019 годом вырос в 2020 году на 1,2 % и составил 2 475 847,7 тыс. рублей, в том числе 7 000 тыс. рублей – дополнительное финансирование из резервного фонда Правительства РФ. На 2021 год финансирование СМП предусмотрено с ростом на 10,7 % к уровню 2020 года, или в объеме 2 740 048,2 тыс. рублей;

 

  • в 2020 году фактические затраты на 1 вызов превысили финансовый норматив (утв. Территориальной программой госгарантий) на 8,2 % и составили 3 686,7 рублей. При этом плановый объем СМП выполнен только на 95,8 % (695 838 вызовов), по сравнению с 2019 годом количество выполненных вызовов снизилось на 5,3 %. Доля вызовов, связанных с новой коронавирусной инфекцией, составила 4 % от общего количества обслуженных вызовов, или 27 520 вызовов;

 

  • за первое полугодие 2021 году фактические затраты на 1 вызов составили 3 692 рубля, или на 2,7 % ниже финансового норматива (утв. Территориальной программой госгарантий на 11,2 % выше норматива 2020 года), выполнено 347 916 вызовов (48,1 % от годового плана). Доля вызовов, связанных с новой коронавирусной инфекцией, составила 7,3 % от общего количества обслуженных вызовов, или 25 323 вызовов;

 

  • превышение норматива финансовых затрат при исполнении фактического объема оказанной СМП ниже норматива обусловлено оплатой не за объем оказанной помощи, а по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, что гарантирует оплату услуг скорой медицинской помощи вне зависимости от количества выполненных вызовов.

 

5.2. Финансирование санитарно-авиационной эвакуации осуществляется за счет средств областного бюджета. Расходы на санитарно-авиационную эвакуацию выросли в 2020 году по сравнению с доковидным 2019 годом на 8,9 % и составили 461 980,3 тыс. рублей; на 2021 год предусмотрены с ростом на 14,8 % к уровню 2020 года, или в объеме 530 472 тыс. рублей. Увеличился и объем оказанных услуг: в 2019 году эвакуировано 694 пациента, в 2020 году – 896 пациентов, из них 382 пациента с COVID (42,6 %); за первое полугодие 2021 года – 536 пациентов, из них 133 пациента с COVID (24,8 %).

 

5.3 За счет средств областного бюджета также финансируется скорая медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС (психические расстройства, расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, и др.), а также оказываемая не застрахованным по ОМС лицам (2019 год – 132 704,3 тыс. рублей, 2020 год – 137 886,1 тыс. рублей, план на 2021 год – 114 536,4 тыс. рублей).

 

5.4. В анализируемый период в связи с распространением коронавирусной инфекции из областного бюджета выделялись дополнительные средства. В 2020 году из 6 285 628,3 тыс. рублей, выделенных на борьбу с короновирусной инфекцией, на службу скорой медицинской помощи направлено около 905 131,2 тыс. рублей (или 14,5 %), в первом полугодии 2021 года из 642 477,5 тыс. рублей (в ред. СБР от 29.06.2021) на службу СМП выделено около 66 351,3 тыс. рублей (или 10,3 %). Средства выделены, в основном, на осуществление федеральных и областных выплат работникам СМП.

 

В 2020 году выплаты стимулирующего характера по COVID осуществлены 2 776 работникам службы СМП на сумму 538 416,8 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета выплаты получили 2 776 работников СМП на сумму 468 242,2 тыс. рублей (по Постановлениям Правительства РФ № 415 и № 484), за счет средств областного бюджета – 2 665 работников СМП на сумму 70 174,6 тыс. рублей (по Указу Губернатора Иркутской области № 89-уг). Доля средств федерального бюджета составила 87 %.

 

В 2021 году осуществлены выплаты 2 315 работникам службы СМП по Указу Губернатора Иркутской области № 89-уг на сумму 45 223,8 тыс. рублей.

 

В целом по области, в 2020 году средняя заработная плата с учетом указанных выплат по врачам СМП составляла от 65,9 тыс. рублей в апреле до 150 тыс. рублей в июне, по фельдшерам СМП – от 44,7 тыс. рублей в сентябре до 89,4 тыс. рублей в июне, по водителям – с 32,2 тыс. рублей до 62,7 тыс. рублей в июне.

 

5.5. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции медицинские организации вынуждены были осуществлять новые расходы на закупку бактерицидных облучателей и расходных материалов для отбора проб для проведения лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты.

 

Расходы медицинских организаций за счет средств ОМС и областного бюджета (по данным годовой формы № 62) на скорую медицинскую помощь в 2020 году выросли на 26,4 % по сравнению с 2019 годом. Увеличились расходы на оплату труда на 26,7 % (в основном, за счет выплат по COVID), закупку авиационных услуг (Центр медицины катастроф) – на 25,7 %, приобретение материальных запасов – на 16,8 % (ГСМ, медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь). При этом существенно в 2,9 раза сократились расходы на приобретение основных средств.

 

5.6. КСП на примере Иркутской и Братской станций СМП проведен анализ финансового обеспечения в исследуемый период, который показал положительную динамику по сравнению с уровнем 2019 года. Остатки средств на лицевых счетах учреждений за 2020 год увеличились. Так, у Иркутской станции СМП они составляли на 01.01.2020 – 22 209,1 тыс. рублей, на 01.01.2021 – 109 356,1 тыс. рублей, на 01.07.2021 – 88 155,2 тыс. рублей; у Братской станции СМП на 01.01.2020 – 10 708,5 тыс. рублей, на 01.01.2021 – 21 085,5 тыс. рублей, на 01.07.2021 – 35 058,9 тыс. рублей, что указывает на достаточное финансовое обеспечение.

 

6. На работу службы СМП в условиях распространения коронавирусной инфекции влияла обеспеченность медицинскими кадрами, в ходе анализа которой установлено:

 

  • персонал СМП существенно перегружен выполнением обязанностей, о чем свидетельствует высокий коэффициент совместительства. По данным формы № 30 за 2020 год укомплектованность службы скорой медицинской помощи врачебными кадрами составила 81,8 % при коэффициенте совместительства 1,7; фельдшерами СМП – 98,7 % при коэффициенте совместительства 1,3; медицинскими сестрами (фельдшерами) по приему вызовов СМП – 92 % при коэффициенте совместительства 1,5; водителями СМП – 92 % при коэффициенте совместительства 1,1.
     
    В среднем по России коэффициент совместительства врачебными кадрами службы СМП в 2020 году составил 1,42; фельдшерами выездных бригад СМП – 1,25.;

 

  • в связи с кадровым дефицитом штатная численность в учреждениях утверждена существенно ниже рекомендуемых штатных нормативов, установленных Приказом Минздрава России № 388н. В целом, утвержденная штатная численность станций и отделений СМП (4 169 ед.) ниже нормативной потребности на 588 ед.;

 

  • анализ обеспеченности кадрами выездных бригад СМП на 01.07.2021 показал, что дефицит врачей составил 54,5 % (фактическая численность – 156 чел. при штатной численности 343 ед. и нормативной численности 500 ед.), фельдшеров и медсестер СМП – 25,7 % (фактическая численность – 1 317 чел. при штатной численности 1 773 ед. и нормативной численности 2 160 ед.), водителей СМП – 13,4 % (фактическая численность – 1 014 чел. при штатной численности 1 171 ед. и нормативной численности 1 272 ед.).
     
    Дефицит врачебных кадров не позволяет сформировать необходимое количество выездных бригад СМП по составу и профилям в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России № 388н, что оказывает влияние на качество оказания скорой медицинской помощи. Так, в 22 из 36 учреждений отсутствуют общепрофильные врачебные выездные бригады (в Нижнеудинской, Осинской, Усть-Удинской, Чунской районных больницах, и др.). Состав фельдшерских выездных бригад сформирован из фельдшера СМП и водителя, тогда как должна включать двух фельдшеров СМП и водителя, либо фельдшера СМП, медицинскую сестру и водителя (в Аларской, Балаганской, Баяндаевской, Жигаловской, Качугской, Ольхонской, Осинской районных больницах, и др.);

 

  • фактическая численность медицинских сестер (фельдшеров) по приему вызовов в 2020 году сократилась со 180 до 165 чел. Так, в Ангарской БСМП она сократилась с 13 чел. до 10 чел., Нукутской районной больнице – с 5 чел. до 3 чел., Аларской районной больнице – с 4 чел. до 2 чел., и др., при этом увеличилась в Братской станции СМП – с 19 чел. до 20 чел., Слюдянской раййонной больнице – с 5 чел. до 7 чел., и др.
     
    В отдельных учреждениях в нарушение Приказа Минздрава России № 198н (приложение № 2), Приказа Минздрава России № 388н, Стандарта качества оказания государственной услуги «Оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (утв. приказом Минздрава области от 04.10.2013 № 168-мпр), прием вызовов СМП и передачу их выездным бригадам осуществляли диспетчеры, не имеющие медицинского образования (например, в Жигаловской районной больнице, Железногорской районной больнице). Кроме того, в штатном расписании Катангской районной больницы отсутствуют должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов, по пояснению учреждения вызовы получают фельдшеры СМП самостоятельно;

 

  • по расчету Центра медицины катастроф, выполненному по методическим рекомендациям Минздрава России, количество круглосуточных бригад в Иркутской области должно составлять 252 ед., организована 221 бригада (по данным формы № 30 за 2020 год), что на 31 ед. меньше. По данным ПК «АДИС» фактически в 2020 году среднее количество круглосуточных бригад варьировалось от 211 бригад (в январе) до 182 (в октябре), в среднем за год работало 196 бригад.  
    В анализируемый период наибольшая нагрузка на одну бригаду приходилась на Ангарскую БСМП, Братскую станцию СМП, Нижнеудинскую районную больницу, Иркутскую станцию СМП. Так, в месяцы максимального количества поступивших вызовов (по данным ПК «АДИС»: октябрь 2020 года – 79 551 вызов, июнь 2021 года – 76 133 вызовов) среднесуточная нагрузка на 1 круглосуточную бригаду варьировалось от 8 до 19 вызовов.
     
    Например, в октябре 2020 года нагрузка на 1 круглосуточную бригаду в Тайшетской районной больнице составила 8 вызовов (выполнено 1 992 вызова 8 бригадами), тогда как в Ангарской БСМП (выполнено 7 481 вызов 13 бригадами), Братской станции СМП (выполнено 10 884 вызова 19 бригадами) и Нижнеудинской районной больнице (выполнено 2 274 вызова 4 бригадами) она составила 19 вызовов. В Иркутской станции СМП среднесуточная нагрузка на 1 круглосуточную бригаду в октябре 2020 года и в июне 2021 года составляла 18 вызовов, в указанные месяцы выполнено около 24 тысяч вызовов соответственно 45 и 44 круглосуточными бригадами;

 

  • наблюдается снижение численности работников с высшей квалификационной категорией: в 2020 году по отношению к доковидному 2019 году снизилась численность врачей СМП с высшей категорией с 68 чел. до 52 чел., фельдшеров СМП – с 368 чел. до 354 чел. (например, в Иркутской станции СМП – с 48 чел. до 30 чел. по врачам и с 58 чел. до 44 чел. по фельдшерам СМП);

 

  • прослеживается тенденция старения кадров. Например, на 01.07.2021 в Усть-Илимской городской больнице фактическая численность врачей СМП составила 6 чел., из которых 2 врача старше трудоспособного возраста (68 лет и 82 года). В Усть-Кутской районной больнице должность врача СМП занимает специалист 68 лет, из 18 фельдшеров СМП 5 человек старше трудоспособного возраста (от 65 до 73 лет);

 

  • в связи с ограничительными мерами часть работников СМП в возрасте 65 лет и старше в период с 15.06.2020 по 30.04.2021 находилась на самоизоляции. Так, в Иркутской станции СМП на самоизоляции с октября 2020 года по февраль 2021 года находилось 18 человек (8 водителей, 2 уборщика, 4 врача, 2 фельдшера, техник, механик), в Усольской городской больнице с ноября 2020 года по март 2021 года – 5 человек (старший врач, медсестра и фельдшер по приему вызовов, фельдшер СМП, мойщик автотранспортных средств), и др.

 
 

7. В 2019 году автопарк СМП на 43,4 % был укомплектован автомобилями со сроком эксплуатации свыше 5 лет, в 2020 году – на 30,2 %, на 01.07.2021 – на 31,3 %.

 

Ввиду того, что срок эксплуатации автомобилей СМП составляет пять лет, требуется обновление парка автомобилей в постоянном режиме. Географические и климатические особенности Иркутской области обусловливают интенсивное использование автомобилей СМП в сложных условиях. Это приводит к их ускоренному износу, увеличению простоя автомобилей по причине частых поломок и высокозатратных ремонтов. На 01.07.2021 по данным учреждений, представленным по запросу КСП, 44 автомобиля неисправны, из них 34 ед. не подлежат восстановлению и готовятся к списанию.

 

Вместе с тем, средства из областного бюджета на приобретение автомобилей СМП в 2020-2021 годах не выделялись и на 2022 год не предусмотрены (по заявке Минздрава области на 2022 год требуется 76 новых автомобилей класса В).

 

Выявлены факты ненадлежащего использования автомобилей СМП (Катангская, Куйтунская, Балаганская районные больницы). Так, в Балаганской районной больнице новый автомобиль СМП, полученный в октябре 2021 года, стоит на улице (высота автомобиля больше высоты ворот), по пояснению учреждения, капитальный ремонт гаража невозможен из-за его конструктивных особенностей.

 

8. По информации медицинских организаций имеется потребность в капитальном ремонте гаражей и зданий (помещений), в которых расположены станции (отделения) скорой медицинской помощи, а также в строительстве новых зданий отделений и подстанций СМП. Объем выделяемых средств на капитальный ремонт объектов СМП незначителен (в 2020 году – 510,6 тыс. рублей, в 2021 году – 3 680,9 тыс. рублей).

 

В рейтинг Минздрава области от 20.08.2021 на проведение капитального ремонта объектов здравоохранения включено 239 объектов, из них 5 объектов скорой медицинской помощи. Из указанных объектов на 2022 год финансирование выделено только на капитальный ремонт здания отделения СМП Тулунской городской больницы в сумме 26 884,4 тыс. рублей. При условии выделения средств из областного бюджета на уровне 2022 года, капитальный ремонт здания отделения СМП Тайшетской районной больницы (193 место в рейтинге) будет проведен примерно в 2026 году.

 

9. В исследуемом периоде прослеживается тенденция к ухудшению отдельных показателей (анализ проведен по данным ПК «АДИС»):

 

  • увеличилась доля вызовов, по которым время доезда к пациенту превысило 60 минут, с 14,7 % в 2020 году (123 797 вызовов) до 14,9 % в первом полугодии 2021 года (62 542 вызова), из них по Иркутской станции СМП – с 27,5 % (69 616 вызов) до 28,7 % (37 275 вызовов). Кроме того, в Иркутской станции СМП увеличилась доля вызовов, по которым время доезда превысило 2 часа, с 14,3 % в 2020 году (36 117 вызовов) до 14,8 % (19 251 вызов) в первом полугодии 2021 года;

 

  • увеличилась доля вызовов со временем доезда более 24 часов с 0,3 % (2 627 вызовов) в 2020 году до 0,4 % (1 530 вызовов) в первом полугодии 2021 года, из них в Иркутской станции СМП – с 0,6 % (1 569 вызовов) до 0,8 % (1 004 вызова), в Ангарской БСМП – с 0,1 % (107 вызовов) до 0,3 % (104 вызова). В ряде случаев ожидание прибытия бригады скорой помощи составляло несколько суток, что нашло отражение в многочисленных обращениях граждан;

 

  • увеличилась доля повторных звонков от общего числа обращений с 5,9 % (63 339 вызовов) за 2020 год до 7,8 % (42 153 звонка) за первое полугодие 2021 года. Большая часть из них (75,3 % в 2020 году) обусловлена необходимостью ускорить прибытие бригады СМП. В Иркутской станции СМП доля повторных звонков выросла с 10,6 % (42 874 вызова) в 2020 году до 15,6 % (33 313 вызовов) в первом полугодии 2021 года;

 

  • увеличилась доля безрезультатных вызовов от общего числа обращений с 5,06 % (или 44 966 вызовов, из них по 13 329 вызовам – больной умер до приезда бригады СМП) в 2020 году до 5,11 % (или 22 024 вызова, из них по 6 095 вызовам – больной умер до приезда бригады СМП) в первом полугодии 2021 года.

 

10. В Госпрограмме целевым показателем оперативности работы СМП и ее доступности является доля выездов бригад СМП со временем доезда до больного менее 20 минут. В 2020 году при ожидаемом результате 90 % он составил 79,6 % по данным формы № 30 и 65,4 % по данным ПК «АДИС» (в доковидном 2019 году – 85 % при плане 89,5 %).

 

При анализе данных формы № 30 и ПК «АДИС» установлены значительные расхождения, что указывает либо на неточность показателей ПК «АДИС», либо на искажение статистических данных формы № 30. Так, согласно форме № 30 в 2020 году выполнено 798 611 вызовов, из них с временем ожидания бригады СМП в течение 20 минут – 79,6 % вызовов, более 1 часа – 7,6 % вызовов, тогда как по данным ПК «АДИС» – выполнено 854 898 вызовов, из них с временем ожидания бригады СМП в течение 20 минут – 65,4 % вызовов, более 1 часа – 14,7 % вызовов. При этом оба источника информации представлены Минздравом области по запросу КСП.

 

Отчет направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области. Копию отчета направили в министерство здравоохранения Иркутской области.