КСП Иркутской области приняла участие в обсуждении вопросов цифровых услуг в здравоохранении региона

13.01.2023

Снимок 11 января 2023 года состоялось на площадке регионального парламента совещание, на котором обсуждены вопросы доступности цифровых услуг в здравоохранении для жителей, а также проблемы медучреждений при работе на единой цифровой платформе (ЕЦП).
 
В мероприятии приняла участие аудитор КСП Иркутской области Ольга Ризман, которая в своем выступлении отметила следующее.
 
За 4 года (2019-2022) на реализацию РП «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» затрачено 1 347 млн. рублей (из них 95 % — это федеральные средства).
 
КСП области за этот период неоднократно исследовались вопросы реализации регионального проекта и состояния информатизации здравоохранения. Отмечены низкие темпы информатизации, мероприятия выполняются с нарушением сроков, целый ряд контрольных точек в срок не выполнены. Например, в 2020 году из 27 контрольных точек к установленному сроку не выполнено 17 (или больше половины). При этом по большинству из них в отчете Минздрава области указано, что они выполнены.
 
На сегодняшний день имеется ряд проблем, на которые мы обращали внимание в предыдущие годы, тормозящие процессы информатизации и требующие решения. Так, до сих пор не отлажено в полной мере электронное взаимодействие между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы (результаты проведенной медико-социальной экспертизы из Бюро МСЭ, по-прежнему, не загружаются в РМИС, а поступают в медицинскую организацию на бумажном носителе).
 
Цифровизация должна упрощать работу врача, а не делать ее более трудоемкой. Как показали проверки медицинских организаций, в связи с отсутствием надлежащего интеграционного взаимодействия некоторых централизованных подсистем с региональной информационной системой данные в электронную карту пациента заносятся вручную. Внедренные в 2020-2021 годах централизованные подсистемы полноценно не функционируют.
 
Например, подсистема «Центральный архив медицинских изображений», к которой к концу 2021 года должны быть подключены все 100 % медицинских организаций. На ее внедрение в 2020 году использовано 35 млн. рублей и в 2021 году еще 12 млн. рублей. В отчете за 2020 и 2021 годы Минздрав отчитался, что результат достигнут. Проверка показала, что функционал ЦАМИ в полной мере не используется, хранящиеся там медицинские изображения невозможно идентифицировать по пациентам и осуществить поиск необходимого изображения. Больницы жалуются, что низкая скорость передачи данных, снимки не передаются, все виснет. Новое приобретенное оборудование к подсистеме не подключается. В 2022 году мы проверяли Медсанчасть ИАПО и Ангарскую БСМП, обе больницы в ЦАМИ не работают, не подключены, с приобретенных для сосудистых центром томографов и ангиографа изображения в данную централизованную подсистему не передаются.
 
Для граждан цифровизация должна облегчить процесс записи к врачу, а также получение необходимых медицинских документов и сведений. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» на портале госуслуг должны быть доступны медицинские электронные документы независимо от региона, где находится пациент. Пока эта задача в Иркутской области не решена.
 
Целевые показатели «Доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно» и «Доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистеме ЕГИСЗ» в Иркутской области не выполняются.
 
С материалами к выступлению аудитора можно ознакомится по ссылке.