Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения местных бюджетов городских округов, муниципальных районов, поселений, а также состояние бюджетов муниципальных образований за январь-июнь 2023 года», проведенного на основании пункта 19 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год.

04.10.2023

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: министерство финансов Иркутской области.

 

Основные выводы

 

За I полугодие 2023 года исполнение местных бюджетов составило по доходам – 72 687 769,8 тыс. р. (45,1 % от плана), по расходам – 71 468 547,1 тыс. р. (42,3 % от плана). Профицит сложился в размере 1 219 222,7 тыс. р.

 

Поступление доходов местных бюджетов за I полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5 821 977,4 тыс. р. (8,7 %), расходы увеличились на 6 466 619,6 тыс. р. (9,9 %).

 

По отдельным муниципальным образованиям за январь-июнь 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается сокращение поступлений по доходам: Нижнеудинский район (на 28,3 %); Шелеховский район (на 14,8 %); Бодайбинский район (на 8,9 %); Киренский район (на 8,4 %); Казачинско-Ленский район (на 5,2 %); Усть-Удинский район (на 5,2 %); Эхирит-Булагатский район (на 4,9 %); Мамско-Чуйский район (на 4,4 %); Баяндаевский район (на 2,9 %); Усть-Кутский район (на 2,3%).

 

Налоговые и неналоговые доходы по состоянию на 01.07.2023 исполнены в объеме 21 863 330,2 тыс. р. или 46,9 % от утвержденных назначений (46 599 411,2 тыс. р.). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 2 564 545,9 тыс. р. или на 13 %. Отмечено увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 1 145 279,3 тыс. р. или на 10 %), по налогам на совокупный доход (на 692 944,1 тыс. р. или на 25 %) при одновременном сокращении поступлений земельного налога (на 133 171,0 тыс. р. или на 13 %), налога на имущество физических лиц (на 45 834,6 тыс. р. или 49 %).

 

Исполнение доходной части местных бюджетов по безвозмездным поступлениям за январь-июнь 2023 года составило 50 824 439,6 тыс. р. или 44,4 % от утвержденных назначений (114 549 730,9 тыс. р.). Объем безвозмездных поступлений за I полугодие 2023 года увеличился по сравнению аналогичным периодом 2022 года на 3 257 431,5 тыс. р. (6,4%).

 

Расходы местных бюджетов по состоянию на 01.07.2023 составили 71 468 547,1 тыс. р. или 42,3% от плановых назначений (169 102 559,3 тыс. р.). Наибольшую долю расходной части местных бюджетов составляют расходы по разделам классификации расходов бюджетов: «Образование» (53,9%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (14,6%), «Национальная экономика» (11,3%).

 

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы местных бюджетов за I полугодие 2023 года увеличились на 6 466 619,6 тыс. р. или на 10%. При этом значительно возросли расходы (в % отношении) по разделам классификации расходов бюджетов: «Национальная экономика» (на 49%), «Физическая культура и спорт» (на 27%), «Культура, кинематография» (на 20%).

 

Расходы на содержание органов местного самоуправления (ОМСУ) утверждены на 2023 год в объеме 14 571 524,4 тыс. р., что выше плановых назначений на 2022 год на 899 629,2 тыс. р. или на 6,6% (2022 год – 13 671 895,2 тыс. р.). За I полугодие 2023 года расходы на содержание ОМСУ составили 7 261 591,8 тыс. р., или 49,8% от плановых назначений. Фонд оплаты труда муниципальных органов по состоянию на 01.07.2023 сложился в сумме 5 024 477,9 тыс. р., или 51,9% от плана.

 

Расходы дорожных фондов на 2023 год предусмотрены в сумме 7 827 919,5 тыс. р., исполнены на 01.07.2023 в сумме 1 890 398,7 тыс. р. или 24,1 % к плану. Более 50% от общего объема расходов дорожного фонда планируется в 2023 году направить на капитальный ремонт и ремонт сети автомобильных дорог (утверждено – 3 949 803,1 тыс. р., исполнено на 01.07.2023 – 671 053,4 тыс. р.). На содержание автомобильных дорог в 2023 году предусмотрено 2 354 404,0 тыс. р. (30,1%), исполнено на 01.07.2023 – 742 129,3 тыс. р.

 

Объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по состоянию на 01.07.2023 составил 332 745,6 тыс. р., из которой 31 479,5 тыс. р. -задолженность по оплате коммунальных услуг. Задолженность по выплате заработной платы и платежам во внебюджетные страховые фонды на 01.07.2023 отсутствует. Объем просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2023 больше аналогичного показателя за 2022 год на 149 558,5 тыс. р. или 81,6%. Существенное увеличение задолженности наблюдается в бюджетах городских поселений (увеличение в 3,3 раза).

 

По итогам I полугодия 2023 года местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 1 219 222,7 тыс. р. при плановом размере дефицита 6 387 870,5 тыс. р.

 

За I полугодие 2023 года привлечено кредитов кредитных организаций в сумме 470 000,0 тыс. р. (12,5% от запланированного на 2023 год объема), бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы РФ — в сумме 426 641,7 тыс. р. (12,5% от запланированного на 2023 год объема).

 

Объем долга муниципальных образований Иркутской области по состоянию на 01.07.2023 составил 6 919 490,9 тыс. р., в том числе по кредитам кредитных организаций — 3 469 567,6 тыс. р., по бюджетным кредитам — 3 442 123,3 тыс. р., по муниципальным гарантиям — 7 800,0 тыс. р.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.