Проверка мероприятий по завершению расселения и сноса не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока

19.12.2022

сторКСП Иркутской области проводится контрольное мероприятие «Аудит исполнения бюджетов в части достаточности и результативности принимаемых мер по завершению расселения и сноса не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, в 2022 году и истекшем периоде 2023 года».
 
Указанное мероприятие проводится совместно со Счетной палатой РФ. Согласно программе подготовлен отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия.
 
Аудитор Юлия Махтина отметила, что необходимость решения задачи по переселению граждан из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, в рамках отдельного мероприятия Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» обусловлена выявленными в ходе практической реализации программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, проблемами, связанными с проживанием граждан во временных строениях (вагончики, бараки, сборно-щитовые домики и т.д.), не являющихся жилыми, а также соответствующим поручением Президента Российской Федерации.
 
Мероприятия реализуются путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Иркутской области за счет средств федерального и областного бюджетов. За три года реализации Подпрограммы объем субсидий местным бюджетам был предусмотрен в следующих объемах: 68 117,9 тыс. р. (2020 год), 47 291,4 тыс. р. (2021 год), 193 370,3 тыс. р. (2022 год) пяти муниципальным образованиям.
 
В ходе проверки использования муниципальными образованиями средств субсидии и учетных дел граждан, которых планируется переселить в 2022 году, установлено, что по состоянию на 08.11.2022 освоено 71 229,4 тыс. р. (36,8% субсидий), до конца 2022 года планируется освоить 126 979,7 тыс. р., к возврату в бюджет субъекта будет подлежать 66 390,8 тыс. р. (34,3 %).
 
В рамках оценки достижения запланированных результатов использования субсидий и обязательствах, принятых в целях их достижения, установлено, что с начала действия Подпрограммы (за 2020-2021 годы) всего было переселено 46 семей. В 2022 году (по состоянию на 14.11.2022) расселено еще 27 семей из 45, планируемых к переселению в 2022 году.
 
В целом, анализ реализации задачи по сносу расселенных помещений свидетельствует об имеющихся проблемах в ее решении. Во-первых, Федеральными правилами, областными нормативными правовыми актами вопрос сноса расселенных строений и рекультивации освободившихся земельных участков не урегулирован. Фактически Градостроительным кодексом данный вопрос закреплен за органами местного самоуправления. Вместе с тем, бюджеты муниципальных образований первого уровня (поселения) в большинстве своем не сбалансированы и изыскать средства на реализацию данных мероприятий для них проблематично.
 
В ходе проверки проведены выборочные визуальные осмотры приобретенных с использованием социальной выплаты домов, в рамках которых установлено, что отдельные переселенные граждане в приобретенном жилье не проживают, жилье находится в неудовлетворительном состоянии.
 
Отчет направлен в Законодательное Собрание Иркутской области и Правительство Иркутской области.