Информация по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области за январь-март 2022 года»

13.05.2022

 

1. За январь-март 2022 года доходы бюджета ТФОМС исполнены на 34,5 %, при годовом плане 49 799 872,7 тыс. рублей поступило 17 161 676,2 тыс. рублей. Основным доходным источником являлась субвенция из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступившая в объеме 16 857 784,3 тыс. рублей (или 34,4 % от годовых назначений), удельный вес которой в общем объеме доходов составил 98,2 %.

 

В марте 2022 года субвенция поступила в размере 8 694 939,3 тыс. рублей, или с превышением в 2 раза месячного объема (4 081 422,5 тыс. рублей). Это обусловлено изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 № 373 в Программу государственных гарантий на 2022 год, согласно которым допускается ежемесячное авансирование страховых медицинских организаций и медицинских организаций в размере более одной двенадцатой годового объема распределенного им финансового обеспечения, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств ОМС в 2021 году.

 

Согласно пояснительной записке к проекту данного постановления, предлагаемая мера позволит предупредить и минимизировать дополнительные расходы в связи ‎с удорожанием лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения ‎и других расходных материалов импортного производства. Вместе с тем, постановлением установлено, что заявки на авансирование не должны превышать годовой объем финансового обеспечения, распределенный решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Выделение дополнительных средств Территориальным фондам пока не предусмотрено.

 

С апреля 2022 года на основании заявок страховых медицинских организаций и медицинских организаций ежемесячное авансирование осуществляется ТФОМС в повышенном размере (более одной двенадцатой годового объема).

 

2. На 01.04.2022 показатели уточненной сводной бюджетной росписи по расходам превысили на 2 393 102,3 тыс. рублей показатели, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС на 2022 год. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществлено в соответствии со ст. 6 Закона о бюджете ТФОМС и обусловлено включением остатков неиспользованных средств 2021 года в сумме 2 022 800,9 тыс. рублей и поступлением в первом квартале 2022 года иных межбюджетных трансфертов в соответствии с распоряжениями Правительства РФ.

 

3. Расходы бюджета ТФОМС за январь-март 2022 года составили 13 149 063 тыс. рублей, или 25,2 % от утвержденных сводной бюджетной росписью годовых бюджетных назначений (52 192 975,1 тыс. рублей).

 

Из них средства в объеме 13 055 414,2 тыс. рублей (или 99,3 %) направлены на организацию обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, в том числе:

 

  • 1 716 438,8 тыс. рублей – на оплату оказанной в декабре 2021 года медицинской помощи за счет остатка субвенции 2021 года, возвращенного ФФОМС в феврале 2022 года на те же цели;
  •  

  • 154 252,6 тыс. рублей – на возмещение территориальным фондам ОМС других субъектов РФ затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами Иркутской области;
  •  

  • 145 387 тыс. рублей – на дополнительное финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства РФ.

 

4. В 2022 году финансирование медицинской помощи по проведению углубленной диспансеризации лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, осуществляется за счет средств ОМС, предусмотренных на реализацию Территориальной программы ОМС (в 2021 году углубленная диспансеризация проводилась за счет средств резервного фонда Правительства РФ в сумме 76 879,2 тыс. рублей, оплачено 53 993 законченных случая). Объемы проведения углубленной диспансеризации на 2022 год утверждены распоряжением Минздрава области от 29.12.2021 № 3317-мр в разрезе 68 медицинских организаций в общем количестве 182 254 человека. За январь-март 2022 года углубленная диспансеризация проведена 21 284 гражданам.

 

5. На софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за январь-март 2022 года направлено 5 011,9 тыс. рублей, что составляет 2,3 % от годовых назначений (220 798,7 тыс. рублей).

 

Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в первом квартале 2022 года не осуществлялись (годовые назначения – 4 115,7 тыс. рублей).

 

Следует отметить, что указанные расходы бюджета ТФОМС за счет иных межбюджетных трансфертов из ФФОМС отражены в государственной программе Иркутской области «Развитие здравоохранения» и уточненной сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС в составе расходов на реализацию региональных проектов «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Иркутской области квалифицированными кадрами» и «Борьба с онкологическими заболеваниями» соответственно. В паспорта данных региональных проектов и одноименных федеральных проектов вышеуказанные мероприятия не включены. КСП области рекомендует Минздраву области совместо с ТФОМС проработать вопрос по отражению данных расходов.

 

6. В первом квартале 2022 года не осуществлялись расходы на реализацию мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

 

Согласно уточненной 28.02.2022 сводной бюджетной росписи бюджета ТФОМС на реализацию данных мероприятий предусмотрено 562 524,6 тыс. рублей, из них 305 484,8 тыс. рублей – за счет остатков 2021 года. При этом План мероприятий на 2022 год, утвержденный Минздравом области 31.03.2022, предусматривает приобретение 4 единиц медицинского оборудования для 2 медицинских организаций на общую сумму 51 793,2 тыс. рублей.

 

Анализ работы территориальной комиссии для рассмотрения заявок показал, что основной причиной отклонения заявок медицинских организаций является их несоответствие критериям, установленным приказом Минздрава области. Так, 110 заявок из 112 поступивших заявок на приобретение оборудования на сумму 1 331 680 тыс. рублей признаны комиссией не соответствующими установленным критериям. Из них 75 % заявок не соответствовало критерию «Наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации».

 

Для оказания помощи медицинским организациям комиссией разработан пакет документов с пошаговым описанием качественной подготовки заявки на включение в План мероприятий.

 

7. Объем кредиторской задолженности медицинских организаций, работающих в системе ОМС, с начала года увеличился на 1 374,8 млн. рублей (на 01.01.2022 – 1 462,6 млн. рублей, на 01.04.2022 – 2 837,4 млн. рублей). Просроченная кредиторская задолженность по средствам ОМС на начало года и на 1 апреля 2022 года имелась только у одного областного государственного учреждения (ОГАУЗ «Братский перинатальный центр»), которая увеличилась на 1 599,4 тыс. рублей (с 2 868,4 тыс. рублей на 01.01.2022 до 4 467,8 тыс. рублей на 01.04.2022).

 

8. Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 346 в Программу государственных гарантий, медицинским организациям за счет средств ОМС разрешается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования. Это увеличит возможности медицинских организаций по закупке оборудования за счет средств ОМС. Вместе с тем, по мнению КСП области, сдерживающим фактором является необеспечение данной нормы соответствующим финансированием.

 

Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатору Иркутской области.