Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-сентябрь 2023 года», проведенного на основании пункта 18 раздела III плана деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области на 2023 год

26.10.2023

 

Объекты экспертно-аналитического мероприятия: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области.

 

Основные выводы по результатам оперативного анализа исполнения бюджета ТФОМС за январь-сентябрь 2023 года

 

За январь-сентябрь 2023 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 74,9 %, при годовом плане 55 006 820,9 тыс. р. поступило 41 179 529,6 тыс. р. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 40 643 982,9 тыс. р. (или 75 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98,7 %.

 

На 01.10.2023 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 2 382 427,6 тыс. р. показатели, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС на 2023 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено перераспределением бюджетных ассигнований между группами видов расходов целевой статьи расходов «Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации» по разделу 01 00 «Общегосударственные вопросы», включением остатков неиспользованных средств 2022 года в сумме 2 167 839,5 тыс. р. и распределением на 2023 год иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ на общую сумму 214 588 тыс. р. (из них на формирования нормированного страхового запаса ТФОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала – 214 114,9 тыс. р., на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров – 473,1 тыс. р.).

 

Расходы бюджета ТФОМС за январь-сентябрь 2023 года составили 39 721 595,6 тыс. р., или 69,2 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (57 389 248,5 тыс. р.).

 

Из них средства в объеме 39 248 625,9 тыс. р. (или 98,8 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:

 

  • 2 118 337,6 тыс. р. – на оплату оказанной в декабре 2022 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2022 года, возвращенного ФФОМС в январе 2023 года на те же цели;
  •  

  • 558 206,4 тыс. р. – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области.

 

На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за январь-сентябрь 2023 года направлено 70 871,8 тыс. р. с учетом возвратов средств, осуществленных медицинскими организациями, что составляет 33,1 % от годовых назначений (214 114,9 тыс. р.).

 

Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения по итогам
9 месяцев 2023 года составили 166,4 тыс. р. с учетом возвратов средств, осуществленных медицинскими организациями, что составляет 34,8 % от годовых назначений (478,7 тыс. р. с учетом остатка 2022 года в объеме 5,6 тыс. р., возвращенного ФФОМС в 2023 году в бюджет ТФОМС на те же цели).

 

За 9 месяцев 2023 года расходы ТФОМС на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования составили 58 396,8 тыс. р., что составляет 22,1 % от годовых назначений (264 439,7 тыс. р.). Указанные средства предоставлены 6 медицинским организациям на приобретение 9 ед. медицинского оборудования, за счет которых приобретен аппарат рентгенотелевизионный передвижной для ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 3» (18 250 тыс. р.); 2 транспортируемых рентгеновских аппарата для ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 1» (15 435,5 тыс. р.); аппарат УЗИ с набором датчиков для ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница (7 952 тыс. р.); автоматический проектор знаков для ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 11» (114,2 тыс. р.) и 3 аппарата искусственной вентиляции легких педиатрических для ОГБУЗ «Усольская городская больница» (8 040 тыс. р.). Средства в объеме 8 605,2 тыс. р., предоставленные ОГАУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 9» на приобретение аппарата маммографического, больницей на 01.10.2023 не использованы.

 

Утвержденный Минздравом области План мероприятий на 2023 год (в ред. от 28.09.2023) включает 27 мероприятий на сумму 252 497 тыс. р. (из них 1 мероприятие по повышению квалификации, 25 – по приобретению 29 единиц медицинского оборудования для 15 медицинских организаций, 1 – по ремонту медицинского оборудования). По состоянию на 01.10.2023 нераспределенными остаются бюджетные ассигнования в объеме 11 942,7 тыс. р. (или 4,5 % от годовых назначений).

 

Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, за 3 квартал 2023 года увеличился на 34,1 млн. р. (с 3 179,2 млн. р. до 3 213,3 млн. р.). За указанный период с 194 510,4 тыс. р. до 361 187,1 тыс. р. (почти в 2 раза) увеличился объем просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций. Если на 01.07.2023 просроченная кредиторская задолженность имелась у 4 областных государственных учреждений (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 15», ОГБУЗ «Куйтунская районная больница», ОГБУЗ «Районная больница г. Бодайбо») на общую сумму 44,9 млн. р., то на 01.10.2023 такая заложенность имеется уже у 11 областных государственных учреждений (ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1», ОГБУЗ «Районная больница г. Бодайбо», ОГАУЗ «Железногорская районная больница», ОГБУЗ «Усольская городская больница», и др.) на общую сумму 188,1 млн. р.

 

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.