Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство по молодежной политике Иркутской области;
- комитет по градостроительству администрации города Братска;
- администрация Байкальского городского поселения;
- администрация городского округа муниципального образования «город Саянск»;
- администрация муниципального образования г. Бодайбо и района.
Создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, всестороннюю поддержку молодых семей, содействие в обеспечении жильем молодых семей входит в число приоритетных задач в области молодежной политики. Решение жилищных проблем молодых семей является одним из механизмов закрепления молодежи на территории Иркутской области.
В Иркутской области поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы реализуется в рамках подпрограммы «Молодым семьям — доступное жилье» Госпрограммы «Доступное жилье», ответственным исполнителем которой определено министерство по молодежной политике Иркутской области (далее — Министерство). Анализ реализации аналогичных мероприятий в других субъектах показал, что в основном данные полномочия закреплены за соответствующими органами исполнительной власти в области строительства.
В рамках Подпрограммы предусматривается предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Иркутской области, победившим в конкурсном отборе, на реализацию муниципальных программ, направленных на создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.
Законами о бюджете на 2020 год и 2021 год объем бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы утвержден в объеме 458 432,6 тыс. р. и 327 478,9 тыс. р. соответственно. Согласно отчетам Министерства за этот период всего на мероприятия с учетом средств местных бюджетов было предусмотрено 607 535,0 тыс. р. и 470 722,4 тыс. р. соответственно, фактически перечислено получателям 590 818,6 тыс. р. и 454 591,5 тыс. р.
Неиспользованный остаток средств федерального бюджета составил 799,1 тыс. р. в 2020 году и 1 342,8 тыс. р. – в 2021 г. Неиспользованные остатки средств возвращены в федеральный бюджет в полном объеме.
В рамках контрольного мероприятия были проведены проверки использования бюджетных средств муниципальными образованиями — получателями субсидий в четырех муниципальных образованиях области: городах Братск и Саянск, Байкальском городском поселении и в муниципальном образовании г. Бодайбо и района. Кроме того, были проанализированы документы, предоставленные в Министерство муниципальными образованиями, участвовавшими в реализации Подпрограммы.
По итогам проведенного анализа планирования финансовых ресурсов в рамках муниципальных программ, местных бюджетов было установлено, что в большинстве случаев в качестве расходного обязательства муниципальными образованиями в реестрах расходных обязательств указывается муниципальная программа.
При этом муниципальные программы не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств муниципального образования, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 86 БК РФ).
В этой связи включение Министерством в Соглашения с муниципальными образованиями пункта, которым установлено, что «Расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установлены соответствующей муниципальной программой» осуществлено необоснованно.
По результатам контрольного мероприятия в адрес министерства по молодежной политике Иркутской области внесено представление.