Коллегией КСП области рассмотрены результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

13.07.2023

 

Контрольно-счетной палатой Иркутской области проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит мер по формированию на территории Иркутской области в 2019-2022 годах и истекшем периоде 2023 года комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами для достижения национальных целей и задач развития».

 

По итогам мероприятия аудитор Лариса Мулярова отметила, что федеральным законодательством понятия комплексной системы обращения с ТКО не дано. При этом, содержание этого понятия вытекает из ряда стратегических документов федерального уровня, в том числе Указов Президента РФ № 204 и № 474. Формирование комплексной системы обращения с ТКО в рамках национального проекта «Экология» выделено в отдельный федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», предусматривает создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

 

В Иркутской области реализуются отдельные мероприятия. Например, муниципальным образованиям из областного бюджета предоставляются субсидии на создание мест накопления ТКО (контейнерных площадок), которые должны соответствовать правилам благоустройства муниципальных образований и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Также предоставляются субсидии на подготовку проектной документации и строительство объектов в сфере обращения с отходами.

 

Вместе с тем, планирование и создание объектов обработки ТКО уже запаздывает.

 

За период с 2019 года только в зоне 1 «Север» в 2021 году начал действовать объект обработки ТКО в г. Братске. В зоне 2 «Юг» в 2022 году завершено строительство полигона на территории Слюдянского района, в составе которого предусмотрено размещение мобильного мусоросортировочного комплекса. Заключение о соответствии объекта проектной документации выдано в январе 2023 года. На строительство полигона твердых коммунальных отходов с мусоросортировочной линией на территории муниципального образования «город Саянск» разработанная проектная документация проходит процедуру государственной экспертизы.

 

Отсутствие инфраструктуры обработки и утилизации отходов тормозит внедрение раздельного накопления ТКО, которое сопровождается системой недостатков. Так, планы муниципальных образований по закупке контейнеров для раздельного накопления ТКО не были согласованы с возможностями региональных операторов. Не всеми муниципальными образованиями закупленные за счет средств федерального бюджета контейнеры для раздельного накопления ТКО были установлены на контейнерные площадки, не обеспечено информирование потребителей услуги в сфере обращения с ТКО о правилах раздельного накопления.

 

Несмотря на то, что федеральным законодательством предусмотрено право субъектов РФ предусматривать стимулирование утилизации отходов, а Региональной программой по обращению с отходами предусмотрена разработка механизма стимулирования, меры государственной поддержки экологически направленной деятельности организаций по осуществлению приема, обработки и утилизации вторичных ресурсов отсутствуют.

 

Также на заседании коллегии КСП рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Аудит реализации Правительством Иркутской области полномочий по решению задачи повышения надежности, доступности и качества электроснабжения потребителей Иркутской области, в том числе качества контроля за реализацией инвестиционных программ территориальных электросетевых организаций за период 2019-2022 годов».

 

Аудитор Юрий Гамзулин отметил, что в Иркутской области в период с 2015 года по 2022 год количество территориальных электросетевых организаций (ТСО) сократилось на 20 организаций (с 45 до 25 организаций). К 2025 году не будут соответствовать уточненным критериям 18 из 25 ТСО. Сокращение количества ТСО в регионе соответствует основным положениям Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации.

 

Целевыми ориентирами Стратегии являются повышение надежности и качества энергоснабжения до уровня, соответствующего запросу потребителей; увеличение безопасности электроснабжения, в том числе снижение общего количества несчастных случаев; повышение эффективности электросетевого комплекса; снижение количества территориальных сетевых организаций.

 

По данным ОГКУ «Центр Энергоресурсосбережения» на объектах жилищно-коммунального комплекса Иркутской области (электроснабжение) в 2020 году зарегистрировано 593 технологических нарушений, в 2021 году – 499, в 2022 году – 667. Основными их причинами в 2020-2022 годах являлся отказ оборудования.

 

В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», в 2019 году министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области утверждены (откорректированы) 11 инвестиционных программ ТСО со сроками реализации в 2020-2024 годах. Общий объем инвестиционных программ 11 ТСО утвержден министерством на 2020 год в сумме 2 512,3 млн. рублей (без НДС), из которых исполнено ТСО — 1 867,1 млн. рублей (без НДС) или 74,3% от утвержденных значений. В 2020 году наибольший объем приходится на инвестиционную программу ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (доля — 819,7 млн. рублей или 32,6%), из которых исполнено предприятием в отчетном периоде – 81,2 млн. рублей (9,9%).

 

В 2020-2022 годах наблюдается положительная динамика исполнения плановых значений инвестиционных программ ТСО, в том числе инвестиционная программа ОГУЭП «Облкоммунэнерго» исполнена в 2020 году на 9,9%, в 2021 году на 71,3% и в 2022 году на 118,2%. Вместе с тем, исполнение инвестиционной программы ОАО «Иркутская электросетевая компания» имеет отрицательную динамику. В 2020 году инвестиционная программа исполнена на 82,3%, в 2021 году – 71,0%, в 2022 году – 68,0%.

 

В 2019-2021 годах плановые значения показателей надежности и качества услуг в основном выполнены территориальными сетевыми организациями. Неисполнение плановых значений надежности и качества услуг отмечается в 2019 году по 1 организации (ООО «Управление энергоснабжение»), в 2020 году по 2 организациям (АО «Витимэнерго» и филиал «Забайкальский» ОАО «Оборонэнерго»), в 2021 году по 1 организации (ООО «ЭНКТП»).

 

По обращению Думы Юбилейнинского сельского поселения Киренского района от 02.06.2023 КСП области проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета Юбилейнинского муниципального образования Киренского района Иркутской области за 2022 год».

 

По результатам мероприятия отмечено, что в целом бюджетная отчетность сформирована с учетом требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. Между тем, выявлены недостатки при формировании пояснительной записки к бюджетной отчетности, в частности, не раскрыты причины увеличения дебиторской задолженности и др.

 

Обращено внимание на наличие существенного остатка средств местного бюджета на конец отчетного периода (при расходах за 2022 год в объеме 17,7 млн. рублей, остаток на конец 2022 года составил более 19 млн. рублей), что указывает на недостаточно эффективное планирование расходов.

 

Коллегией КСП принято решение направить заключение в Законодательное Собрание Иркутской области и Думу Юбилейнинского муниципального образования, информационное письмо – в администрацию Юбилейнинского муниципального образования и администрацию Киренского муниципального района.