Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-июнь 2023 года», проведенного на основании пункта 18 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

29.09.2023

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области.

 

Основные выводы по результатам оперативного анализа исполнения бюджета ТФОМС за январь-июнь 2023 года

 

За январь-июнь 2023 года доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее – ТФОМС, или Территориальный фонд) исполнены на 49,9 %, при годовом плане 55 006 820,9 тыс. р. поступило 27 437 845,7 тыс. р. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), поступившая в объеме 27 095 988,6 тыс. р. (или 50 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98,8 %.

 

На 01.07.2023 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 2 382 427,6 тыс. р. показатели, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС на 2023 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено включением остатков неиспользованных средств 2022 года в сумме 2 167 839,5 тыс. р. и распределением на 2023 год иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на общую сумму 214 588 тыс. р. (из них на формирования нормированного страхового запаса ТФОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 214 114,9 тыс. р., на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров – 473,1 тыс. р.).

 

Расходы бюджета ТФОМС за январь-июнь 2023 года составили 26 900 036,1 тыс. р., или 46,9 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (57 389 248,5 тыс. р.).

 

Из них средства в объеме 26 627 633,2 тыс. р. (или 99 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:

 

  • 2 118 337,6 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2022 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2022 года, возвращенного ФФОМС в январе 2023 года на те же цели;
  •  

  • 361 062,7 тыс. р. – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области.

 

На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за январь-июнь 2023 года направлено 48 865 тыс. р. с учетом возвратов средств, осуществленных медицинскими организациями, что составляет 22,8 % от годовых назначений (214 114,9 тыс. р.).

 

Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в первом полугодии 2023 года составили 91 тыс. р. с учетом возвратов средств, осуществленных медицинскими организациями, что составляет 19 % от годовых назначений (478,7 тыс. р. с учетом остатка 2022 года в объеме 5,6 тыс. р., возвращенного ФФОМС в 2023 году на те же цели).

 

В связи с распределением из бюджета ФФОМС иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение указанных расходов бюджета ТФОМС КСП области рекомендует Минздраву области совместно с Территориальным фондом принять необходимые меры по внесению соответствующих изменений в государственную программу Иркутской области «Развитие здравоохранения».

 

За первое полугодие 2023 года расходы на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования составили 15 992 тыс. р., что составляет 6 % от годовых назначений (264 439,7 тыс. р.). За счет указанных средств приобретен аппарат УЗИ с набором датчиков для ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница (на сумму 7 952 тыс. р.) и 3 аппарата искусственной вентиляции легких педиатрических для ОГБУЗ «Усольская городская больница» (на сумму 8 040 тыс. р.).

 

КСП области отмечает, что утвержденный Минздравом области План мероприятий на 2023 год (в ред. от 21.06.2023) включает 7 мероприятий (по приобретению 10 единиц медицинского оборудования) на сумму 75 969,2 тыс. р. Между тем, уточненной сводной бюджетной росписью бюджета ТФОМС на эти цели предусмотрено 264 439,7 тыс. р. (из них 49 496,4 тыс. р. – за счет остатков 2022 года). Бюджетные ассигнования в объеме
188 470,5 тыс. р. (или 71,3 % от годовых назначений) не распределены. Для полного освоения средств, предусмотренных на реализацию данных мероприятий, требуется принятие действенных мер со стороны всех участников.

 

На начало 2023 года средства нормированного страхового запаса, предоставленные ТФОМС медицинским организациям в 2022 году в рамках реализации Плана мероприятий 2022 года, в полном объеме не использованы тремя медицинскими организациями. Остаток средств на 01.01.2023, образовавшийся на лицевых счетах указанных организаций, составил 255 787,4 тыс. р., который в 2023 году направлен:

 

  • в объеме 219 843,3 тыс. р. поставщикам для оплаты 17 ед. медицинского оборудования, поставленного в 1 полугодии 2023 года по заключенным в 2022 году контрактам;
  •  

  • в объеме 5 985,7 тыс. р. в бюджет ТФОМС в связи с расторжением контракта на поставку аппарата УЗИ с набором датчиков по решению ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница по причине поставки оборудования с характеристиками, не соответствующими условиям контракта.

 

Средства в объеме 29 958,4 тыс. р., оставшиеся на 01.07.2023 у ГБУЗ Иркутская ордена «Знак Почета» областная клиническая больница, на дату утверждения настоящего заключения фактически больницей использованы на оплату 5 аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных, поставленных по заключенному в 2022 году контракту (по информации медицинской организации аппараты ИВЛ поставлены 09.06.2023, приняты больницей 07.07.2023, оплачены 11.07.2023).

 

Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, за 2 квартал 2023 года сократился на 198,3 млн. р. (с 3 377,5 млн. р. до 3 179,2 млн. р.). Просроченная кредиторская задолженность на 01.04.2023 имелась у одного областного государственного учреждения (ОГАУЗ «Ангарская городская больница») на сумму 35,3 млн. р., на 01.07.2023 – у четырех областных государственных учреждений (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», ОГБУЗ «Куйтунская районная больница», ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 15», ОГБУЗ «Районная больница г. Бодайбо») на общую сумму 44,9 млн. р.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.