Информация по результатам контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при планировании и использовании в 2019-2021 годах бюджетных средств на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов»

30.09.2022

 

Объекты контрольного мероприятия:

 

  • Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области;
  •  

  • Администрация муниципального образования «Усть-Илимский район»;
  •  

  • Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»;
  •  

  • Администрация муниципального образования «город Усолье-Сибирское»;
  •  

  • Администрация муниципального образования «Нукутский район».

 

1. В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, в Комплексной стратегии обращения с ТКО обращено внимание на проблему учета объемов и видов ТКО, отмечена необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду; обеспечения экологически безопасного обращения с отходами.

 

2. Согласно Территориальной схеме обращения с отходами в Иркутской области по состоянию на 2019 год выявлено 990 свалок на площади около 2,8 тыс. га, по состоянию на 2021 год значилось 608 свалок на площади около 1,72 тыс. га.

 

Несмотря на то, что с 2019 года внедрена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, путем создания мест (площадок) накопления ТКО и организации вывоза их в места законного хранения отходов, свалки продолжают возникать, по данным Министерства ежегодно выявляется от 38 до 69 единиц новых свалок, по данным муниципальных образований незаконных свалок образуется гораздо больше.

 

За 2019-2021 годы с привлечением средств областного бюджета ликвидировано 58 свалок. На 2022 год предусмотрены ассигнования на ликвидацию 59 свалок. Большое количество свалок ликвидируют органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов.

 

В числе основных условий образования несанкционированных свалок, по мнению администраций муниципальных образований, являются отсутствие инфраструктуры, в том числе мусороперерабатывающих заводов, оборудованных мест (площадок) под накопление ТКО, организованного вывоза мусора, невозможность полной утилизации отходов в сельской местности и низкий уровень экологического воспитания населения.

 

экологического воспитания населения.
По мнению Службы государственного экологического надзора, образование несанкционированных свалок свидетельствует о недостаточно эффективном исполнении полномочий органами местного самоуправления в рамках участия в организации деятельности по накоплению, сбору, в том числе раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению, которое включает отсутствие в полном объеме:

 

  • мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства;
  •  

  • мероприятий по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  •  

  • мероприятий по муниципальному земельному контролю, установлению лиц, допустивших нарушения и применению мер административного воздействия.

 

3. Контрольное мероприятие выявило проблему разграничения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

 

4. Как показало контрольное мероприятие, фактически осуществлялась ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а не твердых коммунальных отходов.

 

5. Мероприятие «Субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронение) твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест размещения отходов» в государственной программе Иркутской области «Охрана окружающей среды» предусмотрено в рамках основного мероприятия «Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды» подпрограммы «Отходы производства и потребления».

 

За проверяемый период объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Законами об областном бюджете на соответствующий год, составил 222 365,4 тыс. р., в том числе: 2019 – 43 711,2 тыс.р; 2020 – 80 000,0 тыс. р.; 2021- 98 654,2 тыс. р.

 

Средства субсидий в 2019 году освоены муниципальными образованиями на 60,3%, остаток неосвоенных средств составил 17 359,8 тыс.р. В 2020 году субсидии освоены в объеме 79 310,0 тыс. р.; в 2021 году остаток неосвоенных средств составил 72,2 тыс. р.

 

6. Контрольное мероприятие показало, что в муниципальных образованиях, являющихся получателями субсидий на реализацию мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, расходные обязательства вопреки нормам Бюджетного кодекса РФ (статьи 6, 15, 65, 86) не приняты, что обусловлено также отсутствием соответствующих условий в Положении № 741-пп.

 

7. Целевой показатель подпрограммы «Отходы производства и потребления» — «Доля ликвидированных мест несанкционированного размещения ТКО к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения ТКО» не соответствует требованиям достоверности, установленным Положением № 282-пп, когда способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга. Методикой расчета показателя не предусмотрен источник информации о количестве выявленных и ликвидированных свалок. Как отмечено по результатам контрольного мероприятия, официальная статистика отсутствует.

 

Отчет по результатам КМ направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области, прокуратуру Иркутской области..

 

Также в Правительство Иркутской области, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области, Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру направлены информационные письма.

 

По информации Правительства Иркутской области, предложения КСП по внесению изменений в правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации несанкционированных свалок в рамках полномочий ОМС по организации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению благоустройства населенного пункта и другие будут проработаны в срок до 20.12.2022.