Информация по результатам проведенной экспертизы проекта закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (ПЗ-1005)

09.06.2022

 

1. Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики областного бюджета на 2022 год:

 

  • объем доходов — 245 647 559,6 тыс. р., из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ – 54 554 830,1 тыс. р.;
  •  

  • объем расходов — 267 422 178,2 тыс. р.;
  •  

  • дефицит — 21 774 618,6 тыс. р., или 11,7% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 27 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» одновременно с Законопроектом внесены ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году в связи с уточнением прогнозируемого объема налоговых доходов областного бюджета. Ожидаемые итоги содержат оценку по 15 показателям, между тем ПСЭР (распоряжение Правительства Иркутской области от 22.10.2021 № 633-рп) одобрен по 104 показателям.

 

2. Налоговые и неналоговые доходы предусмотрены в сумме 186 238 458,9 тыс. р., с увеличением от действующей редакции закона о бюджете на 22 834 034,7 тыс. р., в т. ч. налог на прибыль организаций — 86 036 156,4 тыс. р. (увеличен на 20 155 957,4 тыс. р.), налог на доходы физических лиц — 49 316 630,8 тыс. р. (увеличен на 1 747 930,8 тыс. р.).

 

Объем безвозмездных поступлений предлагается к утверждению в сумме 59 409 100,7 тыс. р., с увеличением на 9 999 520,9 тыс. р.

 

3. Расходная часть областного бюджета на 2022 год увеличивается на сумму 45 916 561,0 тыс. р., в т.ч. государственные программы Иркутской области на 46 190 925,5 тыс. р., непрограммные расходы сокращаются на 274 364,5 тыс. р.

 

Бюджетные ассигнования по государственным программам на 2022 год предлагается утвердить в объеме 266 092 447,3 тыс. р., или 99,5% общего объема расходов, непрограммные расходы — 1 329 730,9 тыс. р.

 

4. В разрезе ГРБС наибольшее увеличение бюджетных ассигнований запланировано по: министерству образования Иркутской области (11 047 435,0 тыс. р.), министерству строительства Иркутской области (7 996 091,2 тыс. р.), министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (7 048 526,7 тыс. р.) и по министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (5 894 047,6 тыс. р.).

 

5. Законопроектом предусмотрено увеличение ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области на 800 000,0 тыс. р. за счет перераспределения с иных мероприятий государственных программ Иркутской области.

 

6. Верхний предел государственного внутреннего долга Иркутской области на 1 января 2023 года предусмотрен Законопроектом в сумме 36 303 116,2 тыс. р., в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Иркутской области – 0 тыс. р.

 

7. Пунктом 1 статьи 19 Закона о бюджете установлено, что авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 50 млн. р. и более, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из областного бюджета, подлежат казначейскому сопровождению.

 

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 1 постановления Правительства № 110-пп определено, что в отношении контрактов, заключаемых на сумму от 500 млн. р. до 1 млрд. р. и контрактов, заключаемых на сумму от 100 млн. р. до 1 млрд. р. и условиями которых предусмотрена выплата аванса, предусмотрено обязательное банковское сопровождение.

 

Согласно ст. 242.27 Бюджетного кодекса РФ средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на основании, в том числе, государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат казначейскому сопровождению.

 

Однако в пункте 1 статьи 19 Закона о бюджете такого исключения не содержится, в связи с чем, возможность банковского сопровождения исполнения государственных контрактов фактически исключена.

 

Таким образом, существует неурегулированность норм по применению случаев банковского и казначейского сопровождения контрактов. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть дополнение пункта 1 статьи 19 Закона о бюджете в части исключения из перечня средств по государственным контрактам, в отношении которых предусмотрено требование об обязательном банковском сопровождении, а также одновременного уточнения положений Постановления № 110-пп.

 

8. Текстовой частью Законопроекта предлагается уточнить отдельные нормы ст. 19, касающиеся исключения из перечня казначейского сопровождения. Вносятся уточнения в абзац 4 статьи 19, который будет иметь следующее содержание:

 

«4) субсидии, предоставляемые в соответствии со ст. 78 и ст. 78.1 БК РФ:

 

… на реализацию мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, за исключением мероприятий, связанных с производством и (или) переработкой (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, а также мероприятий, направленных на развитие фонда микрокредитования и системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;».

 

Включение в абзац трижды слова «мероприятий» может толковаться как новое основание для казначейского сопровождения, так и его исключение из перечня мероприятий, не согласуется с положениями ст. 20 Закона от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах и правотворческой деятельности в Иркутской области», согласно которой тексты правовых актов области должны обеспечивать доступность их понимания и исключать их неоднозначное толкование. В этой связи, данная формулировка Законопроекта требует уточнения.

 

9. Законопроектом исключаются из перечня казначейского сопровождения средства, направляемые на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда развития промышленности.

 

Предлагается рассмотреть вопрос об уточнении положений Закона «О бюджетном процессе в Иркутской области», предусмотрев нормы о том, что при казначейском сопровождении получатели средств из областного бюджета вправе размещать средства на депозитах, а также в иные финансовые инструменты, если такая возможность предусмотрена нормативным правовым актом и (или) договором (соглашением) о предоставлении средств из областного бюджета, в случае осуществления ими деятельности:

 

  • по ипотечному кредитованию;
  •  

  • направленной на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы поручительств и независимых гарантий по основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах обязательствам СМСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру их поддержки;
  •  

  • по предоставлению финансовой поддержки (займов) субъектам деятельности в сфере промышленности.

 

10. Законопроектом предусмотрены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета «15) перераспределение бюджетных ассигнований в целях финансового обеспечения реализации мероприятий, связанных с предупреждением распространения и устранением негативных последствий коронавирусной инфекции.», что требует дополнительного обоснования в условиях снижения темпов распространения инфекции.

 

11. Согласно пункту 4 статьи 10 Устава Иркутской области Иркутская область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы Иркутской области и иные нормативные правовые акты Иркутской области подлежат приведению в соответствие с федеральным законом в течение трех месяцев. Вместе с тем, на дату проведения экспертизы Закон № 2-ОЗ не приведен в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ . Размеры окладов и иных составляющих денежного содержания ГГС до настоящего времени не пересмотрены, также не изменен порядок (размер) формирования фонда оплаты труда.

 

12. Объем бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы «Развитие здравоохранения» на 2022 год увеличен на 1 966 259,3 тыс. р., или на 5,4 %, в том числе средства областного бюджета увеличены на 1 418 011,4 тыс. р., средства из федерального бюджета – на 548 247,9 тыс. р., из них 261 456,7 тыс. р. – возврат не использованных в 2021 году остатков федеральных средств. Доля расходов на Госпрограмму в общем объеме расходов областного бюджета сократилось с 16,3 % до 14,2 %.

 

Значительное увеличение расходов за счет областных средств, в основном, сложилось по расходам на оплату труда работникам подведомственных учреждений (на 841 504,5 тыс. р.), приобретение лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения в рамках Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 106-оз (на 400 505,7 тыс. р.), санитарную авиацию (на 138 381,2 тыс. р.), приобретение расходных материалов и холодильной камеры для хранения компонентов крови для ОГБУЗ «Иркутская областная станция переливания крови» (143 568,6 тыс. р.).

 

13. Потребность средств на оплату труда работников учреждений здравоохранения обеспечена не в полном объеме. Для обеспечения достижения целевых показателей, индексации окладов с 1 марта 2022 года на 4 % дополнительно требуется около 157 млн. р. Кроме того, в связи с увеличением МРОТ с 1 июня 2022 года на 10 % дополнительно требуется около 6,1 млн. р.

 

14. Рекомендации в сфере здравоохранения, установленные постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30.11.2021 № 49/7а-ЗС, учтены частично. ОГБУЗ «Братская городская больница № 3» выделена субсидия на приобретение системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела в сумме 51 290 тыс. р. и капитальный ремонт помещений под ее размещение в сумме 5 195,3 тыс. р.

 

Не исполнены рекомендации по выделению средств на создание гемодиализных центров, в том числе в муниципальном образовании город Усть-Илимск; разработке «дорожной карты» по вопросу оснащения в 2022-2024 годах государственных учреждений здравоохранения в Иркутской области аппаратами МРТ и МСКТ, маммографами, эндоскопическим и иным оборудованием.

 

15. Ассигнования на мероприятия, связанные с коронавирусной инфекцией, увеличены за счет средств из федерального бюджета на 286 791,2 тыс. р. и составили 705 291,2 тыс. р.

 

За счет средств областного бюджета расходы снижены на 1 354,1 тыс. р. и перемещены между мероприятиями (сокращены средства на приобретение медицинского оборудования на 137 949,2 тыс. р., исключены расходы на закупку средств индивидуальной защиты на сумму 66 413,8 тыс. р., включены новые расходы на автоматизацию единой службы оперативной помощи гражданам по номеру «122» в сумме 7 887,5 тыс. р., на модернизацию системы медицинского газоснабжения в сумме 35 000 тыс. р., и др.).

 

16. Имеется не обеспеченная финансированием потребность по ряду мероприятий:

 

  • на проведение работ по оснащению и благоустройству территории фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, возводимых в 2022 году в рамках Региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения, в сумме 110 600 тыс. р. (на благоустройство и оснащение 9 ФАПов и 3 врачебных амбулаторий, оснащение 17 ФАПов и 6 врачебных амбулаторий). За счет средств Региональной программы (95 % федеральные средства) не предусмотрено оснащение и благоустройство территории, необходимые в том числе для получения лицензии на медицинскую деятельность.
  •  

  • на санитарную авиацию расходы в Законопроекте увеличены на 138 381,2 тыс. р. (на 1 435 летных часов) Для доведения количества летных часов до уровня 2021 года (2 180 часов) и с учетом удорожания стоимости летного часа необходимо дополнительно еще 36 314,6 тыс. р. (за первый квартал 2022 года выполнено 622 летных часа).
  •  

  • на иммунопрофилактику расходы в Законопроекте не изменились (126 709,5 тыс. р., или 57,6 % от потребности). Исходя из представленных данных Минздрава, на 2022 год необходимо дополнительно закупить 38 тыс. доз вакцины для профилактики пневмококковых инфекций (дети в возрасте от 2 до 5 лет, лица, подлежащие призыву на военную службу, взрослые старше 60 лет из групп риска), 50 тыс. доз для профилактики гриппа, 20 тыс. доз для профилактики клещевого энцефалита (дети дошкольного возраста и дети временных организованных коллективов), 2 тыс. доз для иммунизации антирабической вакциной, всего на сумму 93 250,8 тыс. р.
  •  

  • на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, ассигнования в Законопроекте не изменились и предусмотрены ниже уровня 2021 года на 12,3 % (2022 год – 1 114 072,1 тыс. р., из них областные средства – 902 300,6 тыс. р.; 2021 год – 1 270 215 тыс. р., из них областные средства – 1 069 982,8 тыс. р.). Вместе с тем, нуждаемость в высокотехнологичной медицинской помощи ежегодно растет. Исходя из заявок медицинских организаций и данных Минздрава имеется дополнительная потребность в сумме 211 853,5 тыс. р. Так, ГБУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница» необходимо 63 828,6 тыс. р. на увеличение квот на 154 чел.

 

17. Расходы на обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих в медицинских организациях, учредителем которых является Минздрав, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличены с 5 371,6 тыс. р. до 15 371,6 тыс. р. Объем выделенных средств (10 000 тыс. р.) недостаточен, только для погашения уже имеющейся кредиторской задолженности на момент проведения настоящей экспертизы необходимо 14 817,9 тыс. р. По предварительному расчету Минздрава, с целью недопущения задолженности перед сотрудниками подведомственных учреждений требуется дополнительно около 95,6 млн. р.

 

КСП области отмечает, что из-за недостаточного финансирования данных расходов из областного бюджета отдельными медицинскими организациями они неправомерно оплачивались за счет средств обязательного медицинского страхования. В силу требований ст. 31 БК РФ направление средств ОМС на эти цели недопустимо, так как данные компенсации, установленные Законом Иркутской области от 04.12.2008 № 102-оз для граждан, работающих в государственных учреждениях Иркутской области, к которым относятся и медицинские организации, подведомственные Минздраву, являются расходным обязательством Иркутской области, подлежащим исполнению за счет средств областного бюджета.

 

18. Минздравом при наличии высокой потребности в капитальном ремонте объектов здравоохранения средства в сумме 10 817,2 тыс. р., выделенные на эти цели, на дату экспертизы не распределены медицинским организациям. Указанные средства министерство планирует перераспределить на другую Госпрограмму «Развитие образования» для капитального ремонта образовательных организаций (административного и учебного корпусов ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж», главного корпуса ОГБПОУ «Черемховский медицинский колледж»).

 

19. Перенесен с 2022 года на 2023 год срок проведения проектно-изыскательских работ по 4 объектам здравоохранения на общую сумму 56 125,2 тыс. р. (2 поликлиники Иркутского района в с. Хомутово и в р. п. Маркова, детская поликлиника ОГБУЗ «Больница г. Свирска», инфекционное отделение ОГБУЗ Иркутская областная инфекционная клиническая больница в г. Иркутске) и на предпроектные работы «Больничный комплекс ОГБУЗ «Усть-Удинская районная больница» на сумму 600 тыс. р.

 

Следует отметить, что проектные работы по поликлиникам в п. Маркова и детской поликлиники в с. Хомутово ОГБУЗ «Иркутская районная больница» необходимо завершить в 2023 году, поскольку их строительство включено на 2024-2025 годы в Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения.

 

20. Законопроектом на 2023 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 14 400 тыс. р. на разработку проектной документации на реконструкцию объекта по адресу: г. Иркутск, ул. Чайковского, 2а (бывший санаторий «Подснежник»). Планируется проведение обследования объекта, актуализация проектно-изыскательских работ, разработка проектной документации по усилению конструкций, перепланировке, установке лифтов, и др. КСП неоднократно обозначала проблему, что данный объект высокой степени готовности уже более 4 лет простаивает. Вместе с тем, областной бюджет несет расходы на его охрану и отопление, только за последние три года (2019-2021 гг.) они составили 1,15 млн. р.

 

21. Для организаций, подведомственных Минобразования, не обеспеченная финансированием расчетная потребность по оплате заработной платы с начислениями работникам с учетом повышения с 01.03.2022 должностных окладов на 4%. снизилась, но продолжает сохраняться в объеме 299 959,3 тыс. р.

 

22. Повышение с 01.06.2022 МРОТ на 10% в Законопроекте не нашло отражения, требуется анализ и расчеты дополнительного объема ассигнований на выплату заработной платы с начислениями в сфере образования.

 

23. Распределение муниципальным образованиям субвенций на обеспечение госгарантий на образование произведено в отсутствие правового регулирования. Методики распределения не утверждены и представлены лишь в составе документов к законопроекту. Объемы субвенций на обеспечение госгарантий на получение дошкольного образования распределены некорректно, поскольку при распределении учтена численность дошкольников по данным официальной статистики по состоянию на 1 января 2022 года, которая не применялась при установлении норматива. Кроме этого учтено изменение структуры контингента воспитанников дошкольного образования в разрезе направленностей образовательных программ, что является основанием корректировки нормативов, так как в основу расчета значений нормативов в соответствии с Методикой, утвержденной Законом области № 45-ОЗ, положена структура контингента обучающихся.

 

Отмеченные недостатки стали следствием неурегулированности отношений, связанных с формированием объемов субвенций, изменением нормативов и изменением объемов субвенций, что требует незамедлительных действий соответствующих органов государственной власти по приведению отношений по финансовому обеспечению госгарантий на образование в стройную систему.

 

24. В рамках РП «Современная школа» в отсутствие правовых оснований предусмотрены дополнительно ассигнования на строительство СОШ в с. Грановщина Иркутского района в сумме 9 600,0 тыс. р. на основании обращения Иркутского районного МО о восстановлении средств местного бюджета, оплаченных в 2021 году. Объем средств должен быть исключен, поскольку бюджетным законодательством не допускается предоставление муниципальным образованиям субсидий на компенсацию затрат на строительство объектов капитального строительства, ранее понесенных за счет средств местного бюджета.

 

25. Финансирование предоставления академических и социальных выплат, стипендий студентам учреждений среднего профессионального образования с учетом предлагаемого Законопроектом увеличения ассигнований расчетно обеспечены не в полном объеме, только на 10 – 10,7 календарных месяцев года.

 

26. Средства в сумме 35 006,5 тыс. р. на организацию и проведение на территории области отборочных соревнований для участия в Финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в рамках РП «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России») (Иркутская область)» предусмотрены в отсутствие правовых актов, определяющих расходные обязательств Иркутской области, а также в отсутствие мероприятия в паспорте РП.

 

27. В истекший период не приняты соответствующие правовые акты об увеличении размера стипендий обучающимся в СПО, размера компенсационных выплат на питание студентам в организациях СПО; субсидий местным бюджетам на оснащение инженерно-техническими средствами зданий и территорий МО в целях обеспечения антитеррористической безопасности. Не решен вопрос об увеличении стоимости бесплатного питания обучающимся в учреждениях СПО по рабочим профессиям. Нормы обеспечения бесплатным питанием отдельных категорий слушателей и студентов СПО, предусмотренные постановлением Правительства Иркутской области № 676-пп и включающие перечень отдельных продуктов (6 позиций) в натуральном выражении, не согласуются с требованиями СанПиН по формированию меню с учетом необходимого количества основных пищевых веществ, других факторов.

 

Нормы расходов на бесплатное питание отдельных категорий студентов и слушателей организаций СПО в стоимостном выражении установлены значительно ниже норм расходов на бесплатное питания учащихся старших классов общеобразовательных организаций, входящих в ту же возрастную группу (16-18 лет).

 

Соответственно, бюджетные ассигнования на увеличение размеров стипендий и норм расходов на питание Законопроектом не предусмотрены.

 

28. При сохраняющейся потребности увеличения финансирования мероприятий РФ «Успех каждого ребенка» по ремонту спортивных залов общеобразовательных организаций, объем финансирования не изменен и остался на уровне 132 322,7 тыс. р.

 

29. Предлагаемое Законопроектом в рамках ПП «Отходы производства и потребления» финансирование РП «Сохранение озера Байкал» на проведение мероприятий по понижению уровня надшламовых вод в картах-накопителях полигонов «Солзанский» и «Бабхинский», в объеме 121 740,5 тыс. р., в том числе за счет федерального бюджета 120 523,0 тыс. р., за счет областного бюджета 1 217,5 тыс. р., не согласуется с нормами бюджетного и иного законодательства.

 

Бюджетные ассигнования, основным источником финансирования которых являются средства, выделенные из резервного фонда Правительства РФ» в целях предупреждения угрозы загрязнения озера Байкал, предусмотрены в областном бюджете в отсутствие расходных обязательств, что не соответствует ст. ст. 14,65, 85 Бюджетного кодекса РФ. Режим «Чрезвычайная ситуация», «Повышенная готовность» регионального или межмуниципального уровня в Иркутской области в связи с угрозой загрязнения озера Байкал надшламовыми водами ОАО «БЦБК» не объявлен, иной правовой акт, определяющий необходимость проведения мероприятий по предотвращению загрязнения озера Байкал, не принят. Защита озера Байкал от негативного воздействия отходов ОАО «БЦБК» входит в круг полномочий федеральных органов в силу того, что озеро является водным объектом федеральной собственности.

 

Отражение бюджетных ассигнований по разделу/подразделу 0602 «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» классификации расходов бюджетов указывает на то, что расходы запланированы не в рамках предотвращения угрозы чрезвычайной ситуации. При этом у органов государственной власти Иркутской области отсутствуют полномочия по реализации мероприятия, направленного на сбор и удаление отходов с объектов ОАО «БЦБК». Мероприятие не соответствует целям, задачам и показателям регионального и федерального проекта.

 

30. Предлагаемое Законопроектом в рамках ПП «Отходы производства и потребления» уменьшение ассигнований на 27 270,2 тыс. р. (до 48 069,8 тыс. р.) на ликвидацию несанкционированного складирования отходов на землях лесного фонда в части незаконтрактованных расходов преждевременно, принимая во внимание необходимость решения проблем с наличием несанкционированных свалок на землях лесного фонда, при наличии судебных решений о понуждении министерства лесного комплекса к принятию мер, процессный характер работ по ликвидации свалок, требующий значительных временных затрат при отсутствии правового регулирования этих отношений и практики реализации таких мероприятий.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области.