Законопроект направлен на урегулирование региональным законом правоотношений при применении инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ) по налогу на прибыль организаций, установленного ст. 286.1 НК РФ. Субъекты РФ получили право вводить инвестиционный налоговый вычет с 2018 года. Часть 6 ст. 286.1 НК РФ содержит ряд положений (в том числе ограничений), которые могут быть установлены в законе субъекта РФ в части ИНВ.
По результатам экспертизы законопроекта установлено следующее.
1. Законопроектом использованы лишь отдельные положения (ограничения) из предлагаемого перечня частью 6 ст. 286.1 НК РФ (всего 18 ед.).
Законопроект, например, может содержать критерии, сужая численность налогоплательщиков, претендующих на получение ИНВ, при одновременной поддержке приоритетных проектов.
В законопроекте не приведены категории объектов основных средств в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование видов хозяйственной деятельности налогоплательщика (ОКВЭД), которым доступен ИНВ.
2. Размер вычета от объема расходов на инвестиции в основные средства определяется до 90% (может быль в диапазоне от 10 % до 90%). Обоснование по установлению предельного размера не представлено. Перечень направлений инвестиционных проектов организаций, которые могут воспользоваться ИНВ.
3. При определении региональной ставки (законопроектом предложено 5%) для расчета предельной суммы вычета целесообразно установить размер ставки в зависимости от объема инвестиций.
4. Введение ИНВ должно учитывать ограничения, в т.ч. выполнение регионом РФ требований Минфина России в части уровня государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета региона, а также введение дополнительных льгот и режимов для новых инвестиционных проектов.
Выпадающие доходы (ориентированный объем законопроектом не представлен) должны не повлиять на соблюдение обязательств по соглашениям по реструктуризации перед РФ по бюджетным кредитам, которые приняты в законодательном порядке субъектами РФ.
5. Законопроект предполагает вступление в силу с 01.07.2022, но не ранее чем по истечении одного месяца после его официального опубликования. Выпадающие доходы областного бюджета потребуют корректировку доходов, соответственно расходов и источников финансирования дефицита бюджета текущего года и планового периода 2023 и 2024 годов.
Принятие закона в данной редакции приведет к изменению доходов областного бюджета (снижению), что требует дополнительного обсуждения отдельных положений законопроекта.
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области.