Проектом закона предлагается дополнить Закон Иркутской области от 10.07.2014 № 91-ОЗ «Об отдельных вопросах образования в Иркутской области» статьей 16.1 «Компенсация за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования», которой установить, что педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации (часть 1); закрепить за органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования (министерством образования), полномочие по установлению размера и порядка ее выплаты за счет средств областного бюджета (часть 2).
1. КСП области по результатам проведенного в 2021 году экспертно-аналитического мероприятия отметила, что в Иркутской области расходное обязательство за счет средств областного бюджета по выплате компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации не установлено.
Размер и порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, установлен приказом министерства образования Иркутской области от 08.06.2018 № 66-мпр.
Часть 2 статьи 16.1, предусматривающая наделение министерства образования правом на установление размера компенсации и порядка ее выплаты, не соответствует законодательству. Право на установление размера компенсации и порядка ее выплаты должно быть закреплено за Правительством Иркутской области.
2. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие проекта закона не потребует выделения дополнительных средств областного бюджета.
Как отмечено разработчиком законопроекта, имеющаяся расчетная дополнительная потребность на обеспечение выплаты компенсации на 2022 год в сумме 154 341,4 тыс. р. (70%), исходя из объема расчетной потребности в сумме 220 474,9 тыс. р. и предусмотренных бюджетных ассигнований в сумме 66 133,5 тыс. р. (30%), не связана с предлагаемыми изменениями законодательства. С учетом заявительного характера компенсации, объем фактической потребности может быть меньше.
3. Министерством образования Иркутской области (далее – министерство) порядок осуществления компенсации урегулирован с несоблюдением федерального законодательства. Так, согласно пункту 3 приказа министерства от 08.06.2018 № 66-мпр выплата компенсации осуществляется подведомственным министерству ГАУ Иркутской области «Центр оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования» (далее — учреждение, Центр) за счет средств субсидий на иные цели, определенных законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий год.
Для участия в подготовке и проведении ГИА привлечение работников муниципальных образовательных учреждений осуществляет министерство образования. Соответственно отсутствуют правовые основания для возложения осуществления выплат этим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА на автономное учреждение (Федеральный закон об образовании, Федеральный закон об автономных учреждениях).
У автономного учреждения перед педагогическими работниками, привлекаемыми для участия в ГИА на основании распорядительного акта министерства образования, никаких обязательств финансового характера не возникает.
Вследствие чего финансовое обеспечение такой компенсации в форме субсидии на иные цели не соответствует законодательству.
4. Государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных или общественных обязанностей выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Приказом министерства образования от 08.06.2018 № 66-мпр размер компенсации по подготовке и проведению ГИА определен исходя из базовой стоимости часа работы в размере 225 рублей, расчет которой этим правовым актом не регламентирован.
Как было установлено КСП области по результатам экспертно-аналитического мероприятия, расчет значения базовой стоимости часа произведен на основе прогнозной среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования в 2020 году в размере 40 892,2 рублей.
Однако с учетом увеличения прогнозного значения средней заработной платы (на 2021 год до 43 591,9 рублей или 8,8%, на 2022 год до 46 296,3 рублей на 13,2% по отношению к уровню 2020 года) базовая стоимость часа не пересматривалась, что, принимая во внимание положения части 9 статьи 47 Федерального закона об образовании, влечет ухудшение условий оплаты за работу при проведении ГИА в сравнении с оплатой труда по занимаемой должности педагогических работников.
Следовательно, законом необходимо предусмотреть условия и порядок индексации этих выплат.
С учетом изложенного, часть 2 статьи 16.1 проекта закона, предусматривающая возложение на министерство образования Иркутской области установления размера и порядка выплаты компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ГИА, не поддерживается, как противоречащая федеральному законодательству.
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области.