Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет

22.03.2022

Flag-map_of_Irkutsk_Oblast.svgО результатах контрольного мероприятия в части соблюдения законодательства при формировании и реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», законности и эффективности (экономности и результативности) расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта в 2019-2020 годах и истекшем периоде 2021 года в рамках подпрограммы «Дошкольное, общее и дополнительное образование» ГП Иркутской области «Развитие образования» доложила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Лариса Мулярова на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области под руководством Тимура Сагдеева.
 
В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Законодательного Собрания, а также представители министерства образования Иркутской области, министерства строительства Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований «Тайшетский район» и «Боханский район».
 
Для реализации регионального проекта Правительством Иркутской области с Министерством просвещения РФ 26.01.2019 заключено Соглашение о реализации регионального проекта и три Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые в период реализации проекта неоднократно изменялись в части показателей, результатов, перечня объектов строительства (приобретения), сроков строительства, объемов финансирования, в очередной раз, в декабре 2021 года. Результатом реализации регионального проекта является создание дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.
 
Региональный проект и подпрограмма «Дошкольное, общее и дополнительное образование», в рамках которой он реализуется, не согласованы между собой в части задач, целевых показателей, показателей и результатов, что, в том числе, стало следствием недостаточного правового регулирования отношений, связанных с формированием и реализацией региональных проектов.
Перечень объектов, строительство (приобретение) которых влияет на достижение результатов регионального проекта в части создания дополнительных мест в дошкольных организациях, предусмотренный Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета и в ГП «Развитие образования», тоже не согласуются между собой.
 
За результаты регионального проекта в части создания мест в дошкольных учреждениях отвечает министерство образования Иркутской области, министерство строительства в региональном проекте не обозначено в качестве исполнителя. В то же время, по мероприятию «Оказание содействия муниципальным образованиям Иркутской области в реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» в ГП «Развитие образования», от реализации которого зависит достижение результатов и показателей регионального проекта, ответственным исполнителем и главным распорядителем средств бюджета, является министерство строительства Иркутской области.
 
Следствием несогласованности действий двух органов исполнительной власти области по формированию объектов регионального проекта и их исполнению являются неоднократные и несвоевременные корректировки перечня объектов и результатов проекта.
Формирование перечня объектов бюджетных инвестиций для создания их в рамках регионального проекта не было основано на приоритетности создания дополнительных мест для детей в дошкольных образовательных организациях на тех территориях Иркутской области, где имеется высокая потребность.
 
Результаты контрольного мероприятия позволяют сделать вывод, что установление, достижение, корректировка показателей и результатов реализации проекта не было основано на принципах сбалансированности, результативности и эффективности стратегического планирования, установленных ст. 7 Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», не направлено на ускоренное решение задач проекта, на реальное решение задачи по снижению очередности в дошкольных учреждениях путем создания дополнительного количества мест для детей до 3 лет, что нивелирует значение федерального и регионального проектов, как инструментов решения стратегических задач, указывает на невыполнение региональным проектом своего назначения.
 
Несогласованность задач подпрограммы и регионального проекта, целевых показателей подпрограммы с показателями и результатами регионального проекта не позволяет оценить степень влияния регионального проекта на достижение целевых показателей госпрограммы.
Правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности вызывает ряд замечаний в части критериев отбора, на основании которых формируются Рейтинги, и порядка определения и закрепления результатов отбора, которые не обеспечивают объективное ранжирование муниципальных образований в Рейтингах.
 
Не определены критерии и условия, согласно которым объекты бюджетных инвестиций подлежат включению для реализации в региональный проект.
 
За 2019 – 2020 г.г. для достижения показателей регионального проекта приобретено 7 объектов недвижимого имущества – зданий для размещения дошкольных учреждений (детских садов) на общую сумму 1 043 449,8 тыс. руб., в 2021 году приобретено 2 объекта на общую сумму 492 253,1 тыс. руб. Планирование и использование бюджетных средств осуществлено с нарушением законодательства.
 
Определение объектов, подлежащих строительству или приобретению для достижения результата регионального проекта в течение срока его реализации, не отличалось проработанностью, стабильностью, надежностью, эффективностью. Распространенной практикой являлось исключение объектов по окончании года либо перенос их на другой период.
 
Достижение показателя регионального проекта по количеству дополнительных мест в образовательных организациях обеспечивалось созданием объектов в рамках регионального проекта и отдельных объектов в рамках основного мероприятия (3 объекта). Объем ресурсного обеспечения создания этих объектов в рамках основного мероприятия за 3 года за счет средств областного бюджета составил 133 337,5 тыс. руб.
 
В рамках достижения результатов регионального проекта (мероприятий по созданию мест для детей в возрасте до 3 лет) с 2019 года введено 19 объектов, из них 10 объектов создано путем строительства, 9 объектов путем приобретения.
 
Установлено, что муниципальными образованиями допускались нарушения при использовании межбюджетных трансфертов.
 
Так, выявлен ряд нарушений при приобретении объекта недвижимости для размещения детского сада в п. Буреть Боханского района на 60 мест стоимостью 123 178,0 тыс. руб.
 
С недостатками осуществляется строительство здания детского дошкольного учреждения на 120 мест в г. Тайшет (ул. Зои Космодемьянской, д.7). Плановые сроки строительства сорваны. Заказчик неэффективно осуществляет свои полномочия по принятию мер, направленных на завершение строительства объекта.
 
С недостатками и неэффективно министерством образования в 2020 году реализовано мероприятие, направленное на создание дополнительных мест в частных образовательных организациях. Результативность предоставления субсидии из федерального бюджета на создание дополнительных мест в частных детских садах не обеспечена. Более того, допущено предоставление субсидии юридическому лицу с несоблюдением цели ее предоставления на сумму 204 542,0 рублей.
 
Имеет место практика корректировки плановых значений показателей под фактически достигнутые. Так, плановое значение результата создания мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, предусмотренное к достижению в 2020-2021 годах в количестве 2 985 мест, уменьшено на 2 125 мест до 860 мест под фактически достигнутые показатели.
 
Отмечается несвоевременное решение министерством образования вопросов корректировки Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, некачественная и несистемная работа с объектами и их финансовым обеспечением, результатом чего стало увеличение в декабре 2021 года бюджетных ассигнований на 5 новых (ранее не начатых) мероприятий по строительству объектов для создания мест в дошкольных учреждениях для детей от 1,5 до 3-х лет, что исключило любую возможность начала строительства объектов в 2021 году.
 
Всего объем проверенных средств составил 4 292 418,9 тыс. р., объем выявленных нарушений 1 818 684,2 тыс. р.
По итогам осуждения рекомендовано министерству образования Иркутской области, министерству строительства Иркутской области принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, отмеченных в отчете Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
 
Более подробно с отчетом можно ознакомиться по ссылке 1, с материалами к выступлению ссылке 2.