Законопроектом предлагается изменить действующий подход к определению размера ежегодной индексации социальной выплаты и дополнительного материального обеспечения, а также дату индексации, установленные частью 3 статьи 23 и частью 2 статьи 25 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 108-оз «О физической культуре и спорте в Иркутской области». Так, предлагается вместо «прогнозируемого уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации» предусмотреть индексацию на уровне не ниже индекса роста потребительских цен за предыдущий год, дату индексации установить с 1 апреля текущего года.
Следует отметить, что действующий подход к индексации социальных выплат и дополнительного материального обеспечения с точки зрения применения для индексации прогнозируемого уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации соответствует действующему законодательству и обязательных требований к его пересмотру и изменению не предусмотрено.
Определить объем дополнительных бюджетных ассигнований, который потребуется в случае принятия Законопроекта, не представляется возможным из-за отсутствия данных по прогнозируемому уровню инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации на 2023 год и фактическому индексу роста потребительских цен в 2022 году.
В целях защиты прав граждан и недопущения ухудшения уровня их социальной обеспеченности предлагаем скорректировать формулировки, предложенные в статье 1 Законопроекта. Например, абзац пятый части 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
- «Размер социальной выплаты, установленный пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, ежегодно индексируется в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период исходя из прогнозируемого уровня инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации.
- В случае если прогнозный уровень инфляции (потребительских цен) на текущий год ниже уровня фактической инфляции за предыдущий год, размер социальной выплаты дополнительно индексируется с 1 апреля текущего года. Размер индексации не может быть меньше индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
- Размер индексации, а также размер указанной выплаты с учетом его индексации определяются законом области об областном бюджете на очередной (текущий) финансовый год и плановый период.».
Аналогично скорректировать формулировку абзаца четвертого части 2 статьи 25.
Кроме того, полагаем, что изменение подхода к индексации отдельных социальных выплат нецелесообразно, оно должно иметь комплексный характер для всех мер социальной поддержки на территории Иркутской области. Согласно приложению 6 к Закону Иркутской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» меры социальной поддержки, подлежащие ежегодной индексации, предусмотрены в 27 областных законах.
Для обеспечения равных прав получателей социальных выплат вопрос об изменении подхода к индексации социальных выплат целесообразно рассмотреть в целом, по отношению ко всем региональным мерам социальной поддержки, с оценкой финансово-экономических последствий и возможностей областного бюджета.
Учитывая изложенное, Законопроект подлежит рассмотрению с точки зрения целесообразности и возможности его практического применения.
Заключение направлено в Законодательное Собрание Иркутской области.